Решение по делу № 33-4383/2018 от 20.03.2018

Судья Дьяченко И.В.             Дело № 33-4383/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород                         17 апреля 2018г.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Серова Д.В., Леонтенковой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Манакиной И.С.,

с участием представителей истца по доверенности Шлыкова В.А., Бомштейн А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 23 ноября 2017г.

гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Нижнего Новгорода о понуждении заключить договор аренды земельного участка.

Заслушав доклад судьи Леонтенковой Е.А.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд к администрации <адрес> о понуждении заключить договор аренды земельного участка, указав в обоснование требований, что решением Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предварительно согласовано предоставление истцу в аренду земельного участка (категория - земли населенных пунктов), площадью 817 кв.м, местоположением: у <адрес>, прилегающего к северо-западной границе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, при условии проведения работ по его образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной приказом департамента градостроительного развития территории <адрес> от 28.09.2015г. С.

Во исполнение указанного решения истцом 29.07.2016г. обеспечена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 836 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении земельного участка.

Сообщением от 08.08.2017г. исх. г/о/1-17 комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации <адрес> запросил у ФИО1 документы, подтверждающие постановку на жилищном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Истец полагает, что данное требование является неправомерным, и свидетельствует с неисполнении администрацией г.Н.Новгорода своей обязанности по заключению с истцом в сроки, предусмотренные действующим законодательством, договора аренды Земельного участка.

На основании изложенного истец просил понудить администрацию г.Н.Новгорода заключить договор аренды земельного участка площадью 836 кв.м, с кадастровым номером 52:18:0070320:21, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, у <адрес>, прилегающего к северо-западной границе земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070320:11.

Ответчик иск не признал.

Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации <адрес> о понуждении заключить договор аренды земельного участка отказано.

В апелляционной жалобе истцом поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска в полном объеме. В обосновании жалобы заявитель указал на соблюдение регламентированного порядка предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, получение соответствующего решения, своевременность обращения к ответчику, истечение срока на принятие ответчиком решения о предоставлении земельного участка в аренду, в связи с чем у суда не имелось законных оснований для оставления заявленных требований без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель истца ФИО8 доводы апелляционной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить в полном объеме.

В суде апелляционной инстанции представитель истца ФИО7 доводы апелляционной жалобы поддержала и просила ее удовлетворить в полном объеме.

Истец, ответчик, представитель Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежаще и заблаговременно.

В соответствии со ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом положений ч.1, 2 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 04.07.2016г. предварительно согласовано предоставление истцу в аренду земельного участка (категория - земли населенных пунктов), площадью 817 кв.м, расположенного в территориальной зоне индивидуальной усадебной жилой застройки с содержанием домашнего скота и птицы - Ж-1Б в границах санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов (ОАО Международный аэропорт Нижний Новгород»), зона «А», местоположением: у <адрес>, прилегающего к северо-западной границе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в <адрес> (далее - Земельный участок), для индивидуального жилищного строительства, при условии проведения работ по его образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной приказом департамента градостроительного развития территории <адрес> от 28.09.2015г. С.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов на основании ст.39.6 Земельного кодекса РФ.

Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода для подготовки проекта договора аренды испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на ст.17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996г. №901), письмом от 08.08.2017г. №20-1115г/о/1-17 запросил у истца документы, подтверждающие постановку на жилищном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые для дела обстоятельства, на основании требований закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и, оснований считать их неправильными не имеется.

Так, согласно пп. 3 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в порядке, установленной указанным пунктом, в том числе, путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"

Как предусмотрено п.п1,2 ст.39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

Как предусмотрено подпунктом 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Между тем, письмо ответчика от 08.08.2017г. №20-1115г/о/1-17 не относится к числу окончательно принимаемых решений, а свидетельствует о необходимости подтверждения права заявителя на получение земельного участка в аренду без проведения торгов как лица имеющего особый социальный статус, реализация прав которых в рассматриваемой ситуации регламентирована специальными нормами права.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года №901, действовавшими на момент возникновения спорных правоотношений и на момент принятия решения судом, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

Учитывая, что при обращении 10.07.2017г. в администрацию г.Н.Новгорода, истцом не были представлены документы, подтверждающие, что заявитель состоит на жилищном учете, судом правомерно не усмотрено оснований для понуждения ответчика к заключению с истцом договора аренды земельного участка площадью 836 кв.м с кадастровым номером 52:18:0070320:21.

Утверждение подателя апелляционной жалобы, что предварительное согласование предоставления земельного участка является решающей стадией определяющей наличие либо отсутствие правовых оснований для предоставления земельного участка в аренду без торгов ошибочно в силу выше приведенных норм права.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены верно, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.

Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 23 ноября 2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33-4383/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Козлов А.А.
Ответчики
администрация НН
Другие
Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений НО
Комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации НН
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Леонтенкова Елена Андреевна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
17.04.2018Судебное заседание
23.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2018Передано в экспедицию
17.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее