Судья Бусыгин Д.А. 16RS0051-01-2019-004866-03
Дело 2а-7518/2019
Дело № 33а-2283/2020
Учет № 022а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2020 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Сибгатуллиной Л.И.,
судей Сайдашевой Э.Р., Куляпина Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайруллиной Э.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куляпина Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» на решение Советского районного суда города Казани от 14 октября 2019, которым постановлено:
административный иск Музафарова Азата Фаритовича к муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании решения незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений удовлетворить частично.
Признать незаконным решение муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» от 8 февраля 2019 года № 15/15-исх-ог/1036 об отказе в удовлетворении заявления Музафарова Азата Фаритовича о перераспределении земельного участка.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения соответствующего заявления Музафарова Азата Фаритовича.
В удовлетворении остальной части административного иска Музафарова Азата Фаритовича отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» Закирова В.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца Музафарова А.Ф., Фаттахова И.З., высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
Музафаров А.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению (далее – МКУ) «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> и возложении на исполнительный комитет муниципального образования г. Казани обязанности предоставить указанный земельный участок. В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>. В целях заключения соглашения о перераспределении данного земельного участка и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, административный истец обратился в исполнительный комитет муниципального образования г.Казани.
Ответом от 8 февраля 2019 года Музафарову А.Ф. отказано в перераспределении земельного участка. Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером .... не изъят из оборота, не является ограниченным в обороте и в отношении него не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены административный ответчик исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, заинтересованные лица садовое некоммерческое товарищество «Азино (далее – СНТ «Азино»), общество с ограниченной ответственностью «Вектор» (далее – ООО «Вектор») и кадастровый инженер Николаева А.Ш.
14 октября 2019 года судом принято решение в вышеприведенной формулировке.
Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» подали апелляционную жалобу на указанное решение суда, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявители апелляционной жалобы считают, что суд неправильно установил обстоятельства дела и неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права. Указывается, что образуемый земельный участок расположен в границах садоводческого товарищества «Азино». В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, для ведения дачного хозяйства иными юридическими лицами допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Однако до настоящего времени проект планировки территории и (или) проект межевания территории СНТ «Азино» не утвержден. Кроме того, в силу раздела 4.8 местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Казань, утвержденных решением Казанской городской Думы от 14 декабря 2017 года № 8-12, размещение новых, а также увеличение территорий, существующих садоводческих, огороднических и дачных товариществ в границах населенного пункта запрещено.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Административный истец Музафаров А.Ф. и заинтересованное лицо кадастровый инженер Николаева А.Ш. в суд не явились.
ООО «Вектор» и СНТ «Азино» своих представителей в суд не направили.
На основании части 1 статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: 1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; 2) из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
В силу статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (пункт 1).
При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков (пункт 2).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из материалов дела видно, что Музафаров А.Ф. является собственником земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>.
С целью заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, Музафаров А.Ф. обратился с заявлением в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани».
8 февраля 2019 года исполнительный комитет муниципального образования г. Казани направил административному истцу за подписью исполняющего обязанности главного архитектора г.Казани заместителя начальника Белицкой Ж.В. уведомление об отказе в перераспределении земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что границы образуемого земельного участка частично накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером ...., территория которого расположена в овраге, и является естественным водосбором дождевых и талых вод, в связи с чем необходима корректировка границ. Кроме того, образуемый земельный участок накладывается на границы земельного участка с кадастровым номером ...., который образован под земли общего пользования СНТ «Азино». Границы территории общего пользования в садовом обществе не определены. До установления данных границ путем разработки проекта планировки территории и (или) проекта межевания, застройка территории садового общества невозможна. При увеличении земельного участка собственника за счет муниципальной земли происходит увеличение территории СНТ «Азино», которое запрещено разделом 4.8 «Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Казань», утвержденных решением Казанской городской Думы № 8-12 от 14 декабря 2016 года.
Таким образом, оспариваемое решение от 8 февраля 2019 года выдано административному истцу в соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административными ответчиками не представлено доказательств того, что наложение образуемого земельного участка административного истца на земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный в овраге, повлечет за собой нарушение закона и необходимость корректировки границ. По мнению суда первой инстанции, из схемы, подготовленной с учетом топографических материалов, видно, что использование земельного участка в испрашиваемых границах возможно. Суд сослался на отсутствие данных о том, что образуемый земельный участок при перераспределении границ с земельным участком с кадастровым номером .... будет иметь наложение на границы земельного участка с кадастровым номером ...., который образован под земли общего пользования СНТ «Азино», указал, что согласно публичной кадастровой карте в границах территории земель общего пользования и земель СНТ «Азино», земельный участок административного истца с кадастровым номером .... не значится и является собственностью Музафарова А.Ф., отметил также, что при увеличении земельного участка административного истца за счет муниципальной земли нарушения норм законодательства не усматривается, так как увеличение территории СНТ «Азино» не произойдет, и в связи с изложенным пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административного иска.
Однако суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
Так, решением суда признано незаконным решение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» об отказе в удовлетворении заявления о перераспределении земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), в силу которого к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к органам местного самоуправления отнесены органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Исходя из части 1 статьи 2 и части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ одним из основных признаков органов местного самоуправления является наличие у них собственных полномочий по решению вопросов местного значения, к числу которых в силу положений пункта 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ относится осуществление муниципального земельного контроля.
В соответствии с Положением о муниципальном казенном учреждении «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», утвержденным решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года № 20-З, Комитет является органом Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, обладает статусом юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном законодательством о регистрации юридических лиц порядке.
Согласно разделу II Положения предметом и целью деятельности Комитета является выполнение управленческих функций в рамках своей компетенции в сфере реализации вопросов местного значения, а также переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий, определенных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления г. Казани, а именно владения, пользования и распоряжения имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани.
В силу пункта 3.1.1. указанного положения в полномочия Комитета входит осуществление от имени муниципального образования города Казани полномочий по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом г. Казани (за исключением полномочий по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом) и земельными участками.
Таким образом, в силу вышеизложенных норм закона и Положения муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» осуществляет полномочия по муниципальному земельному контролю.
Между тем, муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани», наделенное полномочиями по распоряжению земельным участком, к участию в деле не привлечено.
На основании пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В силу пункта 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Поскольку обжалуемым судебным актом разрешен вопрос о правах и обязанностях не привлеченного к участию в деле лица, решение суда подлежит безусловной отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░