Дело №2-824/2019 г.
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 05 декабря 2019 года
Любинский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Брагина В.М.,
при секретаре судебного заседания Рожковой Л.В.,
с участием представителя истца Представитель №1,
представителя ответчика ООО «Омская энергосбытовая компания», АО «Петербургская сбытовая компания» Представитель №2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бутаковой О.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Омская энергосберегающая компания», Акционерному обществу «Петербургская сбытовая компания» о признании начисленного долга за электроэнергию незаконным и об аннулировании задолженности за электроэнергию,
УСТАНОВИЛ:
Бутакова О.С. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «ОЭК» о признании начисленного долга за электроэнергию незаконным и об аннулировании задолженности за электроэнергию, мотивируя требования следующим.
Она является собственником дома, по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года ей начисляют оплату электроэнергии по нормативу с учетом ПК. В ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года ответчику было направлено обращение о том, что по указанному адресу никто не проживает, и что она обращалась в полицию по факту хищения электропроводки и электрического счетчика. Ответчик назначил встречу на ДД.ММ.ГГГГ, однако никто не явился. В настоящее время за ней числится задолженность по электроэнергии.
Просила признать начисление долга по электроэнергии незаконным, аннулировать задолженность по электроэнергии в размере 1 201 рубль 10 копеек.
В ходе судебного разбирательства истец увеличила исковые требования и окончательно просила суд признать начисление долга по электроэнергии незаконным, аннулировать задолженность по электроэнергии в размере 15 434 рубля 37 копеек.
В судебном заседании истец Бутакова О.С. участия не принимала, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, доверила представлять свои интересы Представитель №1
Представитель истца Представитель №1, действуя на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду показала, что ее дочь Бутакова О.С. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В квартире длительное время никто не проживает, дом находится в аварийном состоянии. Она неоднократно обращалась к ответчику с заявление об отключении жилого помещения от электроэнергии. До настоящего времени электроэнергия не отключена. Также указала, что она оплачивала электроэнергию по счетчику, после хищения счетчика она перестала оплачивать, она полагала, что поскольку дом находится в аварийном состоянии, устанавливать новый счетчик будет нецелесообразно. Она обращалась в органы ОМВД с заявлением по факту хищения счетчика.
Представитель ответчиков ООО «Омская энергосбытовая компания», АО «Петербургская сбытовая компания» Представитель №2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзывах на исковое заявление. Указала, что в соответствии с действующим законодательством бремя содержания имущества лежит на собственнике такого имущества, содержание в надлежащем состоянии энергопринимающих устройств и электрических сетей жилого помещения, их своевременная замена и ремонт также обязанность потребителя коммунальных услуг. Жилое помещение по адресу: <адрес>было оборудовано прибором учета ДД.ММ.ГГГГ года выпуска. По вышеуказанному адресу открыт лицевой счет на имя ФИО1. Признак наличия прибора учета по указанному лицевому счету снят с ДД.ММ.ГГГГ в виду истечения межповерочного интервала и в целом срока эксплуатации вышеуказанного прибора учета. Согласно п.80 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета указаны в сопроводительных документах к прибору учета (паспорт счетчика). В случае отсутствия паспорта счетчика информацию о сроках поверки приборов различного типа можно узнать в Государственном реестре средств измерений, который находится в свободном интернет-доступе. Начисление платы за электроэнергию по спорному адресу: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилось исходя из среднемесячного объема расхода электроэнергии, с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг с учетом повышающих коэффициентов, в связи с имеющейся технической возможностью установки индивидуального прибора учета электроэнергии, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Пункт 34 (д) Правил обязывает потребителя обеспечивать проведение поверок установленных индивидуальных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета. В соответствии с п.81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Полагала довод потребителей о том, что поставщик услуг обязан уведомить потребителей о необходимости замены индивидуального прибора учета, является не состоятельным и не основанным на законе. В силу действующего законодательства РФ гарантирующий поставщик (равно как и исполнитель коммунальных услуг) не является лицом, обязанным уведомлять потребителя о необходимости исполнения возложенных на него действующим законодательством обязанностей по своевременной поверке или замене прибора учета. Однако, соответствующая информация о необходимости замены индивидуального прибора учета была указана в платежных документах. Несмотря на то, что информация о необходимости замены индивидуального прибора учета во избежание выставления счетов на оплату электроэнергии исходя из норматива потребления коммунальных услуг была указана потребителю ФИО1 в ответах на ее обращения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а так же разъяснено право отказа от коммунальной услуги по энергоснабжению и порядок оформления такого отказа, заявление об отключении от энергоснабжения по адресу: <адрес>, поступило в адрес ООО «ОЭК» только ДД.ММ.ГГГГ. Спорное жилое помещение официально не признано аварийным, каких-либо доказательств о признании дома аварийным истцом не представлено. Начисление платы за потребленную электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время производилось в соответствии с требованиями законодательства. В связи с изложенным, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав мнения сторон процесса, изучив материалы дела и исследовав представленные сторонами доказательства, пришёл к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований ввиду следующего.
Судом установлено, что с Бутакова О.С. является собственником жилого помещения, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с указанным, на Бутакову О.С., как на собственника прибора учета, возложена обязанность по обеспечению его эксплуатации, сохранности и целостности прибора учета, а также снятию и хранению его показаний.
Жилое помещение по вышеуказанному адресу оборудовано прибором учета ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.
Указанные обстоятельства не оспаривается сторонами.
Согласно части 1 и пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно.
В силу ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии со ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Договор энергоснабжения заключается при наличии у потребителя энергопринимающего устройства, которое отвечает установленным техническим требованиям и присоединено к сетям энергоснабжающей организации (п.2 ст.539 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключённым на неопределённый срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК РФ.
Согласно ст. 543 ГК РФ энергоснабжающая организация (в роли которой, как правило, выступают гарантирующий поставщик и сетевая организация) имеет право проверить показания, правильность работы и правильность подключения прибора учета.Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Статья 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Отношения между исполнителями и потребителями услуги по электроснабжению, порядок начисления оплаты за оказанные услуги, установка и замена приборов учета регламентируются «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила) и «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Основные положения).
Согласно п. 80 Правил, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утверждённого типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В силу п. «д» п. 81 Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки прибора учета.
В соответствии с п. 137 Правил приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчётные приборы учета).
Согласно пп. 72, 73 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Основные положения) действие договора энергоснабжения с гражданином - потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или незаключения договора в письменной форме.
Как прямо указано в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями указанного Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Как следует из пункта 1 статьи 13 Федерального закона № 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в процессе эксплуатации подлежат периодической поверке.
Исходя из п. 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Таким образом, обязанность по своевременной поверке прибора учета и его замене возложена на собственника прибора учета, и что Бутакова О.С. как потребителем электроэнергии и собственником прибора учета, обязанность по своевременной поверке и замене прибора учета исполнена не была.
По данным ООО «ОЭК» учет расхода электроэнергии, потребляемой в жилом помещении, выполнялся по прибору учета ДД.ММ.ГГГГ года выпуска. Межповерочный интервал данного прибора учета истек.
Из изложенного следует, что прибор учета электросчетчик ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, в силу положений п. 81 Правил №354 являлся вышедшим из строя ввиду истечения межповерочного интервала поверки прибора учета.
В соответствии с пп. а) п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, размер платы за потребленную электрическую энергию определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5 (пункт 60 Правил).
Доказательств необоснованности начисления ответчиком платы Бутаковой О.С. за электроэнергию, рассчитанную исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по правилам, указанным в п. 59 и п. 60 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начисление платы за электроэнергию производилось исходя из среднемесячного объема расхода электроэнергии, с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг с учетом повышающих коэффициентов, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что достоверных и достаточных доказательств незаконности или необоснованности действий ответчика по начислению Бутаковой О.С. задолженности по оплате за электроэнергию не представлено, в связи с чем и оснований для возложения на ООО «Омская энергосбытовая компания», АО «Петербургская сбытовая компания» аннулировании задолженности Бутаковой О.С. перед ответчиком в сумме 15 434 рублей 37 копеек, не имеется.
Также при рассмотрении дела установлено, что начисление платы за электроэнергию ранее производилось в соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ на основании показаний прибора учета. Данный прибор учета был демонтирован неустановленными лицами. До настоящего момента прибор учета не установлен.
Согласно п. 41.42. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов " (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов " потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Из пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что ей было известно, что с ДД.ММ.ГГГГ года в доме отсутствует счетчик, новый счетчик она не устанавливала, поскольку она там не жила.
В ДД.ММ.ГГГГ года в адрес истца направлена информация, где ей разъяснено, что в случае утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета, расчет потребленной электроэнергии выполняется в соответствии с п. 59(а), по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5. В соответствии с п. 56(2) Правил №354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Следовательно норматив, утвержденный Приказом РЭК Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №, составит 277 кВТ/ч на 1 человека, при наличии трех комнат. Бутаковой О.С. также разъяснено, что она вправе отказаться от предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, либо установить прибор учета.
Сведений о том, что дом признан аварийным, в материалах дела нет.
Судом не также принимаются доводы истицы о том, что она длительное время не пользовалась домом, поскольку являясь собственником она обязана нести бремя содержания имущества согласно ст. 210 ГК РФ и ст. 157 ЖК РФ.
Сведений о том, что дом признан аварийным, в материалах дела нет.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, требования истицы не нашли подтверждения в судебном заседании не подтверждены доказательствами, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░