64RS0045-01-2024-006577-82
Решение
Именем Российской Федерации
17 сентября 2024 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего Сорокиной Е.Б.,
при секретаре Агаеве Ш.Ш.,
с участием истца Фатикова Р.А.,
представителя истца Троян Н.Н.,
представителя ответчика ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г.Саратова» Абашина ЮВ.,
представителя ответчика министерства труда и социальной защиты Саратовской области Наугмановой А.Д.,
представителя ответчика Правительства Саратовской области Дюновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фатикова РА к государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», министерству труда и социальной защиты Саратовской области, Правительству Саратовской области о признании действий незаконными, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки,
установил:
Фатиков Р.А., обратился в суд с вышеуказанным иском в суд, заявленные требования мотивированы тем, что Фатиков Р.А., обладает двумя статусами ветерана боевых действий (удостоверение А № 097241) и ветерана военной службы (удостоверение Е№ 614262). Зарегистрирован и проживает в индивидуальном жилом доме расположенным по адресу: г. Саратов, Кировский район, ул. 1-я Садовая, д.35.
На требование о реализации законного права на меру социальной поддержки в форме ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг государственным казенным учреждением Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» был дан отказ (письмо от 28.02.2024 № 07-29К/1599/24). Данный отказ обжалован министру труда и социальной защиты Саратовской области (письменное обращение от 09.04.2024).
На требование от 09.04.2024 о реализации законного права на меру социальной поддержки в форме ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг министерством труда и социальной защиты Саратовской области был дан отказ (письмо от 22.04.2024 № 16-03-06-1526/24). Отказ министерства труда и социальной защиты Саратовской области в реализации меры социальной поддержки в форме ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг был обжалован Губернатору Саратовской области (письменное обращение 06.05.2024).
На требование от 06.05.2024 о реализации законного права на меру социальной поддержки в форме ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Правительством Саратовской области был дан отказ (письмо от 04.06.2024 № 5-1-16-19/1028).
Данный отказ, считает незаконным и нарушающим законное право на использование мер социальной поддержки, установленных законами.
В связи с наличием у него статусов ветерана боевых действий и ветерана военной службы, у истца имеется два основания для использования мер социальной поддержки. Как ветерану боевых действий в соответствии с Законом «О ветеранах», и как ветерану военной службы в соответствии с Законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области». По каждому основанию вышеуказанными Законами определена своя система мер социальной поддержки.
Требованиями вышеуказанных законов не запрещено гражданину обладающего одновременно статусами ветерана боевых действий ветерана военной службы использовать меры социальной поддержки отличные по содержанию формы социальной поддержки по разным основаниям.
Также, доводы ответчиков о невозможности использовать меры социальной поддержки гражданину обладающего одновременно статусом ветерана боевых действий и ветерана военной службы статусом использовать отличные друг от друга меры социальной поддержки по разным основаниям противоречит тот факт, что он, получая ежемесячную денежную выплату на основании Закона «О ветеранах» одновременно получает меру социальной поддержки в форме реализации права на совершение в течение одного календарного месяца 50 поездок в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения по социальным проездным документам на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 2 Закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области».
Таким образом, отказ реализовать мной меры социальной поддержки в форме ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого Помещения и коммунальных услуг на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 2 Закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» при условии, что истец не использует данную меру социальной поддержки на основании Закона «О ветеранах», незаконен.
С учетом изложенного, уточняя исковые требования, истец просит суд признать решение Правительства Саратовской области о невозможности реализации Фатиковым Р.А., обладающего статусом ветерана военной службы, меры социальной поддержки в форме ежемесячной компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с требованиями подпункта 5 пункта 1 статьи 2 Закона Саратовской области от 21.12.2008 № 372-3CO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» незаконным; признать решение министерства труда и социальной защиты Саратовской области о невозможности реализации Фатиковым Р.А., обладающего статусом ветерана военной службы, меры социальной поддержки в форме ежемесячной компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с требованиями подпункта 5 пункта 1 статьи 2 Закона Саратовской области от 21.12.2008 № 372-3CO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» незаконным; признать решение государственного казенного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» о невозможности реализации Фатиковым Р.А., обладающего статусом ветерана военной службы, меры социальной поддержки в форме ежемесячной компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с требованиями подпункта 5 пункта 1 статьи 2 Закона Саратовской области от 21.12.2008 № 372-3CO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» незаконным; обязать государственное казенное учреждение Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» произвести установленным порядком выплату Фатикову Р.А. ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 2 Закона Саратовской области от 21.12.2008 № 372-3CO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области».
Истец Фатиков Р.А. и его представитель Троян Н.Н. в ходе судебного заседания поддержали уточненные исковые требования, по основаниям, изложенным в иске, просили заявление удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Саратовской области Наугманова А.Д. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель ответчика ГКУ «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» Абашин Ю.В. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель ответчика Правительства Саратовской области Дюнова Ю.А. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу статьи 123 Конституции РФ, статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основании состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований
и возражений.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Саратовской области, в том числе ветеранов военной службы, определены Законом Саратовской области от 26 декабря 2008 г. № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области».
Размер, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области, предусматриваются Законом Саратовской области от 24 сентября 2015 г. № 109-ЗСО «Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области» (далее по тексту – Закон Саратовской области № 109-ЗСО).
Так в соответствии со ст. 1 вышеуказанного Закона Саратовской области № 109-ЗСО меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в соответствии с Законом № 372-ЗСО, в том числе, ветеранам труда и ветеранам военной службы.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 г. № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» (далее по тексту - Закон Саратовской области №372-ЗСО) лицам, являющимся ветеранами труда, ветеранами труда Саратовской области, после установления (назначения) им трудовой (страховой) пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) оказание медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в поликлиниках и других медицинских учреждениях;
2) ежемесячная денежная выплата в размере 150 руб.;
3) право на совершение в течение одного календарного месяца 50 поездок в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения по социальным проездным документам. Вид и форма социальных проездных документов устанавливаются Правительством области.
Не использованные в течение календарного месяца поездки не переносятся на следующий календарный месяц и не суммируются с приходящимся на него количеством поездок по социальному проездному документу;
4) право на обеспечение разовыми проездными билетами для бесплатного проезда на внутреннем водном транспорте и железнодорожном транспорте пригородного сообщения;
5) ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
6) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения на территории области;
7) ежемесячное возмещение расходов по оплате услуг местной телефонной связи (за предоставление в постоянное пользование абонентской линии и местного телефонного соединения абоненту сети фиксированной телефонной связи) в размере 50 процентов стоимости фиксированного месячного платежа за неограниченный объем местных телефонных соединений;
8) ежемесячное возмещение расходов в размере 50 процентов оплаты услуг за пользование радио в пределах установленного тарифа.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиками, Фатиков Р.А., обладает двумя статусами ветерана боевых действий (удостоверение А №) и ветерана военной службы (удостоверение Е№). Зарегистрирован и проживает в индивидуальном жилом доме расположенным по адресу: <адрес>.
Установлено, что Фатиков Р.А. обращался в ГКУ «Комитет социальной поддержки населения <адрес>» с требованием о реализации права на меру социальной поддержки в форме ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на что получил отказ, который им был обжалован в Министерстве труда и социальной защиты ФИО2 <адрес>, что подтверждается письмом ГКУ «Комитет социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №К/1599/24, и письменным обращением от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу было отказано Министерством труда и социальной защиты ФИО2 <адрес>.
Данный отказ ДД.ММ.ГГГГ был обжалован истцом Губернатору ФИО2 <адрес>.
В своем ответе ДД.ММ.ГГГГ № на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 <адрес> был дан отказ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана.
Свой, выбор по назначению ежемесячной денежной выплаты истец осуществил путем подачи заявления в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по категории «ветеран боевых действий» в соответствии с Законом «О ветеранах» по большему основанию.
Ветеранам боевых действий компенсируются расходы по оплате жилых помещений, проживающим в многоквартирных домах. Ветераны боевых действий, проживающие в индивидуальных жилых домах, не несут затрат по оплате жилищных услуг, а производят оплату только за потреблённые коммунальные ресурсы (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами).
Однако предоставление ветеранам боевых действий мер социальной поддержки в части компенсации расходов по оплате коммунальных услуг федеральным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, ветеранам боевых действий, зарегистрированным в индивидуальных жилых помещениях, компенсация на оплату жилого помещения не назначается.
Истец проживает в индивидуальном жилом доме и не несет затрат по оплате за наём и за содержание жилого помещения, а также взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, назначить компенсацию не представляется возможным.
Нормы части 4 статьи 6 Закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ФИО2 <адрес>» - «При наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами области, данная мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина» исключают возможность назначение компенсации заявителю по категории ветеран военной службы.
Аналогичная ситуация рассматривалась Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно (определения, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от 21,12.2011 года №, от ДД.ММ.ГГГГ №, и др.), в решениях которых указывалось, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством) как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.
Таким образом, граждане, имеющие вышеперечисленные статусы, получают весь объем мер социальной поддержки только по одному статусу (по своему выбору). Так ветеран боевых действий не может получать меры социальной поддержки как ветеран военной службы, если, состоит на учете в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, как получатель по данной категории ежемесячной денежной выплаты.
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий установлены статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - «О ветеранах»). Социальная поддержка ветеранов военной службы определяется Законом ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №CO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ФИО2 <адрес>» (далее - Закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ФИО2 <адрес>»).
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана.
Таким образом, выбор одной из мер социальной поддержки влечёт за собой получение всей системы мер по одному из имеющихся у гражданина основанию (льготному статусу).
В системе мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий и ветеранам военной службы, присутствуют ежемесячная денежная выплата и мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Учитывая нормы статьи 13 Закона «О ветеранах», именно по данной категории заявитель имеет право и на получение иных мер социальной поддержки, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 16 Закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наём и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Как видно из перечисленного, ветеранам боевых действий компенсируются расходы по оплате жилых помещений, проживающим в многоквартирных домах.
Ветераны боевых действий, проживающие в индивидуальных жилых домах, не несут затрат по оплате жилищных услуг, а производят оплату только за потреблённые коммунальные ресурсы (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами).
Однако предоставление ветеранам боевых действий мер социальной поддержки в части компенсации расходов по оплате коммунальных услуг федеральным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, ветеранам боевых действий, зарегистрированным в индивидуальных жилых помещениях, компенсация на оплату жилого помещения не назначается. Вы проживаете в индивидуальном жилом доме и не несёте затрат по оплате за наём и за содержание жилого помещения, а также взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Нормы части 4 статьи 6 Закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ФИО2 <адрес>» - «При наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами области, данная мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина» исключают возможность назначение компенсации заявителю по категории ветеран военной службы.
Таким образом, граждане, имеющие вышеперечисленные статусы, получают весь объем мер социальной поддержки только по одному статусу (по своему выбору). Так ветеран боевых действий не может получать меры социальной поддержки как ветеран военной службы, если состоит на учете в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, как получатель по данной категории ежемесячной денежной выплаты.
Анализируя изложенные выше положения федерального и регионального законодательства, определяющего меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Саратовской области, и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованном отказе ответчика в предоставлении Фатикову Р.А. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Также, согласно исковому заявлению Фатиков Р.А. не согласен с ответами, данными ответчиками, в частности, с ответом заместителя ФИО2 <адрес> ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ №, и просит суд обязать произвести ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Истцом заявлено требование к ФИО2 <адрес> о признании незаконным решения о невозможности реализации Фатиковым Р.А. меры социальной поддержки в форме ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с требованиями подпункта 5 пункта 1 статьи 2 Закона Саратовской области от 21.12.2008 № 372-3CO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области».
Указанное обращение было направлено истцом на имя Губернатора области в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обращение Фатикова Р.А. от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено заместителем ФИО2 <адрес> ФИО9 по существу и также в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». По итогам рассмотрения заявителю даны соответствующее разъяснение на все поставленные в обращении вопросы.
Факт совершения ФИО2 <адрес> как коллегиальным органом власти (статья <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О ФИО2 <адрес>») каких-либо действий, а также принятие каких-либо ненормативных правовых актов по отношению к истцу не имел места.
В соответствии с положениями постановления ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Вопросы министерства труда и социальной защиты ФИО2 <адрес>» организационно-методическое и консультативное обеспечение системы мер социальной поддержки населения в сфере назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов (выплаты) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляет министерство труда и социальной защиты области.
В силу положений части 1 статьи 4 Закон ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №Ю9-ЗСО «Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в ФИО2 <адрес>» компенсация предоставляется гражданам, указанным в части 1 статьи 1 закона, учреждением социальной защиты населения по месту жительства или пребывания (по их выбору) на основании документов, подтверждающих право гражданина на получение компенсации, исходя из расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по одному жилому помещению.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таки образом, с учетом представленных сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что отказы ГКУ Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», министерства труда и социальной защиты Саратовской области, Правительства Саратовской области правомерным, вследствие чего исковые требования Фатикова Р.А. удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Фатикову РА, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Срок изготовления мотивированного решения суда – 01.10.2024.
Судья Е.Б. Сорокина