Решение по делу № 33а-2643/2018 от 07.02.2018

Судья: Митина Е.А.         адм дело N 33А-2643/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2018 года                            г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Сивохина Д.А. и Сафоновой Л.А.,

при секретаре Майдановой М.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Государственной инспекции труда в Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 13 декабря 2017 года по делу по административному исковому заявлению Муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Самарской области.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Государственной инспекции труда в Самарской области Серебренниковой Е.Г. и заинтересованного лица Картунчиковой И.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" Погоняевой Е.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее – МП г.о.Самара "ТТУ") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Самарской области от 25 октября 2017 года N 7-6020-ОБ/421/77/3 об устранении нарушения трудового законодательства (далее - Предписание от 25 октября 2017 года N 7-6020-ОБ/421/77/3).

В названном предписании содержатся требования из двух пунктов:

1. Включить кондукторов в перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств. Утвердить указанный перечень и список работников работодателем с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа;

2. Организовать надлежащий учет и контроль за выдачей кондукторам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки, в том числе средства для защиты от бактериологических вредных факторов, при нахождении рабочего места удаленного от стационарных санитарно-бытовых узлов. Выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств зафиксировать под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.

Срок выполнения требований установлен 25 ноября 2017 года.

С учетом того, что отсутствие на рабочем месте кондуктора вредных (опасных) производственных факторов, в том числе бактериологического и биологического подтверждено экспертным заключением и картой специальной оценки условий труда административный истец полагал, что выводы инспектора труда о нарушении муниципальным предприятием трудового законодательства являются незаконными.

Решением Октябрьского районного суда города Самары от 13 декабря 2017 года требование МП г.о.Самара "ТТУ" удовлетворено (л.д. 200-205).

В апелляционной жалобе Государственной инспекцией труда в Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда со ссылкой на то, что судом неправильно определены обстоятельства имеющие значение для административного дела и неправильно применены нормы материального права (л.д. 207-211).

В соответствии с п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в ст. 310 КАС РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной     жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.

Суд первой инстанции удовлетворяя заявленное административным истцом требование, пришел к выводу, что Предписание от 25 октября 2017 года N 7-6020-ОБ/421/77/3 противоречит положениям Трудового кодекса Российской Федерации и нарушает права, свободы и законные интересы МП г.о.Самара "ТТУ".

Между тем, указанный вывод суда об обоснованности требования МП г.о.Самара "ТТУ" не соответствует обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем, не может быть признан судебной коллегией правильным.

Свои выводы суд обосновывал положениями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы обеспечения работодателем безопасных условий и охраны труда, а также положениями части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в соответствии с которыми специальная оценка условий труда это "единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников", кроме того ссылался на Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и на Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N 1122н.

При этом исходил из того, что рабочем месте кондуктора отсутствуют вредные (опасные) производственные факторы.

Довод Государственной инспекции труда в Самарской области о том, что выполнение кондуктором работ, включенных в Типовые нормы, влечет за собой обязанность МП г.о.Самара "ТТУ" являющегося его работодателем по выдаче соответствующих смывающих и (или) обезвреживающих средств вне зависимости от результатов проведения специальной оценки условий труда, судом признан несостоятельным.

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда находит приведенные суждения ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Статьей 353 ТК РФ установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

В силу ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует основные полномочия, в том числе осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.

Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Согласно части 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В силу абзаца 7 части 2 указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации).

Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1122н (далее - Типовые нормы (приложение N 1 к приказу), Стандарт (приложение N 2 к приказу)).

Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем Стандарта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации) (пункт 27 Стандарта).

Согласно пунктам 3 - 5 Стандарта приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется за счет средств работодателя. Смывающие и (или) обезвреживающие средства подразделяются на защитные средства, очищающие средства и средства восстанавливающего, регенерирующего действия. Смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению N 1 к приказу.

Указанными Типовыми нормами установлено, что перечисленные в них смывающие и (или) обезвреживающие средства соответствующего вида для конкретного типа работ и производственных факторов выдаются в установленной данным актом норме выдачи на одного работника в месяц.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области, проведена внеплановая документарная проверка в отношении МП г.о.Самара "ТТУ" с целью выявления нарушений трудового законодательства.

