Дело № 2-381/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2017 года
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего судьи Лебедевой А.В.,
при секретаре Обуховой Е.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Матросова В.В. к ООО «СК КАРДИФ» о расторжении договора страхования, взыскании страховой премии, компенсации морального вреда, штрафа
УСТАНОВИЛ:
Матросов В.В. обратился в суд с иском к ООО «СК КАРДИФ» о расторжении договора страхования НОМЕР от ДАТА, взыскании с ООО «СК КАРДИФ» страховую премию в размере 53 949 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, взыскании штрафа за несоблюдение требований в добровольном порядке. В обоснование исковых требований указала, что ДАТА между истцом и банком АО «МЕТКОМБАНК» был заключен кредитный договор НОМЕР на сумму 397911 рубль 83 копейки сроком на 61 месяц. В обеспечение указанного договора заключен договор страхования с ООО СК «КАРДИФ» от несчастного случая НОМЕР. По условиям договора страхования страховая премия составила 54911 рублей 83 копейки, срок действия договора страхования с ДАТА по ДАТА. Истцом задолженность по кредитному договору погашена досрочно ДАТА. Поскольку необходимость в страховании отпала, истец обратился в страховую компанию и просил расторгнуть договор страхования в связи с полным досрочным погашением кредита и вернуть неиспользованную часть страховой премии в размере 53 949 рублей 59 копеек. Ответчиком было отказано в удовлетворении требований, считает отказ незаконным, так как согласно условий договора страховая сумма определяется в случае полного досрочного погашения задолженности по кредитному договору, первоначальным графиком платежей в размере оставшейся задолженности на момент наступления страхового случая. Поскольку кредит погашен, считает, договор страхования должен быть расторгнут и ответчик обязан вернуть неиспользованную часть страховой премии в заявленном размере (л.д. 6-9 исковое заявление).
Истец Матросов В.В. в судебном заседании на требованиях настаивал, указал, что договор страхования был ему навязан, поскольку в условиях кредитного договора указано, что он обязан заключить договор страхования.
Представитель ответчика ООО «СК КАРДИФ» в суд не явился, о дне слушания дела извещен.
Представитель третьего лица АО «МЕТКОМБАНК» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно ч.1 ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.
В силу п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту ее акцепта.
В соответствии с положениями ст. 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу п. п. 1, 2 ст. 10 указанного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
Согласно ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
К отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 настоящей главы, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора.
В судебном заседании, установлено, что ДАТА между Матросовым В.В. и ООО «СК КАРДИФ» был заключен кредитный договор на сумму 397 911 рублей 83 копейки под 24,2% годовых на 61 месяц. Согласно в п. 9 индивидуальных условий договора «Потребительского кредита» предусмотрена обязанность заемщика заключить договор индивидуального страхования жизни с расширенным списком рисков (смерть и инвалидность 1 и 2 группы) в результате несчастного случая или болезней, и/или временная утрата трудоспособности или потери работы).
Матросов В.В. обратился ДАТА в страховую компанию ООО «СК КАРДИФ», где с ним был заключен договор страхования НОМЕР от несчастных случаев и болезней, по условиям которого Матросов В.В. является застрахованным на срок 60 месяцев с даты заключения договора страхования, но не ранее момента оплаты страховой премии в полном объеме, по страховому случаю связанному с недобровольной потерей работы застрахованным лицом 58 месяцев с даты окончания периода ожидания. Договор подписан сторонами, в договоре указано, что Матросов В.В. ознакомлен с текстом правил добровольного страхования от несчастных случаев и болезней от ДАТА. Выгодоприобретателем по договору является страхователь или его законные наследники.
Доводы истца, что он вынужден был заключить договор страхования, так как без этого банком отказано было бы в предоставлении кредита, или кредит был бы предоставлен на иных условиях не нашли своего подтверждения, так как из пояснений истца, данных в судебном заседании следует, что договор страхования он заключил после подписания сторонами кредитного договора.
Согласно ч. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В кредитных договорах может быть предусмотрена возможность заемщика застраховать свою жизнь и здоровье в качестве способа обеспечения исполнения обязательств в этом случае в качестве выгодоприобретателя может быть указан банк. В качестве дополнительного способа обеспечения исполнения обязательства допускается только добровольное страхование заемщиком риска своей ответственности.
Из условий кредитного договора, заключенного с Матросовым В.В. следует, что заемщик осознает и подтверждает отсутствие факта навязывания дополнительных услуг со стороны Банка, связанных с заключением договора индивидуального страховании жизни, заемщик осознает и добровольно принял индивидуальное решение и действуя в своем интересе, выбрал программу кредитования с обязательным предоставлением договора индивидуального страхования жизни с целью покрытия обозначенных рисков. Заемщик подтверждает, что перед подписанием Кредитного договора был ознакомлен с альтернативными вариантами получения кредита на сопоставимых (сумма и срок возврата кредита) условиях кредитования без обязательного заключения договора индивидуального страхования жизни не содержат положения об обязательном заключении договора страхования жизни и здоровья заемщика. Решение банка о предоставлении кредита не зависит от согласия заемщика на страхования.
Доказательств, подтверждающих то, что ответчик ООО «СК КАРДИФ» нарушил право заемщика при заключении договора страхования материалами дела не подтверждается.
Напротив, в материалах дела находится договор, подписанный Матросовым В.В., в котором указано, что Матросов В.В. действует добровольно и в собственных интересах, осознает, что заключение настоящего договора является необязательным условием для предоставления либо заключения каких-либо иных договоров. Понимает, что в случае несогласия с условиями настоящего договора вправе не подписывать его.
В соответствии со ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Договор страхования может быть заключен в простой письменной форме.
В силу ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную плату (страховую премию) уплачиваемому другой стороне (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую суму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Матросов В.В. в данных правоотношениях является застрахованным лицом на 60 месяцев и имеет право воспользоваться условиями страхования при наступлении страхового события.
Истец обратился в ООО «СК КАРДИФ» о расторжении договора страхования ДАТА.
В силу п. 2, 3 ст. 958 Гражданского кодекса РФ страхователь вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпал по обстоятельствам указанным в п. 1 настоящей статьи. При досрочном отказ страхователя от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.
Из ответа ООО «СК КАРДИФ» от ДАТА НОМЕР следует, что ответчик предлагает направить в 30-ти дневный срок с момента получения настоящего письма обращение в свободной форме об отзыве ранее предоставленного обращения о досрочном отказе от договора страхования. В случае не направления вышеуказанного обращения, договор страхования будет считаться расторгнутым с даты получения обществом первоначального обращения «об отказе от договора страхования» без возврата страховой премии.
Таким образом, суд пришел к убеждению, что исковые требования Матрсовова В.В. о расторжении договора страхования, удовлетворению не подлежат, так как в настоящее время договор страхования между истцом и ответчиком расторгнут.
Доводы истца, что сумма в размере 53949 рублей 59 копеек должна быть возвращена так как кредит им погашен, и страховой случай не может наступить не могут быть приняты судом во внимание, так как основаны на неверном толковании норм материального права.
По условиям договора страхования страховым случаем является: смерть застрахованного лица в результате несчастного случая или болезни, смерть застрахованного лица в результате несчастного случая, установление застрахованному лицу инвалидности 1-ой или 2-ой группы в результате несчастного случая или болезни, недобровольная потеря работы застрахованным лицом и получения в связи с указанным событием статуса безработного.
Таким образом, судом не установлено нарушений прав потребителя при заключении с Матросовым В.В. договора страхования, истец добровольно самостоятельно обратился за заключением договора страхования после подписания кредитного договора, был ознакомлен с условиями договора страхования, о чем имеется его подпись, истцу как потребителю услуги представлена полная информация при заключении договора страхования.
При таких обстоятельствах, оснований для взыскания в пользу истца 53 949 рублей 59 копеек у суда нет.
Таким образом, исковые требования истца о взыскании компенсации морального вреда и штрафа также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░