Дело №2-3903/2023
УИД61RS0003-01-2023-004491-89
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2023 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Строителевой О.Ю.,
при секретаре Газиевой М.Р.,
с участием представителя истца Чекмарева А.В.,
представителя ответчика Пантелеева О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобоева Л.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о признании решения незаконным в части, об обязании включить в страховой стаж периоды работы, назначить страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Бобоев Л.Г. (далее также истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее также ответчик, ОСФР по РО) о признании решения незаконным в части, об обязании включить в страховой стаж периоды работы, назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ОПФР по РО с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Решениями ГУ ОПФР по РО № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Бобоеву Л.Г. отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия страхового стажа 9 лет и необходимой величины ИПК 13,8.
В страховой стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ научного сотрудника АН Таджикский математический институт, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ доцента кафедры Исфаринский технологический колледж, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ филиал Технологического Университета.
Истец считает, что ответчиком необоснованно исключены вышеуказанные периоды его работы и на основании изложенного, просит суд признать незаконным признать незаконным решение ОПФР по РО от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе вустановлении страховой пенсии по старости в части не включения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ научного сотрудника АН Таджикский математический институт, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ доцента кафедры Исфаринский технологический колледж, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ филиал Технологического Университета, назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать расходы по уплате государственной пошлины, расходы по оплате услуг представителя в размере 40 000 руб.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о дате слушания дела надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца Чекмарев А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Пантелеева О.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ, с момента вступления в силу которого (т.е. с 01.01.2015) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему (ч.ч. 1 и 3 ст. 36).
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1) при наличии не менее 6 лет страхового стажа в 2015 году и величины ИПК не менее 6,6.
В силу ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считает дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При этом, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по местожительству лица, обратившегося за страховой пенсией, (ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
По положениям ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
С учетом того, что Бобоев Л.Г. является лицом, прибывшим на территорию Российской Федерации, в настоящее время имеет гражданство, к спору подлежат применению положения специального законодательства.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (в том числе, Республики Таджикистан), урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 вышеназванного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 №2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 компетентные учреждения (органы) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
В настоящее время вступил в силу Закон от 11.06.2022 №175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения», вступающий в силу 30.06.2022, о выходе России из Соглашения о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения.
Вместе с тем данным актом гарантировано сохранение ранее установленного объема прав по соглашению до 31.12.2022. Таким образом, при разрешении спора суд руководствуется положениями вышеприведенного соглашения.
При рассмотрении настоящего дела, суд полагает необходимым указать о начале действия Федерального закона от 14.07.2022 №242-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения». Данный закон действует с 25.07.2022.
Ратификация договора производится в соответствии со ст. 21 и в полном объеме не завершена: договор подлежит ратификации и вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Договаривающимися Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Из изложенного следует, что при установлении пенсий в рамках Соглашения 1992 года с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств - участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашения.
Выносить решения о включении в стаж периодов работы, протекавших в странах бывшего СССР после его распада, органы Пенсионного Фонда РФ не могут без подтверждения факта наличия данного стажа, поскольку у вновь образованных после распада СССР стран появилось свое законодательство как в области трудового, так и в области пенсионного права и делать заключения о соответствии представленных для назначения пенсии документов о работе, протекающей за пределами РФ, работе, дающей право на страховую пенсию по старости, протекавшей в РФ, органы ПФР без заключения компетентного органа иностранного государства не могут, тем более, что ст. 10 «Соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения государств - участников Содружества Независимых Государств» предусмотрено принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Иной подход означает предоставление неравных условий для граждан, работавших в Российской Федерации, по которым органы Пенсионного фонда Российской Федерации могут в полной мере произвести требуемую проверку, в том числе с выходом по месту нахождения страхователя и граждан, имеющих трудовую деятельность в странах СНГ, по которым аналогичной возможности не имеется.
В этой связи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение обоснованности и достоверности указанных в справках сведений о стаже (или о заработной плате), приобретенных на территории государств - участников соглашений, путем направления соответствующих запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.
При новом установлении пенсии документы, оформленные до распада СССР (до 01.12.1991) и содержащиеся в них сведения о трудовом (страховом) стаже за периоды до распада СССР при отсутствии сомнений в достоверности сведений, указанных в документах, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении, так как на всей территории СССР действовали единые нормативные правовые акты по оформлению документов о стаже и подтверждению сведений, содержащихся в них.
Так, в силу положений ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
При этом, порядок рассмотрения заявлений об установлении пенсии и документов, представленных для ее установления, порядок установления пенсии и правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, установлены «Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Приказом Минтруда России от 17.11.2014 №884н (далее - Правила №884н).
Согласно п. 23 Приказа Минтруда России №884н территориальным органам Пенсионного фонда РФ принадлежит право принимать решения и распоряжения об установлении либо об отказе в ее установлении, перерасчета на основе всестороннего объективного рассмотрения всех представленных документов. Устанавливать факт принадлежности документов органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, не вправе.
Как следует из п. 64 Правил №884н основанием для проведения проверки документов (сведений), необходимых для установлений пенсии, является решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о проведении проверки.
Для этого территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации направляют запросы в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.
В судебном заседании установлено, что Бобоев Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ОПФР по РО с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ.
Решениями ГУ ОПФР по РО № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Бобоеву Л.Г. отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия страхового стажа 9 лет и необходимой величины ИПК 13,8.
В страховой стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ научного сотрудника АН Таджикский математический институт, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ доцента кафедры Исфаринский технологический колледж, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ филиал Технологического Университета, так как требуется подтверждение компетентными органами Республики Таджикистан, а также уплата страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ, принять к рассмотрению справки № от ДД.ММ.ГГГГ, №К-14/376 от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, в связи с отсутствием сопроводительного письма из компетентных органов Республики Таджикистан. Сделать однозначный вывод о поступлении справок на запрос пенсионного органа, ГУ ОПФР не может. Страховой стаж составил 05 лет 22 дня.
В соответствии с п.11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовой стаж и трудовую деятельность работника. При этом обязанность по ведению трудовой книжки возложена на работодателя. Неверное ведение трудовой книжки никоим образом, не может ущемлять прав самих работников, гарантированные государством.
В соответствии с п. 1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 №162 (утратила силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 16.04.2003 №225 «О трудовых книжках») установлено, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих.
В трудовую книжку вносятся: сведения о работнике - фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение; сведения о награждениях и поощрениях: награждения орденами и медалями, присвоение почетных званий; поощрения за успехи в работе, применяемые трудовым коллективом, а также награждения и поощрения, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка и уставами о дисциплине; другие поощрения в соответствии с действующим законодательством; сведения об открытиях, на которые выданы дипломы, об использованных изобретениях и рационализаторских предложениях и о выплаченных в связи с этим вознаграждениях.
Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В соответствии с п. 4.1 Инструкции при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Согласно п.п. 6 и 7 указанного Постановления ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагалась на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учёт, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях-иную ответственность.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ). При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу п. 1 и п. 2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ.
В материалы дела представлена трудовая книжка № с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, выданная на имя Бобоева Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (перевод с таджикского языка на русский заверен П.Т.С., временно исполняющей обязанности нотариуса Ростовского-на-Дону нотариального округа П.Н.Ю.), в которой отражены сведения о трудовой деятельности Бобоева Л.Г., в том числе о периодах работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ научного сотрудника АН Таджикский математический институт, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ доцента кафедры Исфаринский технологический колледж, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ филиал Технологического Университета.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в городе Исфары, Бобоев Л.Г. работал в Исфаринском техникум пищевой промышленности Согдийская область, Республики Таджикистан ныне филиал технологического университета Таджикистана в городе Исфары в Управление Агентство социального страхования и пенсии в городе Исфары зарегистрирован под №, страховой идентификационный номер №
Фонд социальной защиты населения Республика Таджикистан образовался с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ переименован в Государственное агентство социального страхования и пенсии, Государственное агентство социального страхования и пенсии переименован согласно Указа Президента Республики Таджикистан за № от ДД.ММ.ГГГГ в Агентство социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан. Произведена уплата страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Агентство социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Таджикским техническим университетом имени академика М.С.Осими, Бобоев Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно работал в Таджикском политехническом институте. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Бобоев Л.Г. с ДД.ММ.ГГГГ был принят на должность ст. преподавателя кафедры «Водоснабжение и водоотведение» с окладом 450 рублей в месяц. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Бобоев Л.Г. с ДД.ММ.ГГГГ на основании Ученого Совета был избран по конкурсу на ту же должность на новый срок. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Бобоев Л.Г. с ДД.ММ.ГГГГ был освобожден от занимаемой должности, в связи с переводом в Исфаринский технологический колледж. На основании Постановления кабинета Министров Республики Таджикистан № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа по Таджикскому техническому университету № от ДД.ММ.ГГГГ Таджикский политехнический институт преобразован в Таджикский технический университет. Таджикский технический университет решением Правительства Республики Таджикистан № от ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства образования Республики Таджикистан № от ДД.ММ.ГГГГ и приказом по Таджикскому техническому университету № от ДД.ММ.ГГГГ назван Таджикским техническим университетом им. академика М.С. Осими.
Как усматривается из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Национальной академией наук Таджикистана, Бобоев Л.Г. принят на должность техника лаборанта в лабораторию математической реологии и фильтрации с окладом 105 руб. в месяц, (приказ №/К § 4 с ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность стажера - исследователя в той же лаборатории с окладом 122 руб. 50 коп. (приказ №/П, от ДД.ММ.ГГГГ), (отсутствует запись об увольнении).
С ДД.ММ.ГГГГ принят на должность младшего научного сотрудника в отделе Гидромеханики с окладом 140 руб. (приказ №/Л §2, от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность научного сотрудника того же отдела по результатам аттестации с окла<адрес> руб. (приказ №/Л, от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ был освобожден от занимаемой должности в порядке перевода в Таджикский Политехнический института (приказ №/Л, от ДД.ММ.ГГГГ).
Данная справка составлена на основании сведений из личного дела Бобоева Л.Г.. Выдача справки по заработной плате невозможна, так как архивные данные (бухгалтерские книги) отсутствуют.
Математический институт с ВЦ АН РТ переименован в Институт Математики АН РТ приказом Президиума Академии наук Республики Таджикистан № /Л от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства Республики Таджикистан за № от ДД.ММ.ГГГГ Институт математики Академии наук Республики Таджикистан переименован в Институт математики им. академика Абдухамида Джураева Академии наук Республики Таджикистан. На основании указа Президента Республики Таджикистан за № от ДД.ММ.ГГГГ Академия наук Республики Таджикистан переименована в Национальную Академию наук Таджикистана.
Также представлены справки о заработной плате Бобоева Л.Г. за период с 1987 по 2000 гг.
В материалы дела представлена архивная справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Технологическим университетом Таджикистана в городе Исфара, Бобоев Л.Г.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно приказу №, §3 от ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу доцентом кафедры Высшей технической экспериментальной школы (ВТЭШ) города Исфары. Приказом №, §4 от ДД.ММ.ГГГГ был переведен на должность доцента кафедры математики и физики ВТЭШ г. Исфары.
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ был назначен на должность заведующей кафедры общеинженерных дисциплин Исфаринского технологического колледжа. В связи с объединением кафедр ОТД и ТМО приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Бобоева Л.Г. освобожден от должности заведующей кафедрой общеинженерных дисциплин и переведен на должность доцента той же кафедры.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность начальника отдела по учебной работе и управлению качеством образования филиала Технологического университета Таджикистана в г. Исфаре (ФТУТИ). На основании приказа №/ПС от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Бобоев Л.Г. назначен на должность заместителя директора ФТУТИ по инновации, учебной работе, образовательным технологиям и управлению качеством образования. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Бобоев Л.Г. был освобожден от занимаемой должности и переведен на должность заведующего кафедры информационных технологий и физико-математических дисциплин.
