Решение по делу № 33-8361/2023 от 07.11.2023

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

№ 33-8361/2023

Дело № 2-93/2023

УИД 36RS0006-01-2022-006322-90

Строка 2.211 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 декабря 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего: Кучинского Е.Н.,

судей: Зелепукина А.В., Тарасова В.Н.,

при секретаре: Тринеевой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зелепукина А.В. гражданское дело № 2-93/2023 по иску Государственной жилищной инспекции по Воронежской области к обществу с ограниченной ответственностью «РЭК «Центральный» о понуждении исполнения предписания

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «РЭК «Центральный» на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 28 февраля 2023 года

(судья Шевелева Е.В.),

У С Т А Н О В И Л А:

Государственная жилищная инспекция по Воронежской области обратилась (далее – ГЖИ ВО) в Центральный районный суд г. Воронежа с иском к обществу с ограниченной ответственностью «РЭК «Центральный» (далее – ООО «РЭК Центральный») о понуждении исполнения предписания от 19 апреля 2022 года

.

Требования мотивированы тем, что в рамках рассмотрения обращения гражданина от 24 марта 2022 года по вопросу непринятия управляющей организацией мер по устранению утечек системы канализации в подвале многоквартирного <адрес>, на основании решения от 13 апреля 2022 года № 155 в отношении управляющей домом организации ООО «РЭК Центральный» инициировано проведение внепланового инспекционного визита.

В ходе проведенного внепланового инспекционного визита выявлены нарушения, составлен акт инспекционного визита и выдано предписание от

19 апреля 2022 года № 02-07/176 сроком исполнения до 16 мая 2022 года с подлежащими выполнению мероприятиями и работами:

- устранить утечки инженерных систем в подвале;

- просушить подвальное помещение;

- представить акт дезинфекции подвала.

С целью проверки исполнения предписания по вопросу соблюдения обязательных требований п. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 4.1.3, 4.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, п. 2, 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, инспекцией 20 мая 2022 года в адрес ООО «РЭК Центральный» направлен запрос-требование о предоставлении информации об исполнении предписания №02-07/176 от 19 апреля 2022 года.

Ответом от 14 июня 2022 года ООО «РЭК Центральный» сообщило, что предписание не исполнено. В связи с тем, что ответчик уклоняется от выполнения предписания, ГЖИ ВО обратилась в суд с настоящим иском.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 28 февраля 2023 года постановлено исковые требования Государственной жилищной инспекции по Воронежской области к ООО «РЭК Центральный» о понуждении исполнения предписания удовлетворить. Обязать ООО «РЭК Центральный» в десятидневный со дня вступления решения суда в законную силу исполнить предписание государственной жилищной инспекции Воронежской области № 02-07/176 от

19 апреля 2022 года, а именно:

- устранить утечки инженерных систем в многоквартирного <адрес> по

<адрес>;

- просушить подвальное помещение;

- представить акт дезинфекции подвала <адрес>

<адрес>.

В апелляционной жалобе ООО «РЭК Центральный» ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, ссылаясь на то, что Фондом капитального ремонта по Воронежской области проводились работы капитального характера на системе водоотведения, акты выполненных работ и техническая документация передавались в управляющую организацию. В адрес Фонда капитального ремонта по Воронежской области и Департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области неоднократно направлялись официальные письма на устранение дефектов, допущенных при проведении капитального ремонта системы водоотведения, в связи с чем ООО «РЭК Центральный» не считает себя надлежащим ответчиком по делу, а заявленные исковые требовния неправомерны.

В судебном заседании представитель ООО «РЭК Центральный» по доверенности Устинова Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель ГЖИ ВО по доверенности Баркалова Л.В. просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считая оспариваемое решение законным и обоснованным.

Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 ГПК РФ не является препятствием к разбирательству дела.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ. С учетом ч. 1

ст. 327.1 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках рассмотрения обращения гражданина от 24 марта 2022 года по вопросу непринятия управляющей организацией мер по устранению утечек системы канализации в подвале многоквартирного <адрес>

г. Воронежа, было вынесено решение № 155 от 13 апреля 2022 года в отношении управляющей домом организации ООО «РЭК Центральный» о проведении внепланового инспекционного визита.

В ходе проведенного внепланового инспекционного визита выявлены нарушения и составлен акт инспекционного визита, согласно которому в подвале многоквартирного жилого дома по <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие (ПРУ), которое подтоплено фекальными стоками из-за неисправностей и утечек трубопроводов системы канализации, относящейся к общедомовому имуществу (п. 4.1.3, п. 4.1.15 Правил) (л.д. 17-19). По результатам проверки выдано предписание от 19 апреля 2022 года сроком исполнения до 16 мая 2022 года с подлежащими выполнению мероприятиями и работами:

- устранить утечки инженерных систем в подвале;

- просушить подвальное помещение;

- представить акт дезинфекции подвала.

С целью проверки исполнения предписания от 19 апреля 2022 года по вопросу соблюдения обязательных требований п. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 4.1.3, 4.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, п. 2, 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, решением № 217 от 13 мая 2022 года инициировано проведение внепланового инспекционного визита (номер в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий ) в отношении управляющей домом организации ООО «РЭК Центральный».

Решением прокурора от 16 мая 2022 года в согласовании указанного контрольного (надзорного) мероприятия отказано.

20 мая 2022 года Государственная жилищная инспекция Воронежской области направила в адрес ООО «РЭК Центральный» запрос-требование (исх. ) о предоставлении информации об исполнении предписания от

19 апреля 2022 года.

Ответом от 14 июня 2022 года ООО «РЭК Центральный» сообщило, что предписание от 19 апреля 2022 года не исполнено.

В своем акте «РЭК Центральный» подтвердило тот факт, что подвальное помещение многоквартирного <адрес> подтоплено фекальными стоками из-за неисправности системы канализации

(л.д. 51).

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 6 части 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к исполнению предписания.

Государственная жилищная инспекция Воронежской области в соответствии с пунктами 1.1, 3.1.1, 4.2.3 Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденного Постановлением правительства Воронежской области от 9 сентября 2013 года № 799 (далее – Положение об инспекции), является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области.

Порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области установлением Положением о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 3 декабря 2021 года

№ 693.

В соответствии с пунктом 2 вышеназванного Положения о региональном государственном лицензионном контроле целью лицензионного контроля является предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензионных требований посредством профилактики нарушений лицензионных требований, оценки соблюдения индивидуальными предпринимателями и организациями лицензионных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений лицензионных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований, установленных в соответствии со статьей

193 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнение предписаний, выданных по результатам контрольных мероприятий (пункт 6 Положения о региональном государственном лицензионном контроле).

В случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений лицензионных требований лицензиатом инспекция в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязана принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений лицензионных требований, предупреждению нарушений лицензионных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.

В соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 41.7 Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 3 декабря 2021 года № 693, в случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений лицензионных требований лицензиатом инспекция в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязана выдать после оформления акта контрольного мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению законом ценностям, a при причинения вреда (ущерба) охраняемым неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.

Пунктом 6 пункта 4.1.3 Положения об инспекции предусмотрено право инспекции на обращение в суд с заявлением о понуждении к исполнению предписания.

Таким образом, ГЖИ ВО, обращаясь в суд с настоящим иском, действовала в пределах полномочий, предоставленных Положением о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 3 декабря 2021 года .

Кроме того, судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что предписание от 19 апреля 2022 года вынесено с учетом требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от

27 сентября 2003 года ,.

Так, согласно ст. 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.4.1 Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья. Пунктом 4.1.3 вышеназванного Постановления предусмотрено, что подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.

Из положений п. 5.8.3. также следует, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.

Из приведенных выше норм в их совокупности следует, что именно на ответчика по делу ООО «РЭК Центральный» возложена обязанность по надлежащему содержанию как подвалов, так и системы канализации, находящейся в подвальном помещении путем устранения протечек, засоров, дефектов, в том числе при некачественном монтаже санитарно-технических систем.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что противоправное бездействие ООО «РЭК Центральный», которое не обеспечило надлежащей эксплуатации общего инженерного оборудования в многоквартирном доме по

<адрес>, привело к утечкам из трубопроводов системы канализации и затоплению подвала.

Доводы апелляционной жалобы ООО «РЭК Центральный» о том, что общество не является надлежащим ответчиком по делу, так как бомбоубежище, находится в муниципальной собственности и не относится к общему имуществу, не являются основаниями для отмены решения суда, так как затопление подвала произошло по вине управляющей компании, в связи с чем именно данная организация обязана устранить причины и последствия затопления. ООО «РЭК Центральный» не может быть освобождено от обязанностей по надлежащему содержанию системы водоотведения как общедомового инженерного оборудования, расположенного в бомбоубежище, а также от обязанностей по устранению последствий протечек указанного инженерного оборудования, произошедшего по вине ООО «РЭК Центральный».

Ссылка ООО «РЭК Центральный» на то, что виновником затопления является Фонд капитального ремонта Воронежской области, который проводил капитальный ремонт в многоквартирном доме <адрес>, не является основанием к освобождению ООО «РЭК Центральный» от исполнения предписания, так как каких-либо претензий к Фонду по недостаткам проведенного капитального ремонта со стороны управляющей компании или собственников помещений не предъявлялось, предписание от 19 апреля 2022 года ответчиком в установленном законом порядке не оспаривалось и незаконным не признавалось.

Кроме того, судебная коллегия также считает, что выданное ГЖИ Воронежской области предписание от 19 апреля 2022 года полностью соответствует приведенному выше правовому регулированию в обеспечение надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома по

<адрес>, а также общедомового инженерного оборудования, которое обеспечивает ООО «РЭК Центральный».

На основании установленных выше обстоятельств, приведенного правового регулирования спорных правоотношений суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт уклонения ответчика от исполнения предписания, исходил из того, что иск фактически заявлен в интересах собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению, предписание является конкретным и исполнимым, направлено на соблюдение жилищных прав собственников помещений домов и не нарушает каких-либо прав и законных интересов ответчика, поскольку понуждает ООО «РЭК Центральный» исполнить возложенные на него обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного <адрес> по

<адрес>, в связи с чем обоснованно удовлетворил исковые требования.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 28 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РЭК «Центральный» – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме составлено 12.12.2023.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

№ 33-8361/2023

Дело № 2-93/2023

УИД 36RS0006-01-2022-006322-90

Строка 2.211 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 декабря 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего: Кучинского Е.Н.,

судей: Зелепукина А.В., Тарасова В.Н.,

при секретаре: Тринеевой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зелепукина А.В. гражданское дело № 2-93/2023 по иску Государственной жилищной инспекции по Воронежской области к обществу с ограниченной ответственностью «РЭК «Центральный» о понуждении исполнения предписания

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «РЭК «Центральный» на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 28 февраля 2023 года

(судья Шевелева Е.В.),

У С Т А Н О В И Л А:

Государственная жилищная инспекция по Воронежской области обратилась (далее – ГЖИ ВО) в Центральный районный суд г. Воронежа с иском к обществу с ограниченной ответственностью «РЭК «Центральный» (далее – ООО «РЭК Центральный») о понуждении исполнения предписания от 19 апреля 2022 года

.

Требования мотивированы тем, что в рамках рассмотрения обращения гражданина от 24 марта 2022 года по вопросу непринятия управляющей организацией мер по устранению утечек системы канализации в подвале многоквартирного <адрес>, на основании решения от 13 апреля 2022 года № 155 в отношении управляющей домом организации ООО «РЭК Центральный» инициировано проведение внепланового инспекционного визита.

В ходе проведенного внепланового инспекционного визита выявлены нарушения, составлен акт инспекционного визита и выдано предписание от

19 апреля 2022 года № 02-07/176 сроком исполнения до 16 мая 2022 года с подлежащими выполнению мероприятиями и работами:

- устранить утечки инженерных систем в подвале;

- просушить подвальное помещение;

- представить акт дезинфекции подвала.

С целью проверки исполнения предписания по вопросу соблюдения обязательных требований п. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 4.1.3, 4.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, п. 2, 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, инспекцией 20 мая 2022 года в адрес ООО «РЭК Центральный» направлен запрос-требование о предоставлении информации об исполнении предписания №02-07/176 от 19 апреля 2022 года.

Ответом от 14 июня 2022 года ООО «РЭК Центральный» сообщило, что предписание не исполнено. В связи с тем, что ответчик уклоняется от выполнения предписания, ГЖИ ВО обратилась в суд с настоящим иском.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 28 февраля 2023 года постановлено исковые требования Государственной жилищной инспекции по Воронежской области к ООО «РЭК Центральный» о понуждении исполнения предписания удовлетворить. Обязать ООО «РЭК Центральный» в десятидневный со дня вступления решения суда в законную силу исполнить предписание государственной жилищной инспекции Воронежской области № 02-07/176 от

19 апреля 2022 года, а именно:

- устранить утечки инженерных систем в многоквартирного <адрес> по

<адрес>;

- просушить подвальное помещение;

- представить акт дезинфекции подвала <адрес>

<адрес>.

В апелляционной жалобе ООО «РЭК Центральный» ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, ссылаясь на то, что Фондом капитального ремонта по Воронежской области проводились работы капитального характера на системе водоотведения, акты выполненных работ и техническая документация передавались в управляющую организацию. В адрес Фонда капитального ремонта по Воронежской области и Департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области неоднократно направлялись официальные письма на устранение дефектов, допущенных при проведении капитального ремонта системы водоотведения, в связи с чем ООО «РЭК Центральный» не считает себя надлежащим ответчиком по делу, а заявленные исковые требовния неправомерны.

В судебном заседании представитель ООО «РЭК Центральный» по доверенности Устинова Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель ГЖИ ВО по доверенности Баркалова Л.В. просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считая оспариваемое решение законным и обоснованным.

Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 ГПК РФ не является препятствием к разбирательству дела.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ. С учетом ч. 1

ст. 327.1 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках рассмотрения обращения гражданина от 24 марта 2022 года по вопросу непринятия управляющей организацией мер по устранению утечек системы канализации в подвале многоквартирного <адрес>

г. Воронежа, было вынесено решение № 155 от 13 апреля 2022 года в отношении управляющей домом организации ООО «РЭК Центральный» о проведении внепланового инспекционного визита.

В ходе проведенного внепланового инспекционного визита выявлены нарушения и составлен акт инспекционного визита, согласно которому в подвале многоквартирного жилого дома по <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие (ПРУ), которое подтоплено фекальными стоками из-за неисправностей и утечек трубопроводов системы канализации, относящейся к общедомовому имуществу (п. 4.1.3, п. 4.1.15 Правил) (л.д. 17-19). По результатам проверки выдано предписание от 19 апреля 2022 года сроком исполнения до 16 мая 2022 года с подлежащими выполнению мероприятиями и работами:

- устранить утечки инженерных систем в подвале;

- просушить подвальное помещение;

- представить акт дезинфекции подвала.

С целью проверки исполнения предписания от 19 апреля 2022 года по вопросу соблюдения обязательных требований п. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 4.1.3, 4.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, п. 2, 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, решением № 217 от 13 мая 2022 года инициировано проведение внепланового инспекционного визита (номер в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий ) в отношении управляющей домом организации ООО «РЭК Центральный».

Решением прокурора от 16 мая 2022 года в согласовании указанного контрольного (надзорного) мероприятия отказано.

20 мая 2022 года Государственная жилищная инспекция Воронежской области направила в адрес ООО «РЭК Центральный» запрос-требование (исх. ) о предоставлении информации об исполнении предписания от

19 апреля 2022 года.

Ответом от 14 июня 2022 года ООО «РЭК Центральный» сообщило, что предписание от 19 апреля 2022 года не исполнено.

В своем акте «РЭК Центральный» подтвердило тот факт, что подвальное помещение многоквартирного <адрес> подтоплено фекальными стоками из-за неисправности системы канализации

(л.д. 51).

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 6 части 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к исполнению предписания.

Государственная жилищная инспекция Воронежской области в соответствии с пунктами 1.1, 3.1.1, 4.2.3 Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденного Постановлением правительства Воронежской области от 9 сентября 2013 года № 799 (далее – Положение об инспекции), является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области.

Порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области установлением Положением о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 3 декабря 2021 года

№ 693.

В соответствии с пунктом 2 вышеназванного Положения о региональном государственном лицензионном контроле целью лицензионного контроля является предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензионных требований посредством профилактики нарушений лицензионных требований, оценки соблюдения индивидуальными предпринимателями и организациями лицензионных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений лицензионных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований, установленных в соответствии со статьей

193 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнение предписаний, выданных по результатам контрольных мероприятий (пункт 6 Положения о региональном государственном лицензионном контроле).

В случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений лицензионных требований лицензиатом инспекция в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязана принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений лицензионных требований, предупреждению нарушений лицензионных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.

В соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 41.7 Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 3 декабря 2021 года № 693, в случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений лицензионных требований лицензиатом инспекция в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязана выдать после оформления акта контрольного мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению законом ценностям, a при причинения вреда (ущерба) охраняемым неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.

Пунктом 6 пункта 4.1.3 Положения об инспекции предусмотрено право инспекции на обращение в суд с заявлением о понуждении к исполнению предписания.

Таким образом, ГЖИ ВО, обращаясь в суд с настоящим иском, действовала в пределах полномочий, предоставленных Положением о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 3 декабря 2021 года .

Кроме того, судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что предписание от 19 апреля 2022 года вынесено с учетом требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от

27 сентября 2003 года ,.

Так, согласно ст. 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.4.1 Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья. Пунктом 4.1.3 вышеназванного Постановления предусмотрено, что подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.

Из положений п. 5.8.3. также следует, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.

Из приведенных выше норм в их совокупности следует, что именно на ответчика по делу ООО «РЭК Центральный» возложена обязанность по надлежащему содержанию как подвалов, так и системы канализации, находящейся в подвальном помещении путем устранения протечек, засоров, дефектов, в том числе при некачественном монтаже санитарно-технических систем.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что противоправное бездействие ООО «РЭК Центральный», которое не обеспечило надлежащей эксплуатации общего инженерного оборудования в многоквартирном доме по

<адрес>, привело к утечкам из трубопроводов системы канализации и затоплению подвала.

Доводы апелляционной жалобы ООО «РЭК Центральный» о том, что общество не является надлежащим ответчиком по делу, так как бомбоубежище, находится в муниципальной собственности и не относится к общему имуществу, не являются основаниями для отмены решения суда, так как затопление подвала произошло по вине управляющей компании, в связи с чем именно данная организация обязана устранить причины и последствия затопления. ООО «РЭК Центральный» не может быть освобождено от обязанностей по надлежащему содержанию системы водоотведения как общедомового инженерного оборудования, расположенного в бомбоубежище, а также от обязанностей по устранению последствий протечек указанного инженерного оборудования, произошедшего по вине ООО «РЭК Центральный».

Ссылка ООО «РЭК Центральный» на то, что виновником затопления является Фонд капитального ремонта Воронежской области, который проводил капитальный ремонт в многоквартирном доме <адрес>, не является основанием к освобождению ООО «РЭК Центральный» от исполнения предписания, так как каких-либо претензий к Фонду по недостаткам проведенного капитального ремонта со стороны управляющей компании или собственников помещений не предъявлялось, предписание от 19 апреля 2022 года ответчиком в установленном законом порядке не оспаривалось и незаконным не признавалось.

Кроме того, судебная коллегия также считает, что выданное ГЖИ Воронежской области предписание от 19 апреля 2022 года полностью соответствует приведенному выше правовому регулированию в обеспечение надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома по

<адрес>, а также общедомового инженерного оборудования, которое обеспечивает ООО «РЭК Центральный».

На основании установленных выше обстоятельств, приведенного правового регулирования спорных правоотношений суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт уклонения ответчика от исполнения предписания, исходил из того, что иск фактически заявлен в интересах собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению, предписание является конкретным и исполнимым, направлено на соблюдение жилищных прав собственников помещений домов и не нарушает каких-либо прав и законных интересов ответчика, поскольку понуждает ООО «РЭК Центральный» исполнить возложенные на него обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного <адрес> по

<адрес>, в связи с чем обоснованно удовлетворил исковые требования.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 28 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РЭК «Центральный» – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме составлено 12.12.2023.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-8361/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Государственная жилищная инспекция Воронежской области
Ответчики
ООО РЭК Центральный
Другие
Фонд капитального ремонта Воронежской области
Управа Центрального района городского округа г.Воронеж
Администрация городского округа г.Воронеж
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Зелепукин Александр Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
07.11.2023Передача дела судье
28.11.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2023Передано в экспедицию
12.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее