Решение
по делу № 2-20/2020
Именем Российской Федерации
02 июня 2020 года г. Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гусаровой И.М.,
при секретаре Журавлевой К.С.,
с участием: помощника Бокситогорского городского прокурора ФИО6,
истца Лебедева О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедева Олега Николаевича к Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, Комитету по здравоохранению Ленинградской области и Ленинградскому областному государственному предприятию «Ленфарм» о взыскании денежной компенсации морального вреда,-
У С Т А Н О В И Л:
Истец Лебедев О.Н. обратился в суд с иском (с учетом уточненного иска от 26.12.2019г.) к ответчикам Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, Комитету по здравоохранению Ленинградской области и Ленинградскому областному государственному предприятию «Ленфарм» (далее по тексту ЛОГП «Ленфарм») о взыскании солидарно денежной компенсации морального вреда в размере 400 000 руб. и расходов на оказание юридических услуг в размере 25 000 руб., ссылаясь на то, что он является инвалидом первой группы. В соответствии с выписной справкой ГБУЗ «Ленинградская областная клиническая больница от 09.07.2019г. его клинический диагноз: сахарный диабет 1 типа, тяжелого лечения, ИБС, стенокардия напряжения 2, коронагография с балоонной вазодилатацией и установкой 1 стента в ПКА, гипертоническая болезнь 3 стадии 3 степени, РССО 4, хр.вирусный гепатит «В», анемия, АУ-фистула на правом предплечье.
14.07.2018 он перенес инфаркт, в тело вживлена фистула в правое предплечье. Инвалидность получена впервые 12.08.2018 года.
В связи с его заболеванием он имеет право получать бесплатные лекарства, для поддержания своего здоровья. Аптека, в которой он получает лекарства – АП № по адресу: <адрес>, г.<адрес> (поликлиника), однако в Аптеке, к которой он относится от поликлиники, постоянно отсутствуют необходимые ему для жизни лекарственные средства.
По положению Приложения N 1 «Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» от 10.07.1995 г., «Инвалиды 1 группы» имеют право по медицинским показаниям получать все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы; пациентам с диагнозом «Диабет» отпускаются «все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики».
Его жизнь напрямую зависит от конкретных лекарств, но лекарства ему не выдают в том объеме, в котором должны выдавать. Например, тест- полоски «Акку-чек Актив» для того, чтобы измерить уровень глюкозы в крови должны бесплатно выдавать 2 упаковки раз в месяц, однако он их не получал с марта 2019 года, получил последний раз 25.02.2019, а потом только 25.07.2019. С момента установления инвалидности и до настоящего времени тест- полоски, не выданные ему своевременно, так и остались не выданными. Затраты, которые он понёс на приобретение тест- полосок на свои денежные средства, ему никто не возместил. Лекарственное мочегонное средство «Гипотиазид» последний раз получал 30.05.2019, лекарственное средство от гипертонии «Лозартан» 24.04.2019, лекарственный препарат «Атедра- инсулин» в мае 2019, лекарственный препарат «Левемир-инсулин» 24.04.2019. Сахар у него падает и повышается несколько раз в день, каждый раз меняется самочувствие и каждый раз ему необходимо контролировать уровень сахара в крови.
Каждый из этих препаратов и лекарственных средств должен выдаваться бесплатно, по графику и быть в наличии в той аптеке, к которой прикреплен гражданин, поскольку от этих препаратов напрямую зависит жизнь. На данный момент ему приходится просить, занимать денежные средства у своих родственников и друзей, чтобы иметь возможность покупать нужные лекарственные препараты за деньги. В случае если необходимый лекарственный препарат отсутствует в аптеке, аптека обязана обеспечить гражданина лекарственным препаратом не позднее 10 дней.
Необходимыми лекарственными средствами его стали обеспечивать спустя несколько месяцев после обращения с жалобами в надзорные организации, за помощью в их составлении он обращался в юридические организации. Кроме того, был вынужден лично обращаться к руководителям и в прокуратуру в связи с несвоевременным обеспечением его лекарственными препаратами, при этом, постоянно испытывал нервный стресс. Если бы он не обратился с жалобами на действия ответчиков, лекарственными препаратами он был бы не обеспечен до настоящего времени.
Моральный вред ему причинен в связи с несвоевременным обеспечением его лекарственными средствами, вынужденным обращением с жалобами к руководителям и в надзорные ведомства в связи с несвоевременным обеспечением его лекарственными средствами. Он оценивает компенсацию морального вреда в размере 400 000 руб. Постоянное отсутствие лекарств в аптеке и несвоевременная их выдача провоцирует стрессовое состояние, повышение артериального давления, уровня сахара в крови, постоянные переживания отражаются на его здоровье. Он является инвалидом 1 группы, и несвоевременное обеспечение лекарственными препаратами ставит под угрозу его жизнь.
Бесперебойное обеспечение лекарственными средствами возможно лишь при соблюдении нормативно-правовых актов в этой сфере и надлежащем взаимодействии ЛОГП «Ленфарм» и Комитета по здравоохранению Ленинградской области при обеспечении отдельных граждан лекарственными препаратами.
В соответствии с действующим законодательством обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан относится к полномочиям Комитета по здравоохранению Ленинградской области, ЛОГП «Ленфарм» и администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области. Ситуация с несвоевременным обеспечением его лекарственными препаратами возникла в результате совместных действий ответчиков, выразившихся в ненадлежащей организации ими выдачи лекарственных средств льготной категории граждан.
Согласно заявления истца Лебедева О.Н. от 10.03.2020г. следует, что он обращался в аптечный пункт № в <адрес>, однако ему не были предоставлены следующие медикаменты: тест- полоски в апреле, мае и июне; лозартан в июне; гипотеазид в июне; левимир с мая по июль; ФИО2 в июне; ацекардол с апреля по май; аторис в июне, на отсроченное обеспечение он поставлен не был, при этом аптекарь забрала у него оригинал рецепта, по телефону о поступлении лекарств его не информировали.
Определением суда от 18.11.2019г. к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ГБУЗ ЛО «Бокситогорская межрайонная больница».
В судебном заседании истец Лебедев О.Н. заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в иске. По делу пояснил, что в период с марта по июнь 2019 года включительно ему лечащим врачом в поликлинике в <адрес> выписывались рецепты на определенные лекарственные препараты, от которых напрямую зависит его жизнь и которые он вправе получать бесплатно в аптеке, а именно препараты от давления, мочегонные, инсулин и тест- полоски для измерения уровня сахара в крови. Врач также выдавал ему «Карту гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств», в которую врачом выписывались лекарственные препараты, на которые выдавались рецепты. С указанными рецептами он шел в аптеку №, расположенную в этой поликлинике. Аптекарь забирал у него все оригиналы рецептов и выдавал препараты, которые имелись в наличии, о чем в «Карте гражданина …» напротив лекарственного препарата ставил число и количество выданных упаковок. В случае если каких-то препаратов не было в аптеке, то ему говорили прийти через неделю, а потом еще через неделю и так далее. При этом, оригинал рецепта ему аптекарь не отдавал, на отсроченное обслуживание его не ставил. Так как прием данных препаратов является для него жизненно необходимым, ему приходилось покупать их за свой счет, занимая деньги у родственников и знакомых. На момент его обращения в суд с настоящим иском в указанной «Карте гражданина …» напротив большинства выписанных ему препаратов было пусто и не имелось никаких отметок об их выдаче, т.к. фактически данные препараты ему выданы не были. Однако после того как он обратился в суд с данным иском и попросил врача оформить данную карту надлежащим образом (поставить печать, указать период и др.), после возвращения ему данной «Карты гражданина …» напротив многих препаратов появились отметки об их выдаче, однако фактически данные препараты в указанные в них дни или позже ему не выдавались. Он самостоятельно пытался обращаться в прокуратуру и соц.службу, также неоднократно звонил в Комитет по здравоохранению Ленинградской области, чтобы разрешить проблему с обеспечением его лекарственными препаратами, однако ситуация никак не изменялась и ему пришлось обратиться к юристам для того, чтобы они помогли ему составить жалобы в Комитет по здравоохранению ЛО, Уполномоченному по правам человека в ЛО и т.д. И только после этого в аптеке появились необходимые ему лекарственные препараты, а в случае их отсутствия его стали ставить на отсроченное обслуживание, при чем, теперь аптекарь в случае отсутствия препарата не забирает у него оригинал рецепта, а делает с него копию, а ему ставит отметку, что препарата нет в наличии.
Ответчик- представитель Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, представил письменный отзыв на иск, согласно которого Администрация требований не признает и надлежащим ответчиком по настоящему делу не является. Ссылаясь на ст. 41 Конституции РФ, п. 2 ч. 1 ст. 16, ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" считает, что организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не входит в зону ответственности администрации Бокситогорского муниципального района, в связи с чем просит суд в заявленных требованиях отказать.
Ответчик- представитель Комитета по здравоохранению Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, представил письменные возражения на иск, согласно которых Комитет считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Истец имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по месту жительства в Ленинградской области в порядке, установленном действующим законодательством. Законодательством предусмотрена обязанность лечебно-профилактического учреждения выписать рецепт установленной формы и обязанность аптечного учреждения организовать его отсроченное обслуживание или осуществить отпуск аналогичного лекарственного средства. В 2018 и 2019 годах Комитетом закупались лекарственные препараты и медицинские изделия в целях обеспечения инвалидов, больных диабетом за счет средств федерального бюджета. Также в данный период Комитетом заключены контракты с ЛОГП «Ленфарм» на организацию обеспечения населения Ленинградской области лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе лиц, больных диабетом. За период с 01.01.2018 по 31.12.2018 Истец был обеспечен лекарственными препаратами бесплатно на сумму 59 331,64 руб., а за период с 01.01.2019 по 28.10.2019 на сумму 84 505,76 руб. В исковом заявлении Истец указывает обстоятельства, которые противоречат фактическому обеспечению его лекарственными препаратами (согласно данным программы), в частности: тест-полоски получены истцом 19.03.2019, 28.03.2019, 25.07.2019, 07.08.2019; лекарственный препарат Гипотиазид получен истцом 11.07.2019, 07.08.2019, 06.09.2019; лекарственный препарат Гидрохлоротиазид получен истцом 18.07.2019, 13.08.2019; препарата с наименованием «Атедра-инсулин» не существует, а инсулин «Апидра» получен истцом 18.06.2019, 11.07.2019, 20.08.2019, 06.09.2019. Таким образом, истец указал в исковом заявлении не достоверную информацию по срокам его лекарственного обеспечения. Более того, из анализа данных индивидуального лекарственного обеспечения истца следует, что обслуживание рецептов производилось в день обращения с рецептом в аптеку, без постановки на отсроченное обслуживание. К материалам дела доказательства приобретения истцом лекарственных средств не приложены.
Исходя из данных Индивидуального обеспечения, логичен вывод об обеспеченности истца лекарственными препаратами в соответствии с необходимостью. На основании имеющихся фактов: право истца на бесплатное получение лекарственных препаратов в связи с заболеванием является действующим; истец своевременно обеспечивается лекарственными препаратами бесплатно в соответствии с выписанными лечащим врачом рецептами, а исковые требования истца на компенсацию морального вреда не имеют правового основания. Истцом не представлены доказательства причинения морального вреда действиями или бездействием Комитета. Также необоснованным является требование о компенсации убытков на оказание юридических услуг (тем более с учетом качества их оказания). Правовое основание для предъявленных исковых требований о компенсации убытков также отсутствует, в связи с чем просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Ответчик- представитель ЛОГП «Ленфарм» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, иск не оспорил.
Третье лицо- представитель ГБУЗ ЛО «Бокситогорская межрайонная больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, иск не оспорил.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца Лебедева О.Н., оценив показания свидетеля ФИО7, а также заключение прокурора ФИО6, полагавшей заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, а именно взыскании с ответчика ЛОГП «Ленфарм» в пользу истца денежной компенсации морального вреда в размере 40 000 руб., суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям:
Как установлено судом, подтверждается представленными материалами и не оспорено ответчиками, истцу Лебедеву О.Н. 12.09.2018г. была установлена впервые первая группа инвалидности от общего заболевания, что подтверждается справкой МСЭ № от 12.09.2018г. (л.д.58).
Согласно выписной справки ГБУЗ «Ленинградская областная клиническая больница» от 09.07.2019г. Лебедеву О.Н. установлен клинический диагноз: сахарный диабет 1 типа, тяжелого лечения, диабетическая нефропатия, стенокардия напряжения 2 ф.к. ПИКС, коронагография с балоонной вазодилатацией и установкой 1 стента в ПКА, гипертоническая болезнь 3 стадии 3 степени, РССО 4, хр.вирусный гепатит «В», анемия, АV-фистула на правом предплечье, хроническая болезнь почки 5 стадии (л.д.59).
Из объяснений истца следует, что в период с марта по июнь 2019 года включительно ему лечащим врачом в поликлинике в пос. Ефимовский выписывались рецепты на определенные лекарственные препараты, от которых напрямую зависит его жизнь и которые он вправе получать бесплатно в аптеке, а именно препараты от давления, мочегонные, инсулин и тест- полоски для измерения уровня сахара в крови. Врач также выдавал ему «Карту гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств», в которую врачом выписывались лекарственные препараты, на которые выдавались рецепты. С указанными рецептами он шел в аптеку №61, расположенную в этой поликлинике. Аптекарь забирал у него все оригиналы рецептов и выдавал препараты, которые имелись в наличии, о чем в «Карте гражданина …» напротив лекарственного препарата ставил число и количество выданных упаковок. В случае если каких-то препаратов не было в аптеке, то ему говорили прийти через неделю, а потом еще через неделю и так далее. При этом, оригинал рецепта ему аптекарь не отдавал, на отсроченное обслуживание его не ставил. Так как прием данных препаратов является для него жизненно необходимым, ему приходилось покупать их за свой счет, занимая деньги у родственников и знакомых. На момент его обращения в суд с настоящим иском в указанной «Карте гражданина …» напротив большинства выписанных ему препаратов было пусто и не имелось никаких отметок об их выдаче, т.к. фактически данные препараты ему выданы не были. Однако после того как он обратился в суд с данным иском и попросил врача оформить данную карту надлежащим образом (поставить печать, указать период и др.), после возвращения ему данной «Карты гражданина …» напротив многих препаратов появились отметки об их выдаче, однако фактически данные препараты в указанные в них дни или позже ему не выдавались. Ему не были предоставлены, в том числе следующие медикаменты: тест- полоски в апреле, мае и июне; лозартан в июне; гипотеазид в июне; левимир с мая по июль; апидра в июне; ацекардол с апреля по май; аторис в июне. Он самостоятельно пытался обращаться в прокуратуру и соц.службу, также неоднократно звонил в Комитет по здравоохранению Ленинградской области, чтобы разрешить проблему с обеспечением его лекарственными препаратами, однако ситуация никак не изменялась и ему пришлось обратиться к юристам для того, чтобы они помогли ему составить жалобы в Комитет по здравоохранению ЛО, Уполномоченному по правам человека в ЛО и т.д. И только после этого в аптеке появились необходимые ему лекарственные препараты, а в случае их отсутствия его стали ставить на отсроченное обслуживание, при чем, теперь аптекарь в случае отсутствия препарата не забирает у него оригинал рецепта, а делает с него копию, а ему ставит отметку, что препарата нет в наличии.
Со стороны истца Лебедева О.Н. заявлены требования о взыскании с ответчиков солидарно денежной компенсации морального вреда в размере 400 000 руб.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Базовым нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Пациент - это физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункт 9 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, следует, что право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих, в том числе, как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. При этом законом гарантировано, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-Ф3 «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
1) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно статье 27 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6.1 Социального кодекса Ленинградской области (областной закон Ленинградской области от 17.11.2017 года № 72-оз) лица, страдающие заболеваниями, и иные лица, нуждающиеся в лекарственном обеспечении, из числа граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ленинградской области, и иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Ленинградской области, имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со статьей 6.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 6.2 Социального кодекса Ленинградской области право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями предоставляется лицам, страдающим заболеванием «диабет».
Таким образом, на основании вышеуказанным норм действующего законодательства истец Лебедев О.Н. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по месту жительства в Ленинградской области в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года № 328, следует, что граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. Врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные средства, изделия медицинского назначения в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных средств.
В соответствии с п. 2.7 указанного Порядка в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность лечебно-профилактического учреждения выписать рецепт установленной формы и обязанность аптечного учреждения организовать его отсроченное обслуживание или осуществить отпуск аналогичного лекарственного средства.
Из объяснений истца судом установлено, что в период с апреля по июнь 2019 года включительно истцу лечащим врачом были выписаны рецепты на получение бесплатно лекарственных препаратов, в том числе: тест- полосок, лозартана, гипотеазида, левимира, ФИО2, ацекардола и аторис. Данных препаратов при его обращении в аптечный пункт № ЛОГП «Ленфарм», расположенный по адресу: <адрес>, г.<адрес> (поликлиника), в наличии не имелось, сотрудником аптеки от истца были получены оригиналы рецептов, однако в нарушении вышеуказанных положений Порядка сотрудником аптеки отсроченное обслуживание данных рецептов организовано не было, отпуск истцу аналогичных лекарственных средств не осуществлялся, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, копиями рецептов, предоставленных ГБУЗ ЛО «Бокситогорская межрайонная больница» по запросу суда (л.д.121, 133), согласно которых истцу в апреле и в мае 2019 года были выписаны рецепты на тест- полоски Аку-чек актив № по 2 упаковки; а также «Картой гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств», в которой имеется указание на выписанные истцу рецепты на получение лекарственных препаратов, однако отметок о выдаче их истцу не содержится (л.д.61). Кроме того, из представленного Комитетом по здравоохранению Ленинградской области и ЛОГП «Ленфарм» Индивидуального лекарственного обеспечения истца (л.д.76-90, 181-185), а также Реестра отпущенных рецептов за период с 0110.2018г. по 30.08.2019г. (л.д.143-149), предоставленного ГБУЗ ЛО «Бокситогорская межрайонная больница», следует, что вышеуказанные тест-полоски истцу в апреле и в мае не выдавались, отсроченное обслуживание данных рецептов организовано не было.
Также по ходатайству истца в судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена ФИО7, которая показала, что она является супругой истца. Её мужу Лебедеву О.Н. 12.08.2018г. была установлена 1 группа инвалидности. В связи с имеющимися у него заболеваниями он нуждается в приеме лекарственных препаратов, которые ему выписывались врачом. Однако в аптеке данные препараты ему предоставлялись не в полном объеме, в том числе. тест- полоски ему должны были выдавать по 2 упаковки в месяц, однако он их не получал с марта по июнь; инсулин- опидра, левимир, оторис, а также препарат от давления лазартан ему не давали месяц. При этом, аптекарь забирала у него оригинал рецепта независимо от того выдала она ему препарат или нет, а сейчас если нет препарата оригинал рецепта ему возвращают на руки. После того как они обратились к юристу и подали жалобы, её мужу звонили из Комитета по здравоохранению ЛО и сказали, что лекарств в аптеке не было, т.к. задержали тендер, потом позвонили и сказали, что лекарства появились.
Согласно сообщения Комитета по здравоохранению Ленинградской области № от 30.08.2019г. следует, что закупка лекарственных препаратов и медицинских изделии для обеспечения льготных категорий граждан проводится по заявке медицинских организаций Ленинградской области и главных специалистов. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупка осуществляется путем проведения электронного аукциона, по международному непатентованному наименованию (МНН). В соответствии с действующим законодательством, продолжительность процедуры закупки составляет от двух до двух с половиной месяцев. В период с 09.04.2019 года по 26.05.2019 года проведение Комитетом по здравоохранению дополнительных аукционов по техническим причинам, не зависящим от Комитета по здравоохранению Ленинградской области не было возможным, ввиду отсутствия доступа в Единую информационную систему в сфере закупок, что привело к нарушению сроков своевременного осуществления закупок лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан. В период с 26 мая по настоящее время размещение аукционов в ЕИС возобновлено в рабочем порядке. Закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий для обеспечения льготных категорий граждан на 2019 год осуществляется в соответствии с заявкой Бокситогорского района. В 2019 году Вы обеспечиваетесь лекарственными препаратами в соответствии с назначениями лечащего врача. Для Вашего обеспечения в Аптечный пункт ЛОГП «Ленфарм» п. Ефимовский на Ваше имя направлены лекарственные препараты Микразим, Бисопролол, Аторвастатин,Лозартан, Ацекардол, Кетоаминол, тест- полоски Аку-чек Актив с учетом трехмесячной потребности.
Согласно сообщения Комитета по здравоохранению Ленинградской области № от 29.05.2020г. следует, что Комитетом организованы своевременные закупки всех лекарственных препаратов, инсулинов и тест полосок для определения уровня глюкозы крови. Часть аукционов на поставку лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан в 2019 году проведена в конце 2018 года. Поставка закупленных лекарственных препаратов осуществляется в аптечные организации, по заявке районов в соответствии с распределением, которое также осуществляется медицинскими организациями муниципальных районов. Распределение льготных лекарственных препаратов по аптечным организациям, предоставляет на ЛОГП «Ленфарм», ГБУЗ ЛО «Бокситогорская МБ».
Согласно сообщения ЛОГП «Ленфарм» №310 от 18.05.2020г. следует, что Лебедев О.Н. имеет право на бесплатную медицинскую помощь в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами в соответствии в соответствии с федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Закупка лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для данной категории граждан производится за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденными заявками муниципальных районов и лимитом финансирования. Поставка закупленных лекарственных средств осуществляется в аптечные организации, по заявке районов в соответствии с распределением, которое также осуществляется местными органами здравоохранения. Согласно утвержденной заявке на 2019 год, в аптеку п. Ефимовский, где получает льготные лекарственные препараты Лебедев О.Н., муниципальным районом заказано Тест-полоски Акку-чек актив №50 - 5 упаковок. Лекарственные препараты: Лозартан, Гидрохлортиазид, Левемир, Апидра, Ацетилсалициловая кислота, Аторвастатин на 2019 год в заявке для поставки в аптечный пункт п. Ефимовский заказаны не были. Поставка лекарственных препаратов сверх утвержденной заявки возможна только в случае отказа от требуемых лекарственных препаратов другого, включившего их в свою заявку, муниципального района (т.е. путем перераспределения) или при наличии резерва на региональном складе. В случае если в результате мониторинга остатков льготных лекарственных препаратов в аптечных организациях Ленинградской области, не удалось найти лекарственный препарат по рецепту принятому на отсроченный отпуск, аптечный пункт извещает в письменном виде заведующего ЛПУ, которое выдало рецепт, для назначения пациенту аналогичного препарата, имеющегося в наличии, по вновь выписанному рецепту. Данный порядок предоставления услуги по обеспечению льготных категорий граждан установлен приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан». Из указанных в запросе лекарственных препаратов, в период с января по июль 2019 года на региональный склад ЛОГП «Ленфарм», для обеспечения Утвержденных заявок районов, согласно государственным контрактам, были получены: Тест-полоски Аку-чек актив №50, Лозартан, Гидрохлоротиазид, Левемир, Апидра СолоСтар, Ацекардол, Аторвастатин, Аторвастатин Аторвастатин. Данные лекарственные препараты своевременно отгружались с регионального склада в аптечные организации, в соответствии с Утвержденными заявками муниципальных районов Ленинградской области.
Пунктом 9 части 5 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" предусмотрено право пациента на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 1 от 26.01.2010 года "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что причиненный гражданину моральный вред ненадлежащим оказанием указанному гражданину медицинских услуг, подлежит компенсации соответствующим медицинским или фармацевтическим учреждением, при этом, указанное учреждение может быть освобождено от ответственности за причинение вышеназванного вреда только в случае если докажет, что в силу действующего законодательства и конкретных обстоятельств дела моральный вред причиненный данному гражданину должно компенсировать иное лицо.
Вместе с тем, по смыслу закона установление факта ненадлежащего исполнения аптечным учреждением своей обязанности организовать отсроченное обслуживание рецептов или осуществить отпуск аналогичного лекарственного средства, что привело к тому, что в спорный период истец не был обеспечен бесплатно жизненно необходимыми ему лекарственными препаратами, при разрешении дел рассматриваемой категории, свидетельствует о нарушении прав соответствующего пациента, что в силу вышеприведенных норм права презюмирует причинение ему морального вреда, поэтому сам по себе факт не причинения вреда здоровью истца, по делам рассматриваемой категории не является безусловным основанием к отказу в удовлетворении рассматриваемого иска, так как именно исполнитель медицинских услуг обязан доказать факт отсутствия его вины в возникновении данного дефекта медицинских услуг, а при недоказанности указанного обстоятельства он не может быть освобожден от обязанности компенсировать моральный вред причиненный истцу оказанием услуг ненадлежащего качества.
В силу ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Компенсация морального вреда
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 от 20.12.1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В соответствии с п. 2 указанного Постановления под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
При определении размера компенсации морального вреда степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств при причинении морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Важнейшим критерием при определении размера компенсации являются требования разумности и справедливости.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N10 определено, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация, по мнению суда, должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что представителем ответчика ЛОГП «Ленфарм» не представлено доказательств, опровергающих доводы истца об обстоятельствах его обращения в спорный период в аптечный пункт № для получения бесплатно по рецепту лекарственных препаратов, отсутствие данных лекарственных препаратов в аптеке, в нарушение вышеуказанных положений Порядка не организация сотрудниками аптеки отсроченного обслуживания данных рецептов или отпуска истцу аналогичных лекарственных средств, а также учитывая, что согласно сообщения Комитета по здравоохранению Ленинградской области № от 29.05.2020г. закупки всех лекарственных препаратов, инсулинов и тест полосок для определения уровня глюкозы крови Комитетом были организованы своевременно; на региональном складе ЛОГП «Ленфарм» указанные препараты в спорный период имелись, суд находит, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлен и подтверждается допустимыми доказательствами факт нарушения сотрудниками аптечного пункта № ЛОГП «Ленфарм» прав истца по обеспечению его лекарственными препаратами либо их формальное отношение к своим обязанностям, в связи с чем требования истца Лебедева О.Н. о взыскании с ответчика ЛОГП «Ленфарм» денежной компенсации морального вреда обоснованы и подлежат удовлетворению. Вместе с тем, правовых оснований для возложения на ответчиков Администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и Комитет по здравоохранению Ленинградской области обязанности по компенсации истцу причиненного морального вреда при указанных обстоятельствах не имеется, поскольку факт ненадлежащего осуществления ими своих обязанностей по обеспечению истца лекарственными препаратами не нашел своего подтверждения.
Однако, с учетом требований ст.1101 ГК РФ, с учетом требований разумности и справедливости, учитывая все обстоятельства происшедшего, характер причиненных истцу нравственных страданий, учитывая иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе личность истца, являющегося инвалидом первой группы, необходимость обеспечения истца вышеуказанными лекарственными препаратами для поддержания жизнедеятельности, а также учитывая, что непосредственный вред вреда здоровью истца не причинен и не наступили иные какие-либо тяжкие последствия, суд считает необходимым снизить размер денежной компенсации морального вреда в пользу истца до 40 000 руб., а в остальной части заявленных требований, истцу- отказать.
Истец также просит суд взыскать с ответчиков расходы на оказание юридических услуг в размере 25 000 руб. Несения истцом указанных расходов подтверждено документально: договором об оказании юридических услуг от 06.09.2019г., согласно которому истцу оказана помощь в подготовке и подаче искового заявления, стоимость услуг составляет 25 000 руб.; а также квитанциями от 06.09.2019г. об уплате 15 000 руб. и от 12.09.2019г. об уплате 10 000 руб. (л.д.11, 31).
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований.
В соответствии с ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Принимая во внимание объем оказанной юридической помощи (помощь в подготовке и подаче искового заявления), категорию и сложность данного гражданского дела, а также учитывая, что суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований о взыскании денежной компенсации морального вреда, суд находит разумным и считает необходимым взыскать с ответчика ЛОГП «Ленфарм» в пользу истца расходы на оплату юридических услуг в размере 5 000 руб.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.36 НК РФ истец был освобожден от уплаты государственной пошлины по делу.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района. В связи с изложенным, суд считает необходимым взыскать с ответчика ЛОГП «Ленфарм» государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лебедева Олега Николаевича удовлетворить частично.
Взыскать с Ленинградского областного государственного предприятия «Ленфарм» в пользу Лебедева Олега Николаевича денежную компенсацию причиненного морального вреда в размере 40 000 рублей и расходы на оказание юридических услуг в размере 5 000 рублей, а всего взыскать 45 000 (сорок пять тысяч) рублей.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований Лебедеву Олегу Николаевичу- отказать.
Взыскать с Ленинградского областного государственного предприятия «Ленфарм» в доход государства госпошлину по делу в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Бокситогорский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 08 июня 2020 года.
Судья: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>