Постановлением Совета Министров Республики Таджикистан за № от ДД.ММ.ГГГГ Исфаринский техникум пищевой промышленности преобразован в Высшую техническую экспериментальную школу. Согласно решения коллегии Министерства образования Республики Таджикистан № от ДД.ММ.ГГГГ Высшая техническая экспериментальная школа города Исфара передана из состава Технического университета Таджикистана им. академика М.Осими и на основании Постановления Правительства Республики Таджикистан № от ДД.ММ.ГГГГ переведена в состав Технологического университета Таджикистана как Исфаринский технологический Колледж. Согласно Постановления Правительства Республики Таджикистан № от ДД.ММ.ГГГГ, Исфаринский технологический колледж был преобразован в филиал Технологического университета Таджикистана в г. Исфаре (ФТУТИ).
В материалы дела представлены справки о заработной плате истца за период с 2000 по 2022 гг.
На основании изложенного, поскольку суду представлены доказательства уплаты страховых взносов в спорные периоды, суд приходит к выводу о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ научного сотрудника АН Таджикский математический институт, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ доцента кафедры Исфаринский технологический колледж, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ филиал Технологического Университета в страховой стаж Бобоева Л.Г.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Судом установлено, что требуемого возраста (60 лет) истец достиг ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о назначении пенсии обратился в 2022 году.
С учетом переходных положений, определенных статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости в 2018 году составляет 9 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 13,8.
Поскольку общая продолжительность страхового стажа истца на день обращения к ответчику за назначением пенсии с учетом включенных судом периодов составила более 9 лет, суд приходит к выводу, что у истца возникает право на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах решение ГУ ОПФР по РО от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении страховой пенсии по старости в части не включения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении страховой пенсии по старости не может быть признано законным и подлежит отмене.
Разрешая требования о взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины, суд приходит к следующему.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 14.07.2022 №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения, образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ОСФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ОСФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Участие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области в качестве ответчика обусловлено осуществлением им как территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению страховых пенсий по старости в Российской Федерации в связи с чем подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.
Причиной обращения истца в суд с иском явилось его несогласие с решением пенсионного органа об отказе в назначении пенсии в связи с чем участие пенсионного органа в рассмотрении дела в качестве ответчика обусловлено осуществлением им как территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области публично-властных полномочий в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, в связи с чем ответчик в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины.
Данный вопрос не подлежит разрешению судом в порядке ст. 103 ГПК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Сторона, в пользу которой состоялось решение суда, обратившаяся к суду с письменным ходатайством о взыскании понесенных ею расходов на оплату услуг представителя с другой стороны, в силу требований процессуального законодательства, должна подтвердить необходимость и размер расходов соответствующими доказательствами.
На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Данная статья предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение расходов по оплате услуг представителя. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные стороной, в пользу которой принято судебное решение, с противоположной стороны в разумных пределах является одним из способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителей, соблюдения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», после принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.07.2007 №382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Таким образом, законодатель четко ограничивает размер подлежащих взысканию в пользу лица судебных расходов на оплату услуг представителя рамками разумности.
Судом установлено, что при рассмотрении гражданского дела истцом были понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб., которые подтверждены документально.
Указанную сумму суд находит завышенной и с учетом принципов разумности и соразмерности, принимая во внимание категорию спора, которая не представляет особой сложности, длительность рассмотрения дела, количества судебных заседаний, в которых принимал участие представитель, исходя из соблюдения баланса интересов лиц, участвующих в деле, и соотношения судебных расходов с объемом защищаемого права, приходит к выводу о снижении подлежащей взысканию с ответчика суммы расходов на оплату услуг представителя до 20 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Бобоева Л.Г. – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ОПФР по РО от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении страховой пенсии по старости в части не включения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении страховой пенсии по старости.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ОГРН 1026103162579) включить в страховой стаж периоды работы Бобоева Л.Г. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ научного сотрудника АН Таджикский математический институт, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ доцента кафедры Исфаринский технологический колледж, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ филиал Технологического Университета.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ОГРН 1026103162579) назначить Бобоеву Л.Г. страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ОГРН 1026103162579) в пользу Бобоева Л.Г. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС №) расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.11.2023