25 октября 2017 года по результатам проверки начальник отдела Государственной инспекции труда в Самарской области Картунчикова И.Л. издала предписание N7-6020-ОБ/421/77/3, обязывающее МП г.о.Самара "ТТУ" в срок до 25 ноября 2017 года устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права путем включения кондукторов в перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, утверждения указанных перечня и списка работников с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа, организации надлежащего учета и контроля за выдачей кондукторам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки, в том числе средств для защиты от бактериологических вредных факторов, при нахождении рабочего места удаленного от стационарных санитарно-бытовых узлов. Выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств предписано зафиксировать под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.

Результаты проверки также послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 "Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которого МП г.о.Самара "ТТУ" постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области Картунчиковой И.Л. от 27 октября 2017 года было признано виновным в совершении указанного административного правонарушения с назначением административного наказания - административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

МП г.о.Самара "ТТУ" обжаловало вынесенное в отношении его постановление по делу об административном правонарушении в судебном порядке. Решениями судьи Ленинского районного суда г.Самары от 30 ноября 2017 года и судьи Самарского областного суда от 1 февраля 2018 года было отказано в удовлетворении заявленных в жалобах требований.

Работодатель обязан составить перечень рабочих мест и поименный список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств. В п. 13 Стандарта указано, что эти перечень и списки должны быть составлены службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя. На каждого работника из списка работодателем должна быть заведена личная карточка учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств. В карточке под подпись подлежит фиксации выдача работникам соответствующих средств, в том числе выдаваемых путем применения дозирующих систем.

Согласно абз. 2 п. 13 Стандарта представленные перечень и список формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.

Материалами дела подтверждается и участниками процесса не оспаривается тот факт, что кондуктор продает билеты, применяет в работе терминал, осуществляет проверку наличия у пассажиров билетов, проездных билетов, документов, предъявляемых для льготного проезда, предоставляет информацию пассажирам об остановочных и пересадочных пунктах, принимает необходимые меры при возникновении непредвиденных обстоятельств и несчастных случаев, на конченых остановках обслуживаемого маршрута осматривает салон на предмет забытых пассажирами вещей.

Движение троллейбусов регламентируется графиком, работая на маршруте, кондукторы, как и водители, удалены от стационарных санитарно-бытовых узлов предприятия и не имеют право самостоятельно покинуть рабочее место. При реализации билетов кондуктор контактирует с денежными средствами граждан, тем самым подвергаются воздействия бактериально - опасных сред.

Согласно пункта 17 Стандарта средства для защиты от бактериологических вредных факторов, обладающие антибактериальным эффектом, выдаются работникам, занятым на производствах с повышенными требованиями к стерильности рук работающих, при работе с бактериально опасными средами, а также при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов (пункт 17 Стандарта).

Из содержания приведенных норм, а также содержания письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2016 N 15-2/ООГ-1698 следует, что работнику должны быть выданы соответствующие смывающие и (или) обезвреживающие средства вне зависимости от результатов проведения специальной оценки условий труда если он выполняет работы, включенные в Типовые нормы.

В связи с изложенным являются неправильными выводы суда первой инстанции о несостоятельности довода Государственной инспекции труда в Самарской области о нарушении МП г.о.Самара "ТТУ" положений трудового законодательства и соответственно о законности предписания от 25 октября 2017 года N 7-6020-ОБ/421/77/3.

При таких обстоятельствах решение Октябрьского районного суда г.Самары от 13 декабря 2017 года подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований МП г.о.Самара "ТТУ".

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 13 декабря 2017 года отменить, постановить по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных МП г.о.Самара "ТТУ" требования о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Самарской области от 25 октября 2017 года N 7-6020-ОБ/421/77/3 отказать.

Председательствующий –

    Судьи -

        

33а-2643/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
МП г.о. Самара Трамвайно-троллейбусное управление
Другие
Картунчикова Ирина Львовна
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sam.sudrf.ru
27.02.2018[Адм.] Судебное заседание
15.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее