Дело № 2-274/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2018 года с. Верх-Усугли
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Сенотрусовой Т.Ю.,
при секретаре Вороновой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорохова В.А. к администрации городского поселения «Вершино-Дарасунское» о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Дорохов В.А. обратился в суд с указанным иском к администрации городского поселения «Вершино-Дарасунское» о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, взыскании денежной компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленных требований, что он был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес> 22 мая 1980 года по 31 июля 2014 года. С 19 февраля 2007 года по 18 апреля 2012 года истец отбывал наказание в местах лишения свободы. Жилой дом по указанному адресу был снесён, в связи с чем, в 2014 году истца прописала по адресу своего проживания его тёща Свидетель 1 Кроме того, с 20 июля 1998 года по адресу <адрес> зарегистрирована сестра истца Попикова О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В настоящее время на месте снесённого дома построен новый дом, в <адрес> проживает К.Н.Д.. При обращении в администрацию городского поселения «Вершино-Дарасунское» истец был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Истец просит суд обязать администрацию городского поселения «Вершино-Дарасунское» предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населённого пункта <адрес>, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, включив в договор социального найма в качестве члена семьи его сестру Попикову О.А., во внеочередном порядке и взыскать сумму морального ущерба в размере 10 000 рублей.
Определением суда от 13 августа 2018 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора была привлечена - Попикова О.А. (л.д.44).
Истец Дорохов В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, дополнительно пояснив, что квартира была предоставлена его родителям, он и его сестра были зарегистрированы в квартире с рождения и не выписывались из неё. Съехали с квартиры в начале 2000-х годов, когда дом стал разрушаться, так как невозможно стало проживать. Дом был снесён примерно в 2012-2013 годах, на его месте построили новый многоквартирный дом. В администрации городского поселения «Вершино-Дарасунское» пояснили, что на балансе поселения спорный дом не стоял. На данный момент истец зарегистрирован в квартире у своей тёщи, которая продаёт квартиру и ему негде проживать. В администрацию поселения о признании квартиры аварийной, либо не пригодной для проживания истец не обращался, до 2007 года он в поселке не проживал.
Ответчик - администрация городского поселения «Вершино-Дарасунское» о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещена, своего представителя не направила, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебном заседании 13.08.2018г. представитель ответчика - Кубах Ю.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила суд оставить заявленные требования без удовлетворения, поскольку <адрес> в реестре муниципального имущества городского поселения не значится, и не состоит на балансе администрации городского поселения «Вершино-Дарасунское». Истец был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в общую очередь, так как для предоставления жилья вне очереди необходимо чтобы жилое помещение было признано не пригодным для проживания, аварийным, сделать обследование не представляется возможным, так как дом снесён, решение о его сносе администрацией поселения не принималось.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Попикова О.А. в судебном заседании пояснила, что является родной сестрой истцу, в <адрес> она проживала с родителями и братом и зарегистрирована там по настоящее время. По указанному адресу они не проживают с начала 2000-х годов. В настоящее время дома нет, его снесли. С требованиями Дорохова В.А. согласна в полном объёме.
Свидетель Свидетель 1 суду пояснила, что в <адрес> истец проживал с матерью и сестрой. Мать умерла, дети проживали до тех пор, пока дом не стал рушиться. На данный момент дом снесёт, Дорохов В.А. зарегистрирован у нее в квартире.
Свидетель Свидетель 2 суду пояснила, что <адрес> по адресу: <адрес> был снесён в 2000-х годах, в это время уже никто не проживал в нём, он разрушился. На месте разрушенного дома построили новый многоквартирный жилой дом.
Суд, выслушав истца, третье лицо, исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов регулируются жилищным законодательством.
Согласно ч.1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Жилищный кодекс РФ вступил в силу с 1 марта 2005 года, в связи с чем жилищные отношения, возникшие до 1 марта 2005 года, регулируются Жилищным кодексом РСФСР.
В силу ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В соответствии со ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Если граждане, указанные в части второй настоящей статьи, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.
Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" (действующего в период действия ЖК РСФСР) утверждены «Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР». Указанными Правилами в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и Жилищным кодексом РСФСР устанавливается единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, обязательный для исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений (именуются в дальнейшем - предприятия, учреждения и организации), расположенных на территории РСФСР.
Согласно п.п. «б» п. 7 указанных Правил, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В силу статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно статье 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного Кодекса).
В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
На основании п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" предусмотрен порядок признания жилья аварийным или непригодным для проживания.
При этом признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. №47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Наличие одного лишь факта признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец Дорохов В.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта истца, адресной справкой МП ОМВД России по Тунгокоченскому району (л.д.22,28). Ранее истец был прописан по адресу: <адрес> (л.д. 8, 9-10).
Дорохов В.А. отбывал наказание в местах лишения свободы с 19 февраля 2007 года по 18 апреля 2012г. (л.д.11).
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Забайкальскому краю от 22.05.2018 г., жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, общей площадью 42,5 кв.м. снят с кадастрового учета 19.02.2015 г. Сведения о собственнике отсутствуют (л.д.18).
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Забайкальскому краю от 21.09.2018 г., многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, общей площадью 985,1 кв.м., 1970 года постройки, кадастровый №, снят с кадастрового учета 19.02.2015 г. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (л.д.___).
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Забайкальскому краю от 15.08.2018 г., многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, общей площадью 1411 кв.м., 2015 года постройки, кадастровый №, поставлен на кадастровый учет 26.05.2015 г. (л.д.___).
Согласно справки администрации муниципального образования городского поселения «Вершино-Дарасунское» от 13 августа 2018 года, жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, 1970 года постройки, общей площадью 985,1 кв.м. в реестре муниципального имущества городского поселения не значится и не состоит на балансе администрации поселения (л.д.36).
Как следует из справки администрации муниципального образования городского поселения «Вершино-Дарасунское» от 08 октября 2018 года, в связи с тем, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером №, собственностью поселения не является, он не был включен в программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2017 годы (л.д.___).
Постановлением администрации муниципального образования городского поселения «Вершино-Дарасунское» от 20 сентября 2016 года №, Дорохов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в очереди № (л.д.20,21).
Судом установлено, что многоквартирный дом по адресу <адрес> кадастровым номером №, 1970 года постройки, общей площадью 985,1 кв.м. в муниципальной собственности городского поселения не находился, 19.02.2015 г. был снят с кадастрового учета. Указанный дом не был признан аварийным и подлежащим сносу, не включен в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства Забайкальского края от 31.12.2013 N 606, не признавался непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, соглашение о выкупе жилого помещения с администрацией не достигнуто, в связи с чем, у истца право требовать внеочередного предоставления ему другого жилого помещения, равного ранее занимаемому, не возникло.
Как следует из пояснений сторон, и подтверждается материалами дела, в 2015 году на месте указанного истцом дома, по муниципальному контракту от 05.06.2014 г. был построен многоквартирный дом, имеющий аналогичный адрес: <адрес> (л.д.___).
Истцом суду не предоставлено доказательств подтверждающих доводы о признании жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> аварийным или непригодным для проживания.
Истец Дорохов В.А. и третье лицо - Попикова О.А. с момента выезда из жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> администрацию городского поселения о признании жилого помещения аварийным, непригодным для проживания не обращались. Не обращались ранее, до 2005 года, также с заявлениями о включении в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с проживанием в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. Данные обстоятельства истцом и третьим лицом в ходе судебных заседаний не оспаривались.
При таких обстоятельствах, исходя из толкования вышеприведенных норм права, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска, поскольку наличие одного лишь факта признания органом местного самоуправления гражданина малоимущим в установленном порядке не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления непригодности жилого помещения для проживания.
Суд приходит к выводу, что требования истца не обоснованны и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дорохова В.А. к администрации городского поселения «Вершино-Дарасунское» о предоставлении жилого помещения вне очереди, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тунгокоченский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий Т.Ю. Сенотрусова
В полном объеме мотивированное решение составлено 12 октября 2018 года