Дело № 2-3385/2022

УИД 16RS0045-01-2022-005022-95

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 ноября 2022 года                                                               гор. Казань

Авиастроительный районный суд гор. Казани в составе:

председательствующего судьи                                                      Ч.Р. Сабитовой,

при секретаре судебного заседания                                              А.А. Валиевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сагутдинова Н.Э. к Государственному учреждению -Отделению Пенсионного фонда России по <адрес> о включении периодов трудовой деятельности в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Сагутдинова Н.Э. обратилась в суд с иском к ГУ ОПФ России по РТ в вышеприведённой формулировке. В обоснование требований указано, что решением Отделения ПФР России по РТ от 14.02 2022 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по возрасту, в связи с тем, что отсутствует требуемый стаж 25 лет педагогической деятельности. Из педагогического стажа исключен период работы в должности воспитателя в «ДОУ №254 комбинированного вида» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 9 месяцев 26 дней ), так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.19 ч. статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ , наименование учреждения «Дошкольное образовательное учреждении» не предусмотрено. С принятым решением Отделения ПФР по Республике Татарстан Сагутдинова Н.Э. не согласна. На основании изложенного, истец просит обязать Отделение ПФР по Республике Татарстан включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 9 месяцев 26 дней), в должности воспитателя в учреждении для детей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» Ново Савиновского района г. Казани. Обязать Отделение ПФР по Республике Татарстан установить право на досрочную страховую пенсию по старости с даты выработки 25 летнего педагогического стажа.

Истец Сагутдинова Н.Э. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направлен письменный отзыв, который приобщен к материалам дела, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

Статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к указанному Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с абз. 1 ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Порядок заполнения трудовых книжек, вкладышей в них и дубликатов трудовых книжек регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225 "О трудовых книжках", Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.

Пунктом 5 "Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 N 16/19ПА, установлено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001 года должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

Таким документом является уточняющая справка работодателя о характере и условиях труда работника.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сагутдинова Н.Э. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением 25 лет педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей.

Решением Отдела установления пенсий Отделения ПФР по РТ от ДД.ММ.ГГГГ Сагутдинова Н.Э. отказано в назначении страховой пенсии по старости.

Причиной послужило отсутствие требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности. Выработано 22 год 09 месяца 08 дней, из педагогического стажа исключен период работы в должности воспитателя в «ДОУ комбинированного вида» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 9 месяцев 26 дней ), так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.19 ч. статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ , наименование учреждения «Дошкольное образовательное учреждении» не предусмотрено

С решением ответчика истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным. С данными доводами соглашается и суд.

Так, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.

В соответствии с п.1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ определены организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, к числу которых отнесены, в том числе, автономные некоммерческие организации.

Ни Федеральный закон "О страховых пенсиях", ни Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ни принятые на их основе акты Правительства Российской Федерации не определяют понятия "учреждение", "образовательное учреждение", "учреждение для детей" в связи, с чем данные понятия должны употребляться в том значении, в каком они используются в правовых актах, регулирующих правоотношения в сфере образования.

Исходя из системного толкования нормативных положений, образовательная организация является некоммерческой организацией и может создаваться в организационно-правовых формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, в том числе в форме автономной некоммерческой организации. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не зависит от формы собственности (государственная, муниципальная, частная) организаций, в которых осуществляется образовательная деятельность. Организационно-правовая форма образовательных учреждений сама по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности и не свидетельствует о существовании таких различий.

Сагутдинова Н.Э. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад №294 комбинированного вида» Ново-Савиновского района города Казани.

К периоду работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применяются положения пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", согласно которому, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В разделе "Наименование учреждений" Списка от ДД.ММ.ГГГГ N 463 в числе учреждений указаны детские дошкольные учреждения всех типов, а в разделе "Наименование должностей" этого же списка - должность воспитателя.

К периоду работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".

Таким образом, истец работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад №254 комбинированного вида» Ново-Савиновского района города Казани, в учреждении, которое осуществляет педагогическую деятельность, по своей направленности является образовательным учреждением, одна из основных целей и задач которого - реализация общеобразовательных программ дошкольного образования различной направленности, и такое учреждение соответствует перечню учреждений образования, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Тождественность выполняемой истцом в спорный период времени функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), а также виде (типе) учреждения (организации), которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следует из исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад №254 комбинированного вида» Ново-Савиновского района города Казани отвечают требованиям, предъявляемым пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", и указанные периоды подлежат включению в специальный страховой стаж истца.

Истцом заявлено требование об установлении права на досрочную страховую пенсию по старости с даты выработки 25 летнего педагогического стажа.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие пенсионного возраста при наличии соответствующего страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента определенного размера.

Отдельным категориям граждан страховая пенсия по старости может быть назначена независимо от возраста при наличии необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (в 2021 не ниже 30) и определенного стажа на соответствующих видах работ. К таким лицам относятся, в частности, лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

При этом с ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия такой категории граждан может быть назначена только через определенный период времени, который в 2019 году составляет 12 месяцев, в 2020 году 24 месяца, в 2021 году – 36 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 60 месяцев (Приложение 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»).

У Сагутдинова Н.Э. на момент обращения ГУ – ОПФ России по РТ не выработан педагогический стаж, достаточный для признания права на досрочную страховую пенсию по старости.

Таким образом, оснований для удовлетворения требования истца о признании права на досрочную страховую пенсию по старости не имеется.

При таких обстоятельствах, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

        Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, () ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №294 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░:       (░░░░░░░)                                            ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:

2-3385/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сагутдинова Налия Энваровна
Ответчики
Отделение Пенсионного фонда по РТ
Суд
Авиастроительный районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Сабитова Чулпан Риязовна
Дело на сайте суда
aviastroitelny.tat.sudrf.ru
19.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.09.2022Передача материалов судье
21.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2022Судебное заседание
11.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.01.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.01.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
24.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
07.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее