Председательствующий: Буцких А.О.
Дело № 33-1438/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Абакан 10 июля 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Паксимади Л.М., Соловьева В.Н.,
при секретаре Шумиловой У.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании суда апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции дело по иску исполняющего обязанности прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, администрации муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Паксимади Л.М., объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности прокурора Усть-Абаканского района обратился в суд с иском к администрации Солнечного сельсовета об обязании совершить определенные действия. Требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки в районе с. Красноозерное установлена несанкционированная свалка твердо-бытовых отходов, которая нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду; в качестве негативных последствий причиняет вред природной среде.
В судебном заседании представитель истца Чистанова И.Ю. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, уточнениях к нему.
Представитель ответчика Мокрецова О.В. исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв. Полагала, что надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия, поскольку земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка бытовых отходов, муниципальной собственностью муниципального образования Солнечный сельсовет не является, Солнечный сельсовет также не является землепользователем, землевладельцем и арендатором участка.
Представитель третьего лица Управления природных ресурсов, землепользования, охраны окружающей среды, сельского хозяйства и продовольствия администрации Усть-Абаканского района (далее - Управление) Поморцева Е.В. возражений против удовлетворения искового заявления не имела, поддержала письменный отзыв.
Решением Усть-Абаканского районного суда от 15 марта 2019 г. на администрацию Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района возложена обязанность в срок 01 октября 2020 г. принять меры к защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, путем ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, площадью 2,5 га, расположенной в 300 м на юго-запад от с. Красноозерное, на земельном участке с указанными в решении суда координатами.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Сукало В.А., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Ссылаясь на доводы и основания возражений, приведенных в суде первой инстанции, настаивает на том, что администрация Солнечного сельсовета является ненадлежащим ответчиком по делу. Цитируя нормы земельного законодательства, анализируя статьи 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», считает, что суд незаконно возложил на администрацию обязанность по очистке свалки, находящейся за границами населенного пункта на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
В письменных возражениях помощник прокурора Чистанова И.Ю., представитель третьего лица Управления Поморцева Е.В. просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определением от 19 июня 2019 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего иска по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию муниципального образования Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Определением от 10 июля 2019 г. суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия.
В суде апелляционной инстанции, представитель истца прокурор Пименова Е.Е. уточнила заявленные требования, просила суд: обязать администрацию Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района, администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия в срок до 01 октября 2020 г. ликвидировать несанкционированную свалку, площадью 2,5 га, расположенную по адресу и координатам: в 300 м на юго-запад от с.Красноозерное, на территории муниципального образования Солнечный сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, поворотные точки: X 405673 Y 187541, X 405604 Y 187534, X 405568 Y 187506, X 405410 Y 187351, X 405452 Y 187322, X 405619 Y 187445, X 405779 Y 187319, X 405795 Y 187329, X 405637 Y 187489.
Представитель ответчика администрации Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Сукало В.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, заявленных к сельсовету.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия, а также третьего лица Управления природных ресурсов, землепользования, охраны окружающей среды, сельского хозяйства и продовольствия администрации Усть-Абаканского района Поморцева Е.В. просила отказать в удовлетворении иска, заявленного к администрации муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9).
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 1 статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 3 указанной статьи).
Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
В статье 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Судом установлено, что прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой на земельном участке, находящемся в границах Солнечного сельсовета и расположенном в 300 м на юго-запад от с. Красноозерное, площадью 2,5 га, обнаружена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов - бытового мусора.
Согласно справке от 27 февраля 2019 г. специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия с целью определения местоположения несанкционированной свалки на местности произведены замеры GPS-навигатором. Установлена площадь свалки - 2,5 га, расположена свалка в 300 м на юго-запад от с. Красноозерное, на земельном участке с координатами X 405673 Y 187541, X 405604 Y 187534, X 405568 Y 187506, X 405410 Y 187351, X 405452 Y 187322, X 405619 Y 187445, X 405779 Y 187319, X 405795 Y 187329, X 405637 Y 187489. Участок находится на территории муниципального образования Солнечный сельсовет.
Сведения о сформированном земельном участке и зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Таким образом, несанкционированная свалка площадью - 2,5 га, находится на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, в 300 м на юго-запад от с. Красноозерное, государственная собственность на который не разграничена.
В силу статьи 7 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации, в рамках которых закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 указанного Закона к вопросам местного значения городского, сельского поселения, относятся, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно частям 3 и 4 статьи 14 Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 18 части 1 статьи 14) к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Статьей 2 Закона Республики Хакасия от 07 ноября 2014 г. № 84 - ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 10).
В части 2 статьи 8 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Таким образом, вышеперечисленные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, с учетом внесенных в них изменений, указывают на участие органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами и не содержат прямого указания о возложении на сельские поселения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок.
Поскольку лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированной свалки на территории Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.
Применительно к землям неразграниченной собственности лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, является орган местного самоуправления муниципального района (статья 3.3Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
На основании изложенного, так как представленными доказательствами подтвержден факт образования свалки на землях Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжение которыми осуществляется администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия, при этом в силу положений пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к администрации Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района и возложении обязанности на администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия по организации деятельности по ликвидации несанкционированной свалки, площадью 2,5 га, расположенной по адресу и координатам: в 300 м на юго-запад от с. Красноозерное, на территории муниципального образования Солнечный сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, поворотные точки: X 405673 Y 187541, X 405604 Y 187534, X 405568 Y 187506, X 405410 Y 187351, X 405452 Y 187322, X 405619 Y 187445, X 405779 Y 187319, X 405795 Y 187329, X 405637 Y 187489.
В связи с наличием безусловных оснований, установленных пунктом 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Усть-Абаканского района в части.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Усть-Абаканского районного суда от 15 марта 2019 г. по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия удовлетворить в части.
Обязать администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия в срок до 01 октября 2020 г. организовать деятельность по ликвидации несанкционированной свалки, площадью 2,5 га, расположенной по адресу и координатам: в 300 м на юго-запад от с. Красноозерное, на территории муниципального образования Солнечный сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, поворотные точки: X 405673 Y 187541, X 405604 Y 187534, X 405568 Y 187506, X 405410 Y 187351, X 405452 Y 187322, X 405619 Y 187445, X 405779 Y 187319, X 405795 Y 187329, X 405637 Y 187489.
В удовлетворении иска к администрации Солнечного сельсовета Усть-Абаканского отказать.
Председательствующий | Страхова О.А. |
Судьи | Паксимади Л.М.Соловьев В.Н. |