Решение по делу № 33-245/2017 от 16.01.2017

Судья

Гуманец О.В.

                                                      Дело №33-245/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                                                     «06» февраля 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Лукоянова А.Н., Зиновьевой О.Н.,

с участием прокурора Рыловой Т.В.,

при секретаре Дубровиной Т.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы городского округа город Шарья Костромской области Царицына И.Ю. на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 14 ноября 2016 года, которым исковые требования Нейского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Громовой А.В. о предоставлении жилого помещения удовлетворены.

На администрацию городского округа город Шарья Костромской области возложена обязанность предоставить Громовой А.В., ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья Костромской области.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав возражения прокурора Рыловой Т.В. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Нейский межрайонный прокурор Костромской области обратился в суд с иском в интересах Громовой А.В. к администрации городского округа город Шарья Костромской области о предоставлении Громовой А.В. на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям, изолированного жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья.

Требования мотивированы тем, что Громова А.В., ДД.ММ.ГГГГ, являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жильем.

Ее мать ФИО1 решением Нейского районного суда Костромской области от 03 августа 2000 года лишена родительских прав, отец ФИО2. лишен родительских прав решением Нейского районного суда Костромской области от 15 ноября 2004 года. Постановлением главы самоуправления Нейского района ДД.ММ.ГГГГ Громова А.В. направлена в <данные изъяты> на полное государственное обеспечение, за несовершеннолетней Громовой А.В. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. В данной квартире площадью 18,9 кв.м зарегистрирована по месту жительства ФИО1. При вселении в данное жилое помещение Громовой А.В. общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, будет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Совета депутатов городского поселения город Нея от 05.08.2011 г. №53 в целях принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

На основании постановления главы самоуправления города Неи и Нейского района №31 от 28 января 2005 года Громова А.В. передана в приемную семью ФИО3и4

Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 07 ноября 2014 года №461 Громова А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Собственного жилья или предоставленного на основании договора социального найма Громова А.В. не имеет. Ссылаясь на положения Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Костромской области №620-5-ЗКО от 29.12.2014 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», прокурор полагал, что на администрацию городского округа город Шарья следует возложить обязанность по обеспечению Громовой А.В. жилым помещением, отвечающим предъявляемым требованиям.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены администрация Костромской области, департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе глава городского округа город Шарья Костромской области Царицын И.Ю. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Не согласен с выводом суда о том, что местом жительства Громовой А.В. является г. Шарья, а г. Кострома, где обучается Громова А.В., является ее местом учебы и в силу ст. 20 ГК РФ не может рассматриваться как место жительства. Проживание истицы в г. Шарье было вынужденным и вызвано направлением Громовой А.В. в приемную семью. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ был заключен на срок до <данные изъяты> и в настоящее время срок его действия истек. В ходе рассмотрения дела установлено, что Громова А.В. в настоящее время по адресу: <адрес>, не проживает, проживает в г. Костроме и обучается в строительном техникуме, в доме приемных родителей бывает только на каникулах. В связи с чем считает, что у суда не имелось оснований для возложения на администрацию городского округа город Шарья обязанности предоставить Громовой А.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Громова А.В., представители администрации городского округа город Шарья Костромской области, администрации Костромской области, департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента финансов Костромской области, департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не заявили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, руководствуясь п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3 Закона Костромской области от 29.12.2014 г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», пришел к выводу о том, что Громова А.В. должна быть обеспечена жильем по месту жительства на территории г. Шарьи, а обязанность по предоставлению ей жилого помещения лежит на муниципальном образовании городской округ город Шарья Костромской области в лице администрации городского округа город Шарья Костромской области.

Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Из содержания положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) и ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По настоящему делу такие юридические факты установлены, в связи с чем суд пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о предоставлении Громовой А.В. жилого помещения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Громова А.В., ДД.ММ.ГГГГ, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Ее мать ФИО1. решением Нейского районного суда Костромской области от 03 августа 2000 года лишена родительских прав, отец ФИО2 - решением Нейского районного суда Костромской области от 15 ноября 2004 года.

Из материалов дела следует, что до лишения матери родительских прав Громова А.В. постановлением главы самоуправления Нейского района от ДД.ММ.ГГГГ была направлена в <данные изъяты>, за несовершеннолетней Громовой А.В. закреплена жилая площадь по месту жительства матери по адресу: <адрес>

В ДД.ММ.ГГГГ Громова А.В. на основании постановления главы самоуправлении города Нея и Нейского района от ДД.ММ.ГГГГ была направлена <данные изъяты>, с которыми был заключен договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ

Установлено, что Громова А.В. воспитывалась в <данные изъяты>, проживающих по адресу: <адрес>, в период с января ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

Согласно сведениям ООО «Нейское ЖКХ» от 01 сентября 2014 года в жилом помещении, общей площадью 18,9 кв.м по адресу: <адрес> зарегистрирована ФИО1.

Решением Совета депутатов городского поселения город Нея, муниципального района город Нея и Нейский район от 05 августа 2011 года №53 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского поселения город Нея» установлена учетная норма площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории городского поселения город Нея в отдельном помещении в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

Таким образом, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в указанном жилом помещении, исходя из количества проживающих 2 человек (18,9 кв.м : 2 = 9,45 кв.м), менее учетной нормы площади жилого помещения, которая утверждена решением Совета депутатов городского поселения город Нея, муниципального района город Нея и Нейский район от 05 августа 2011 года №53.

Заключением межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №4 от 30.10.2014 г. признан невозможным факт проживания Громовой А.В. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г<адрес>, так как при вселении в указанное жилое помещение общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в указанном жилом помещении, будет менее установленной учетной нормы площади жилого помещения.

Согласно адресной справке УФМС России по Костромской области от 11 ноября 2016 года Громова А.В. зарегистрированной, снятой с регистрационного учета по месту жительства, пребывания не значится.

Приказом департамента социальной защиты населений, опеки и попечительства Костромской области от 07 ноября 2014 года №461 Громова А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Из отзыва департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 25.10.2016 г. №6947-08-10 следует, что по состоянию на 24 октября 2016 года Громова А.В. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Судом также установлено, что жилых помещений на праве собственности или ином праве Громова А.В. не имеет.

Таким образом, объективная нуждаемость истицы в жилье ввиду отсутствия у нее в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения, подтверждается материалами дела, и сведений, ее опровергающих, в апелляционной жалобе не приведено.

С доводами апелляционной жалобы о том, что г. Шарья не является местом постоянного проживания истицы, в связи с чем на администрацию городского округа город Шарья не может быть возложена обязанность по предоставлению Громовой А.В. жилого помещения, согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями по месту жительства.

В ст. 20 Гражданского кодекса РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Как указывалось выше, проживание Громовой А.В. в жилом помещении по адресу: <адрес>, признано невозможным в установленном законом порядке.

В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ Громова А.В. проживала в г. Шарье в <данные изъяты>

Как пояснила Громова А.В. в судебном заседании суда первой инстанции 14 ноября 2016 года, в г. Шарье она проживает с 6-летнего возраста. В настоящее время она обучается в <данные изъяты>, после обучения намерена вернуться в г. Шарью, где у нее проживают приемные родители, а в г. Костроме у нее никого нет.

В силу вышеприведенных норм законодательства и установленных по делу обстоятельств проживание в г. Костроме не может быть признано местом жительства Громовой А.В., поскольку связано с обучением и носит временный характер, т.е. является местом временного пребывания.

Принимая во внимание, что в настоящее время истица обучается в г. Костроме, акт обследования от 26 октября 2016 года по адресу: <адрес> представленный ответчиком как доказательство непроживания на момент обследования Громовой А.В. по указанному адресу, не является бесспорным доказательством того, что г. Шарья не является место жительства Громовой А.В.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области от 29.12.2014 г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Учитывая, что факт проживания Громовой А.В. в г. Шарье, а также невозможность ее проживания в закрепленном за ней жилом помещении по адресу: г<адрес>, подтверждены, возложение на администрацию городского округа город Шарья Костромской области обязанности по предоставлению Громовой А.В. жилого помещения на территории городского округа город Шарья Костромской области не противоречит требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, которым дана надлежащая оценка, в целом основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

                          о п р е д е л и л а:

Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 14 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы городского округа город Шарья Костромской области Царицына И.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-245/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Нейской межрайонной прокуратуры
Громова А.В.
Нейской межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация г.о.г Шарья
Другие
Департамент по труду и социальной защите Костромской области
Департамент финансов Костромской области
Администрация Костромской области
Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
Суд
Костромской областной суд
Судья
Зиновьева Оксана Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
06.02.2017Судебное заседание
08.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2017Передано в экспедицию
06.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее