Судья: Радченко И.И. дело №7А-9/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е17 января 2019 г. г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Шубин Д.В.,
при секретаре Кондратьевой К.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ООО «Маркисол» на решение судьи Славского районного суда Калининградской области от 12 ноября 2018 года, которым оставлено без изменений постановление заместителя начальника отдела экологического надзора, охраны окружающие среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 12 июля 2018 года в отношении ООО «Маркисол».
Заслушав защитника ООО «Маркисол» Волкова Д.А., суд
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора, охраны окружающие среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 12 июля 2018 № ООО «Маркисол» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Славского районного суда Калининградской области от 12 ноября 2018 года указанное постановление оставлено без изменений, жалобы общества – без удовлетворения.
ООО «Маркисол» обратилось с жалобой на указанное решение, просит его отменить, производство по делу прекратить, в обоснование указывает, что в ходе производства по делу не было установлено, образуются ли отходы производства и потребления в ходе хозяйственной деятельности общества, если же образуются, то какие именно; вывозимые твердые бытовые отходы не являются отходами производства и потребления. Таким образом, ООО «Маркисол» не относится к субъектам хозяйственной деятельности, в отношении которых действуют установленные Федеральным законом №89-ФЗ требования и обязанности в сфере обращения с отходами.
Заслушав объяснения защитника,исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как указано в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721. Согласно п. 5 Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Как следует из материалов дела,проверкой, проведенной Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области, установлено, что в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, в процессе хозяйственной деятельности у ООО «Маркисол» образуются следующие отходы производства и потребления IV класса опасности:
«Светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства»» (код по ФККО: 4 82 415 01 52 4);
«Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный» (код по ФККО: 7 33 100 01 72 4);
«Обтирочный материал, загрязненных нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15 %)» (код по ФККО: 9 19 204 02 60 4);
«Песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15 %)» (код по ФККО: 9 19 201 02 39 4).
В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, в процессе хозяйственной деятельности у ООО «Маркисол» образуются следующие отходы производства и потребления V класса опасности:
«Смет с территории предприятия практически неопасный» (код по ФККО: 7 33 390 02 71 5);
«Обрезь натуральной чистой древесины» (код по ФККО: 3 05 220 04 21 5);
«Лом и отходы алюминия в кусковой форме незагрязненные» (код по ФККО:4 62 200 03 21 5);
«Отходы упаковочногогофрокартона незагрязненные» (код по ФККО: 4 05 184 01 60 5)
«Отходы полипропиленовой тары незагрязненные» (код по ФККО: 4 34 120 04 51 5);
«Отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные» (код по ФККО: 4 34 110 02 29 5);
«Обрезки и обрывки смешанных тканей» (код по ФККО: 3 03 111 09 23 5).
Таким образом, ООО «Маркисол» осуществляет деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления. При этом, в нарушение приведенных выше норм законодательства, ООО «Маркисол» не подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, на указанные отходы не составлены и не согласованы паспорта отходов. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, пережданных другим лицам, а также размещенных отходов не ведется.
Указанные обстоятельства подтверждаются актами на вывоз ТКО за 2017-2018 г.г., протоколом об административном правонарушении от 1 июня 2018 года №, актом проверки от 24 мая 2018 года, иными материалами дела.
Относительно доводов жалобы прихожу к следующему.
По смыслу приведенных выше норм права, вопреки позиции защиты, твердые коммунальные отходы являются разновидностью отходов производства и потребления, следовательно, в отношении обращения с ТКО действует соответствующее правовое регулирование.
Тезис о том, что, поскольку не установлено образование определенных видов отходов в результате деятельности общества, так как непосредственная проверка производства на месте не производилась, ООО «Маркисол» не может быть привлечено к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, несостоятелен. В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Маркисол» осуществляет производственную деятельность, в ходе которой образуются отходы. Отсутствие же их классификации, учета и паспортизации и образует состав вмененного административного правонарушения. Таким образом, если и принять позицию общества относительно недоказанности образования конкретных видов отходов, то сам по себе наличие такой неопределенности обусловлено бездействием общества в сфере учета обращения с отходами.
Следует также учесть, что как законный представить ООО «Маркисол», присутствовавший при рассмотрении дела об административном правонарушении 12 июля 2018 года, так и защитник не отрицали необходимости паспортизации отходов, образующихся в ходе деятельности общества.
Наказание ООО «Маркисол» назначено правильно.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
решение судьи Славского районного суда Калининградской области от 12 ноября 2018 года оставить без изменений, жалобу – без удовлетворения.
Судья: Д.В. Шубин