Решение по делу № 2-333/2023 от 02.10.2023

Дело № 2-333/2023

УИД 32RS0011-01-2023-000369-49

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2023 года г. Злынка

Злынковский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Чубченко А.М.,

при секретаре судебного заседания Горезиной П.А.,

с участием помощника прокурора Злынковского района Брянской области Дылдиной О.В.,

представителя ответчика Ягеля В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Злынковского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Злынковского района Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Злынковского района обратился в суд в порядке ст. 39 КАС РФ с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Злынковского района Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – шахтного колодца, являющегося источником нецентрализованного водоснабжения, расположенного рядом с домом <адрес> в д. Большие Щербиничи Злынковского района Брянской области, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства в сфере охраны и использования водных объектов на территории Злынковского района, установлено наличие бесхозяйного источника нецентрализованного водоснабжения, а именно шахтного колодца, расположенного рядом с домом <адрес> в д. Большие Щербиничи Злынковского района, при этом данный источник нецентрализованного водоснабжения ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен и фактически никто за его техническим состоянием не следит, в настоящее время не имеет собственника, балансодержателя, то есть является бесхозяйным. Отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию данного объекта водоснабжения, как следствие, влечет отсутствие надлежащего материального обеспечения, а также должного контроля за его состоянием и функционированием, что не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций. Отсутствие собственника шахтного колодца создает не только сложности в его техническом обслуживании при эксплуатации, но и создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой причинение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В связи с изложенным, истец просит признать незаконным бездействие администрации Злынковского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – шахтного колодца, являющегося источником нецентрализованного водоснабжения, расположенного рядом с домом № <адрес> в д. Большие Щербиничи Злынковского района, и обязать администрацию Злынковского района Брянской области, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества указанный шахтный колодец.

Требование о признании незаконным бездействия администрации Злынковского района Брянской области подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).

Однако прокурор одновременно заявил и требование о постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного. При этом положения о бесхозяйных вещах регламентированы в ст. 225 ГК РФ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Таким образом, требование прокурора о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества шахтного колодца подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, разделение заявленных требований невозможно, следовательно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства (ст. 16.1 КАС РФ, ст. 33.1 ГПК РФ).

В судебном заседании помощник прокурора Дылдина О.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в полном объеме.

Представитель ответчика Ягель В.В. иск не признал по основаниям, изложенным в письменном возражении, просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Брянской области, начальник Межмуниципального отдела по Новозыбковскому, Злынковскому районам и городу Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, разрешение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Исковое заявление прокурора Злынковского района подано в пределах его полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Из положений ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ следует, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Злынковского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере организации водоснабжения на территории Злынковского района, в результате которой установлено, что шахтный колодец, являющийся источником нецентрализованного водоснабжения, и расположенный рядом с домом <адрес> в д. Большие Щербиничи Злынковского района Брянской области, относится к бесхозяйному недвижимому имуществу, что подтверждается: информацией администрации Злынковского района Брянской области об отсутствии данного объекта недвижимого имущества в реестре муниципальной собственности муниципального образования Злынковский муниципальный район; сведениями Щербиничской сельской администрации Злынковского района Брянской области о том, что шахтный колодец в муниципальной собственности сельского поселения не находится, третьим лицам не принадлежит, споров о праве на него нет; информацией Управления имущественных отношений Брянской области об отсутствии данного объекта недвижимого имущества в реестре государственного имущества Брянской области; информацией Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях об отсутствии данного объекта недвижимого имущества в реестре федерального имущества, а также сведениями, представленными Межмуниципальным отделом по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г. Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области и ППК «Роскадастр», согласно которым этот объект недвижимости на кадастровом учете не состоит, права на него не зарегистрированы, в ЕГРН сведения о нем отсутствуют.

Указанный шахтный колодец предназначен для водоснабжения населения, является резервным источником водоснабжения при наличии централизованного водоснабжения, находится на землях общего пользования и не имеет собственника.

Отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию данного объекта водоснабжения, как следствие, влечет отсутствие надлежащего материального обеспечения, а также должного контроля за его состоянием и функционированием, что не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций, затопления, угрозы санитарному благополучию населения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Вопросы местного значения сельского поселения определены частью 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при этом в них не включены вопросы, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, на территории сельских поселений Злынковского района Брянской области организация водоснабжения и водоотведения осуществляется органами местного самоуправления Злынковского муниципального района Брянской области.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности

Таким образом, из вышеприведенных норм права следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию источников нецентрализованного водоснабжения (шахтного колодца), в том числе, бесхозяйных.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", вступившим в силу с 01 января 2017 года.

Согласно п. 2 указанного Порядка Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Согласно п. 5 указанного Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. ст. 3, 6, 8 и 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года № 416, государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение ряда целей, в том числе охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Администрация Злынковского района Брянской области, являясь исполнительно-распорядительным органом Злынковского муниципального района Брянской области, является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.

При таких обстоятельствах иных участников гражданского оборота, имеющих право на подачу заявления о постановке на учет такого бесхозяйного объекта недвижимого имущества, не имеется, в связи с чем, бездействие администрации Злынковского района Брянской области в части не обращения в соответствующий орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав с заявлением о постановке объекта недвижимого имущества – шахтного колодца, являющегося источником нецентрализованного водоснабжения, и расположенного рядом с домом <адрес> <адрес> в д. Большие Щербиничи Злынковского района Брянской области на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении администрацией Злынковского района Брянской области возложенной на неё обязанности.

Доводы ответчика со ссылкой на ч. 3 ст. 131 ГПК РФ о том, что исковое заявление прокурора подлежит оставлению без движения, как поданное без соблюдения требований ст. 131 ГПК РФ, так как в иске не содержится ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты интересов неопределенного круга лиц, являются ошибочными. Исковое заявление прокурора соответствует требованиям, определенным ч. 3 ст. 131 ГПК РФ, а оставление искового заявления без движения возможно только на стадии принятии иска к производству суда.

Доводы ответчика о том, что требования истца не основаны на положениях закона, так как в иске приведены положения закона, утратившие силу (п. 4 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") несостоятельны ввиду того, что в иске приведены иные нормы законодательства, которые приняты судом и положены в основу решения по настоящему делу.

Доводы ответчика со ссылкой на ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» о том, что законодателем на органы местного самоуправления возлагается обязанность по организации холодного водоснабжения с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения только в случае отсутствия централизованной системы холодного водоснабжения, и со ссылкой на п. 5 ст. 8 того же Федерального закона о том, что данный закон не содержит положений, обязывающих орган местного самоуправления осуществить постановку нецентрализованных объектов водоснабжения на учет в качестве бесхозяйных, суд находит несостоятельными. Как следует из сведений, представленных и.о. главы Щербиничской сельской администрации Злынковского района Брянской области, сведений, представленных МУП «Злынковский районный водоканал», спорный шахтный колодец является действующим и используется в случае отсутствия централизованного водоснабжения. Следовательно, непринятие мер по оформлению права собственности на указанный бесхозяйный источник нецентрализованного водоснабжения приведет к отсутствию контроля за состоянием колодца и его работоспособностью, создаст угрозу санитарному благополучию граждан.

Приведенные представителем ответчика в своих возражениях доводы о том, что заявленные истцом требования нарушают принцип самостоятельности местного самоуправления и влекут дополнительные финансовые затраты, и поэтому удовлетворению не подлежат, суд также находит несостоятельными, поскольку они противоречат приведенным выше положениям действующего законодательства, определяющим обязанность ответчика, как органа местного самоуправления, подать заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – шахтного колодца, расположенного на территории Злынковского района Брянской области, с последующим признанием в установленном законом порядке права муниципальной собственности на этот объект, являющийся источником нецентрализованного водоснабжения. Указанные доводы ответчика не могут быть приняты во внимание, поскольку соблюдение прав граждан по использованию нецентрализованного источника водоснабжения для личных и бытовых нужд не может ставиться в зависимость от бюджетно – финансовой обеспеченности органа местного самоуправления.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Злынковского района Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, подлежат удовлетворению в полном объеме независимо от наличия либо отсутствия в населенном пункте централизованного водоснабжения, поскольку статус шахтного колодца, являющегося источником нецентрализованного водоснабжения, как бесхозяйного, не позволяет обеспечить его надлежащее содержание и безопасное использование по назначению.

При этом суд находит возможным предоставить ответчику срок для исполнения судебного решения, равный шести месяцам, считая такой срок разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Злынковского района Брянской области (<данные изъяты>) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Злынковского района Брянской области (<данные изъяты>) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Злынковского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, и обязать администрацию Злынковского района Брянской области обратиться в соответствующий орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав с заявлением и документами, необходимыми для постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – шахтного колодца, являющегося источником нецентрализованного водоснабжения, расположенного рядом с домом <адрес> д. Большие Щербиничи Злынковского района Брянской области, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Злынковский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                  А.М. Чубченко

2-333/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Злынковского района
Ответчики
Администрация Злынковского района
Другие
Межмуниципальный отдел по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г.Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области
Суд
Злынковский районный суд Брянской области
Судья
Чубченко Андрей Михайлович
Дело на сайте суда
zlinkovsky.brj.sudrf.ru
02.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2023Передача материалов судье
09.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2023Подготовка дела (собеседование)
24.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее