Решение по делу № 2-468/2022 (2-3550/2021;) от 08.11.2021

дело №2-468/2022

25RS0007-01-2021-008104-91

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

10 января 2022 года                         г.Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе: судьи Харченко А.Н.,

при секретаре Иващук А.Е.,

с участием ст. помощника прокурора г.Артема Китаниной А.А.,

представителя ответчика Крахмалевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Артема в интересах Королева М.В. к администрации Артемовского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

прокурор г.Артема обратился в суд в интересах Королева М.В. с исковыми требованиями к администрации Артемовского городского округа, в обоснование которых указал, что Королев М.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и постановлением администрации Артемовского городского округа <номер>-па от <дата> принят на специализированный жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

По изложенному прокурор просил суд возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность обеспечить Королева М.В. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не менее учетной нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Артемовского городского округа, на территории Артемовского городского округа.

В судебном заседании ст. помощник прокурора г.Артема Китанина А.А. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации АГО по доверенности Крахмалева Е.А. с исковыми требованиями не согласилась м пояснила, что неисполнение положений Закона Приморского края от 06.12.2018 года №412-КЗ об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения связано с недостаточным финансированием переданных субъектом полномочий. Полагала, что настоящие требования нарушают права иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилой площади в порядке очередности.

Представители третьих лиц Правительства Приморского края и Министерства образования Приморского края в судебное заседание не явились, направили в суд отзыв, в котором просили дело рассмотреть в их отсутствие, указали, что Правительство Приморского края и Министерства образования Приморского края являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку в силу Закона Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ и Закона Приморского края от 06.12.2018 года №412-КЗ полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений переданы на исполнение органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Приморского края, в частности Артемовскому городскому округу.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 ст.40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно абз.1 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу абз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч.1 ст.7 Закона Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 ч.1 ст.8 этого же Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с ч.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в ч.1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

В силу ч.2 ст.7 Закона Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края», по заявлению в письменной форме детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии со ст.9 Закона Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ, в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов Приморского края, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с Законом Приморского края от 06.12.2018 года №412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

Согласно п.4 ст.2 Закона Приморского края от 06.12.2018 года №412-КЗ органы местного самоуправления, в том числе наделяются государственными полномочиями по формированию муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления жилых помещений данного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, посредством: приобретения жилых помещений, в том числе с правом заключения договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома при условии, что ввод в эксплуатацию многоквартирного дома планируется осуществить не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором было размещено извещение о проведении закупки (в случае доведения лимитов бюджетных обязательств на следующий финансовый год), в соответствии с принятым в установленном порядке решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимого имущества в собственность муниципальных образований; строительства жилых помещений, в том числе в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 года №563, в соответствии с принятым в установленном порядке решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на строительство объектов недвижимого имущества муниципальной собственности при условии, что ввод в эксплуатацию многоквартирного дома планируется осуществить не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором было размещено извещение о проведении закупки; осуществления капитального ремонта (реконструкции), текущего ремонта имеющихся в муниципальном жилищном фонде жилых помещений в течение текущего финансового года.

В связи с передачей указанных полномочий, на основании п.1 ч.2 ст.5 Закона Приморского края от 06.12.2018 года №412-КЗ, органы государственной власти Приморского края обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов и финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий, в том числе Артемовский городской округ, в силу ст.3 Закона Приморского края от 06.12.2018 года №412-КЗ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Королев М.В., <дата> года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать К.Т.Б. решением Артемовского городского суда от <дата> по гражданскому делу <номер> лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Королева М.В., сведения об отце К.В.В. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (справка о рождении <номер>, выдана <дата> Отделом ЗАГС администрации АГО по ПК).

У матери Королева М.В. - К.Т.Б., помимо Королева М.В. есть еще двое детей, - дочь Р.Н.В., <дата> года рождения, и сын К.Р.В., <дата> года рождения.

Постановлением администрации Артемовского городского округа от <дата> <номер>-па Б.З.М., приходящаяся несовершеннолетним К.Р.В., <дата> года рождения, и Королеву М.В., <дата> года рождения бабушкой, назначена их опекуном; за несовершеннолетними К.Р.В. и Королевым М.В. закреплена квартира их матери общей площадью 39,3 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>.

Помимо несовершеннолетних К.Р.В. и Королева М.В., право на указанную жилую площадь матери имела ее дочь Р.Н.В. и ее несовершеннолетний сын Р.С.А., <дата> года рождения.

<дата> между администрацией АГО и Р.Н.В., Королевым М.В. и Р.С.А. в лице законного представителя Р.Н.В., на основании Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан <номер>, согласно которому квартира по адресу: <адрес> перешла в общую долевую собственность Р.Н.В., и Королева М.В., Р.С.А. по 1/3 доли в праве каждого.

<дата> Королев М.В. достиг совершеннолетия.

Согласно выписки из поквартирной карточки от <дата>, в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 39,3 кв.м, имеют регистрацию Б.З.М. (бабушка) с <дата>, К.Р.В. - с <дата>, Королев М.В. - с <дата>, Р.Н.В. - с <дата> и ее несовершеннолетние дети – К.Р.В. С.А., <дата> года рождения, и Р.С.А., <дата> года рождения.

Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Артемовскому городскому округу <номер>-р от <дата> установлен факт невозможности проживания Королева М.В. в указанном жилом помещении поскольку размер общей площади, приходящийся на каждого из зарегистрированных лиц, составляет 6,55 кв.м, что менее учетной номы площади жилого помещения, установленной решением Думы Артемовского городского округа от <дата> <номер> в размере 12 кв.м.

По изложенному основанию постановлением администрации Артемовского городского округа <номер>-па от <дата> Королев М.В. принят на специализированный жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ч.4 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств, указанных в указанной части, в частности в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.3).

Поскольку Королев М.В. проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 39,3 кв.м, то с учетом 5 зарегистрированных в нем лиц, на каждого проживающего, в том числе на истца, приходится по 6,55 кв.м (39,3 кв.м / 6 человек), что составляет менее учетной нормы - 12 кв.м.

Таким образом, площадь жилого помещения, приходящегося на долю истца меньше учетной нормы площади жилого помещения, что свидетельствует о наличии предусмотренного п.3 ч.4 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основания, свидетельствующего о невозможности проживания Королева М.В. в указанном жилом помещении, и, которое является самостоятельным основанием для признания Королева М.В. нуждающимся в обеспечении жилым помещением.

Кроме того, постановлением администрации Артемовского городского округа от <дата> <номер>-па признано право Королева М.В. на реализацию предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку Королев М.В. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на специализированный жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения, на день рассмотрения настоящего дела состоит в очереди под номером 3.

При этом суд отмечает, что наличие права собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площади 39,3 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, с учетом установленного распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Артемовскому городскому округу от <дата> <номер>-р факта невозможности проживания Королева М.В. в данном помещении по причине размера приходящейся площади помещения на каждого из 6 законно проживающего человека, менее учетной номы, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Постановка Королева М.В. на регистрационный учет, как нуждающегося в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения, означает констатацию уполномоченным органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации Королевым М.В. права на предоставление ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, которое до настоящего времени по договору найма специализированного жилого помещения ему не предоставлено. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено, судом не добыто.

Гарантированное законом право истца на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилой площади.

Отсутствие финансирования или недостаточный объем финансирования не освобождает ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению Королева М.В. жилым помещением.

Поскольку Королев М.В. состоит на учете для улучшения жилищных условий в списках детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, на территории Артемовского городского округа Приморского края, что подтверждено постановлением администрации Артемовского городского округа от <дата> <номер>-па, с учетом положений Закона Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ и Закона Приморского края от 06.12.2018 года №412-КЗ, обязанность по предоставлению ему жилого помещения возлагается на администрацию Артемовского городского округа Приморского края.

Предусмотренная ч.1 ст.6 Закона Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ обязанность уполномоченного органа в области образования формировать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края, не освобождает орган местного самоуправления Артемовского городского округа от обязанности обеспечения указанных лиц жилыми помещениями.

В силу ч.3 и ч.4 ст.7 Закона Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно на территории муниципального образования Приморского края, на территории которого лицо подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии со списком, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего муниципального образования Приморского края и отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям действующего законодательства. Норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Приморского края.

Решением Думы Артемовского городского округа от 24.02.2016 года №590 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в Артемовском городском округе» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 13 кв.м общей площади на одного человека.

Руководствуясь положениями ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края», оценив в совокупности установленные обстоятельства и собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку установлено нереализованное право Королева М.В. на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Артемовского городского округа Приморского края по договору найма специализированного жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление прокурора г.Артема в интересах Королева М.В. к администрации Артемовского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение, удовлетворить.

Возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность обеспечить Королева М.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающим санитарным и техническим правилам и нормам, расположенным на территории Артемовского городского округа Приморского края.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Приморский краевой суд с подачей апелляционной жалобы в Артемовский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 10.01.2022 года.

Судья                                             А.Н. Харченко

2-468/2022 (2-3550/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Артема в интересах Королева М.В.
Королев Михаил Владимирович
Ответчики
Администрация Артемовского городского округа
Другие
Министерство образования Приморского края
Правительство Приморского края
Суд
Артемовский городской суд Приморского края
Судья
Харченко Алексей Николаевич
Дело на сайте суда
artemovsky.prm.sudrf.ru
08.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2021Передача материалов судье
11.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2021Подготовка дела (собеседование)
06.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2022Судебное заседание
10.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее