Решение по делу № 12-2/2020 от 06.12.2019

Дело № 12-02/2020

РЕШЕНИЕ

р. п. Сосновка 14 января 2020 года

Судья Сосновского районного суда Тамбовской области Свечников Г.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Капиталъ-Агро «Сосновский» (далее – Общество) на постановление № 54-19/ЗН от 20 ноября 2019 года заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям М.В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.8.7 КоАП РФ в отношении ООО «Капитал-Агро «Сосновский»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 54-19/ЗН от 20 ноября 2019 года заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям М.В.В. ООО «Капиталъ-Агро «Сосновский» привлечено к административной ответственности за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв и ему назначено наказание по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 450 000рублей.

Согласно постановления о назначении административного наказания, Общество не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель на земельном участке Х, принадлежащего на праве аренды Обществу, допущено зарастание сорной травянистой (осот полевой, пырей ползучий, полынь, тимофеевка, марь белая, крапива, тысячелистник, щавель конский и другие высотой от 0,3 м до 1 м) и древесно-кустарниковой растительностью (береза, клен и другие высотой от 0,5 м до 5 м) на всей площади, на которой обработка почвы по возделыванию сельскохозяйственных культур не ведется, выпас скота и сенокошение не проводятся.

Считая указанное постановление незаконным, Общество обжаловало его в Сосновский районный суд.

В жалобе указано, что Общество считает данное постановление в части наказания подлежащим изменению по следующим основаниям.

Принимая оспариваемое постановление и назначая административное наказание, должностное лицо исходило из санкции ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, которая предусматривает административное наказание в виде штрафа в размере 450000 рублей.

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 настоящего Кодекса.

Общество является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 03 декабря 2019 года.

Ранее к административной ответственности Общество за аналогичное правонарушение не привлекалось. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность отсутствуют, что подтверждается самим постановлением о назначении административного наказания.

При таких обстоятельствах имеются основания для замены административного наказания в виде штрафа на более мягкий вид административного наказания – предупреждение.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ, в случае, если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Общество считает возможным просить суд снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 8.7. КоАП РФ, по следующим основаниям:

У лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствовал умысел на совершение данного административного правонарушения. Неиспользование земельного участка связано со следующими обстоятельствами:

- на момент передачи в аренду земельный участок уже долгое время не использовался самим собственником и был готов к использованию частично, а именно: х га – обработано и готово к использованию; х га – требовало проведения мероприятий по очистки земельного участка от деревьев, кустарников иной сорной растительности; х га – были заняты старыми заросшими березами. Данные обстоятельства подтверждаются актом приема-передачи земельного участка по договору аренды от хх.хх.хххх;

- часть земельного участка готового к использованию в 2017-2018 г. была самовольно занята иной организацией (Х»), что подтверждается постановлением Управления Росреестра по Тамбовской области от 12.10.2017 г. По делу № 15/2017, письмом Управления Росреестра по Тамбовской области от 27.09.2018 г.

Сумма, установленного административного штрафа слишком значительна для субъекта малого предпринимательства. В настоящее время Общество исполняет обязательства по лизинговым и кредитным договорам. Обществу крайне затруднительно выплатить административный штраф в размере, установленного постановлением.

На основании вышеизложенного Общество просит постановление о назначении административного наказания № 54-19/ЗН от 20 ноября 2019 года вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям М.В.В. в отношении ООО «Капиталъ-Агро «Сосновский» изменить6 назначенное Обществу административное наказание в виде штрафа заменить на предупреждение или снизить административный штраф в размере 450000 рублей, снизив его ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

В судебном заседании представители ООО «Капиталъ-Агро «Сосновский»» Никонов Е.Ф., действующий по доверенности и адвокат Усенко Д.С. доводы жалобы поддержали по обстоятельствам, изложенным в ней. Просили суд жалобу удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям по доверенности Иванов И.А. просит постановление Управления оставить без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

Постановлением № 54-19/ЗН от 20 ноября 2019 года заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям М.В.В. ООО «Капитал-Агро «Сосновский» привлечено к административной ответственности за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв и ему назначено наказание по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 450 тысяч рублей.

Часть 2 ст.8.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 400000 до 700000 рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования и охраны земель, имеющих определенное целевое назначение.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.

Частью 1 ст. 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.

Как следует из ст. 1 указанного Федерального закона под плодородием земель сельскохозяйственного назначения понимается способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных растений.

В силу ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.

Из материалов административного дела следует, что хх.хх.хххх в х часов при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Капиталъ-Агро «Сосновский», согласованной с прокуратурой Тамбовской области решением от 22 августа 2019 г. № 7-190/294-2019, на основании приказа от 27 августа 2019 г. № 273/ВПТ, с целью пресечения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде (земле), государственным инспектором отдела земельного надзора Л.Н.В. была проведена проверка на предмет соблюдения Обществом требований земельного законодательства.

В ходе проверки установлено, что на земельном участке Х, принадлежащего на праве аренды Обществу, допущено зарастание сорной травянистой (осот полевой, пырей ползучий, полынь, тимофеевка, марь белая, крапива, тысячелистник, щавель конский и другие высотой от 0,3 м до 1 м) и древесно-кустарниковой растительностью (береза, клен и другие высотой от 0,5 м до 5 м) на всей площади, на которой обработка почвы по возделыванию сельскохозяйственных культур не ведется, выпас скота и сенокошение не проводятся.

По факту нарушения земельного законодательства, 08 ноября 2019 года в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Вина Общества в совершении правонарушения, с учетом положения части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из совокупности вышеприведенных доказательств орган государственного надзора, обоснованно пришел к выводу о том, что Общество не выполнило установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Судья соглашается с доводом Общества о том, что часть земельного участка 14 апреля 2017 по договору аренды оно приняло в заброшенном состоянии у Х Более половины площади земельного участка не использовалась по целевому назначению, в связи с не проведением собственником земельного участка мероприятий по очистке земельного участка от кустарников и деревьев. Кроме того, часть земельного участка готового к использованию была самовольно занята иной организацией (в 2017 г. Х»), Общество исполняет обязательства по лизинговым и кредитным договорам. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются документально.

ООО «Капиталъ-Агро «Сосновский» привлечено к ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, размер назначенного административного наказания соответствует размеру штрафа, установленному в санкции части 2 статьи 8.7 КоАП РФ для юридических лиц.

Вместе с тем, усматриваются основания для изменения назначенного Обществу наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Изменением, назначенного Обществу наказания, по мнению судьи, является то, что Общество действительно приобрело земельный участок, часть которого длительное время не обрабатывались собственником, имеет лизинговые и кредитные обязательства и этот факт не оспаривается сторонами. Кроме того, Общество принимает все необходимые меры, направленные на раскорчевание древесно-кустарниковой растительности на арендованном земельном участке. То есть Обществом принимаются меры направленные на улучшение качества земель сельскохозяйственного назначения. Судья учитывает также имущественное и финансовое положение Общества. Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ от 24 июля 2004 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.

Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Капитал-Агро «Сосновский» является малым предприятием. Дата внесения в реестр 01 августа 2016 года.

Правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), юридическое лицо привлекается к административной ответственности, впервые, отягчающие обстоятельства отсутствуют, применение мер ответственности к ООО «Капиталъ-Агро «Сосновский» в виде штрафа в размере 450 тысяч рублей с учетом установленных обстоятельств дела, роли правонарушителя, его финансового положения не отвечает целям административного наказания; совокупность условий, позволяющих предусмотреть возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением, перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в рассматриваемом случае имеется. Доказательств обратного материалы дела не содержат, сведений об имеющейся угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о наличии имущественного ущерба, в материалах дела не имеется.

Таким образом, считаю необходимым заменить назначенное ООО «Капиталъ-Агро «Сосновский» наказание в виде административного штрафа предупреждением, которое является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица и выносится в письменной форме (часть 1 статьи 3.4 КоАП РФ). Полагаю, что данная мера наказания будет отвечать принципам справедливости и соразмерности совершенному обществом правонарушению, предупреждению совершения данным лицом новых правонарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление № 54-19/ЗН от 20 ноября 2019 года заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям М.В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении ООО «Капиталъ-Агро «Сосновский», изменить, заменив назначенное ООО «Капиталъ-Агро «Сосновский» административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения путем подачи жалобы через Сосновский районный суд.

Судья Г.Е. Свечников

12-2/2020

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
ООО "Капитал-Агро-"Сосновский"
Суд
Сосновский районный суд Тамбовской области
Судья
Свечников Геннадий Евгеньевич
Статьи

8.7

Дело на сайте суда
sud20.tmb.sudrf.ru
18.12.2019Материалы переданы в производство судье
09.01.2020Судебное заседание
14.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее