дело № 2-35/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Михайловск 02 марта 2018 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Толстикова А.Е., с участием: представителя истца Ключникова Б.А. – Сагатова С.М., представителя ответчика администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края – Лаврентьевой Т.В., при секретаре Буниной И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда Ставропольского края гражданское дело по иску Ключникова Бориса Александровича к администрации муниципального образования г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении в действующую программу «Молодая семья» с учетом статуса многодетной семьи для получения субсидий на приобретение или строительства жилья в первоочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Ключников Б.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края в котором после уточнения просил суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края № 1318 от 01.10.2015г. и обязать поставить на учет семью Ключниковых в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях, признать незаконным постановление администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края № 1450 от 21.10.2015г., включить семью Ключниковых в действующую программу «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г., согласно очередности на 2015 год, для получения субсидии на приобретение или строительства жилья с учетом статуса многодетной семьи, поставить семью Ключниковых на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка на территории муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, с учетом очередности на 2015 год в связи с приобретением статуса многодетной семьи с 08.04.2015г.
В обоснование заявленных требований указал, что в связи с рождением в семье 08.04.2015г. третьего ребёнка К.А.Б., руководствуясь положениями Закона Ставропольского края № 21 от 12.04.2010г. «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» (с последующими изменениями ст. 12.1 Закона Ставропольского края от 11.03.2014г. N 17-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», реализуя право па получение земельного участка Ключников Б.А. находясь с октября 2009 года в списках участников федеральной программы «Жилище» подпрограмм «Молодая семья» в последующем «Обеспечение жильём молодых семей 2010-2015г.г.,» 22.04.2015г. обратился в администрацию муниципального образования г. Михайловска, с заявлением о предоставлении бесплатного земельного участка и постановки в качестве первоочередников, по указанной программе в связи с приобретением статуса многодетной семьи на получение субсидии для приобретения или строительства жилья, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012г. N 1204 на основании пункта № «Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации» в первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а так же молодые семьи имеющие 3 и более детей.
Согласно полученному уведомлению № от 06.05.2015г. от администрации г. Михайловска, Ключникову Б.А. было отказано в предоставлении земельного участка так как согласно принятому 09.04.2015г. закона Ставропольского края № 36 «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» установлен новый порядок постановки граждан на учет в качестве лиц имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно, а именно включено в одно из требований, согласно ст. 19 ч.1 п. 1. необходимо быть признанным нуждающимся в жилом помещении или иметь основания для постановки их на данный учет.
При выяснении причины отказа в предоставлении земельного участка в ходе личной беседы с сотрудниками администрации Филатовым Ю.В., последний пояснил, что в деле по программе «Обеспечение жильём молодых семей», отсутствует по неизвестной причине решение о признании Ключникова нуждающимся в улучшении жилищных условий от 12.10.2009г. Постановление администрации муниципального образования г. Михайловска № 2815 на основании которого истец состоял в программе и мог бы реализовать свое право на получение земельного участка. Филатов Ю.В. попросил предоставить копию такового решения либо же обратиться вновь с заявлением, для решения вопроса о признании нуждающимся в жилом помещении в обход п. 6 ст. 56 ЖК РФ.
Данный сотрудник администрации не пояснил, на основании чего истец состоял в программе «Обеспечения жильём молодых семей» более 6 лет, то есть с 2009г., однако списки участников ежегодно обновлялись. В связи с созданной администрацией муниципального образования г. Михайловска ситуацией Ключников Б.А. был вынужден не найдя копии данного решения, 15.07.2015г. обратиться с заявлением, о признание его нуждающимся в жилом помещении.
В установленный законом срок в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, заявление рассмотрено не было, по неизвестной причине. При личной беседе с Филатовым Ю.В.. 08.09.2015г.последний пояснил, что откажет в обращении о признании нуждающимся в жилом помещении, так как будет производить расчёт уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения только по месту регистрации, так как много таких граждан, которые бесплатно хотят получить помощь от государства. Первоначальное решение о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий от 12.10.2009г. постановление администрации муниципального г. Михайловска № в случае его нахождения можно было отменить администрации муниципального образования г. Михайловска только по решению суда, в силу требований ч. 3 ст. 54 ЖК РФ.
Только 26.10.2015г. в нарушении сроков рассмотрения обращений истцом по почте получено постановление за № от 01.10.2015г. с администрации муниципального образования г. Михайловска, согласно которому принято решение: «отказать Ключникову Борису Александровичу, № г.р.. многодетной семье в принятии на учёт граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, но основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно предоставлены документы, которые не подтверждающие право состоять на учёте. Состав семьи 5 человек: Ключников Борис Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруга Ключниюва Елизавета Александровна, 1988 года рождения, дочь К.В.Б., 2009 года рождения, сын К.Д.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь К.А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, так как проживают с апреля ДД.ММ.ГГГГ года по <адрес>, общей площадью 120 кв.м., всего зарегистрировано 11 человек, то есть произвели расчёт по месту регистрации с момента регистрации.
Вышеуказанное решение считает незаконным, так как согласно сведениям указанных в расписке от 15.07.2015г. в предоставленном перечне документов прилагаемых к заявлению имелись договора наймов о фактическом проживании истца и членов его семьи с 01.01.2010г. включительно по 2015 г., по <адрес>, акт проверки жилищных условнй. В домовладении по <адрес>, площадью 63,7 кв.м. проживали по месту регистрации на 2015г.: Баева Т.Н., Баев Н.Б., Вернигора В.Р., Ключников Б.Д., супруга Ключникова К.Л., дети: Ключникова 13.Б., Ключников Д.А., Ключникова Л.Б., в святи, с чем расчет учётной нормы общей площади жилого помещения на одного человека составлял 7,8 кв.м.. что менее учётной нормы установленной в 12 кв.м., общей площади жилого помещения на одного человека Решением Думы МО г. Михайловска от 28.01.2010г. за №, и соответственно по указанным расчетам имелись все основания для признания нуждающимися в жилом помещении (либо подтвердить право состоять в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий). Каких либо мер со стороны администрации муниципального образования г. Михайловска направленных на всестороннее рассмотрение заявления в рамках ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006г. N 59-ФЗ принято не было « в случае необходимости рассматривающие обращение орган или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место».
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ истец и члены его семьи не относились к членам семьи Щербаковой Л.Ю., так как фактически совместно не проживали. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», п. 11 Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать е учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания е собственником в этом жилом помещении.
По адресам наймов жилых помещений: ранее в ДД.ММ.ГГГГ году пер. Народный 12, с 2010 года <адрес>, осуществлялась постановка па регистрационных учёт о временном пребывании, до принятия ФЗ 376 от 21.12.2013г., согласно которому регистрационный учёт на территории субъекта РФ необязателен при наличии постоянной регистрации в данном субъекте РФ, а также при проживании у родственников.
В связи с фактической невозможностью постоянного проживания с сестрой Заборовкой (Ключниковой) Ю.А. страдающей тяжкой формой хронического заболевания (согласно перечню соответствующих заболеваний установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006г. № -эпилепсия с частыми припадками, при котором совместное проживание с ней в одной квартире невозможно) по месту прежней регистрации Михайловск, пер. Народный, 7а являющейся членом семьи собственника Щербаковой Л.Ю. и в последующем по адресам перерегистрации <адрес>, Ключников Б.А. с членами своей семьи в составе супруги и детей, вынуждены были проживать па съёмных квартирах е 2009 года включительно по конец 2015 года.
Постановление администрации муниципального образования г. Михайловска, за № 1318 от 01.10.2015г. послужило основанием для исключения семьи истца из числа участников программы «Обеспечение жильём молодых семей», согласно постановлению администрации города Михайловска от 21.10.2015г., за № 1450, что стало известно 13.07.2016г., при получении ответа из прокуратуры Шпаковского района по обращению по данному факту. Администрация муниципального образования г. Михайловска об исключении из программы истца не уведомляла.
Из смысла отказа в принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях основание п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учёте, сделан фактический вывод о намеренном ухудшении жилищных условий в связи с изменением места регистрации, что считает не может таковым являться, так как эти действия не повлекли отчуждение имеющегося жилого помещения (продажу, дарение), при этом жилищные условия не улучшались с 2009 по 2015 г.г.. Выбор фактического места проживания у родной бабушки Баевой Т.Н. по <адрес>, являлся добровольным и осознанным с момента 2010 года.
Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Данная норма содержится и в Законе РФ от 25.06.1993г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Изменение места жительства гражданина в связи с совместным проживанием с супругом, рождение детей не может считаться искусственным ухудшением жилищных условия. В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007г. N 258-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» отмечено, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, -требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильём. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений действий органов местного самоуправления возлагаются на орган, принявший оспариваемые решения.
В нарушении ст. 56 ЖК РФ п. 6 выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведении, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, администрацией муниципального образования г. Михайловска не дана оценка оснований нахождения истца в федеральной программе «Жилище» с 12.10.2009г., в связи с отсутствием в деле решения о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент его обращения в 22.04.2015г., что следует из смысла вышеуказанного ответа за № от 06.05.2015г. В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета. Постановление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий от 12.10.2009г. № не отменялось, в связи, с чем уведомление № от 06.05.2015г. муниципального образования г. Михайловска об отказе в предоставлении земельного участка на момент обращения от 22.04.2015г., что свидетельствует о намеренных действиях администрации г. Михайловска направленных на нарушение прав истца, с целью непредставления права состоять в качестве категории граждан имеющих основания на получение земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно ст. 7 правил Постановления Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы (ранее 2011-2015 годы) установлено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодым семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ, по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставленных по договорам социальных выплат, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данные положения свидетельствуют о том, что понятия нуждающийся в «жилых» помещениях и «улучшении» жилищных условий понятия равнозначные в случае наличия общих оснований при решении вопроса о нуждаемости в соответствии со ст. 51 ЖК РФ. Постановление о признании Ключникова Б.А. и членов его семьи нуждающимся в улучшении жилищных условий от 12.10.2009г. № не отменялось на момент его обращения 22.04.2015г., и соответствовало требованиям для признания его семьи нуждающимися в жилом помещении, тем самым было нарушено право состоять на учете в качестве лиц, имеющих право на получение земельных участков по категории многодетной семьи в связи с возникновением права с 08.04.2015г. согласно последовавшему уведомлению из администрации муниципального образования г. Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ., исх. №.
Устанавливающий 36 КЗ СК дополнительные, по сравнению е Законом СК 21-кз, условия получения в собственность земельных участков многодетной семьи, бесспорно, является законом, ухудшающим положение определённой категории граждан у которых возникает такое прав до вступления его в законную силу, при этом закон регулирует только порядок предоставления земельных участков (в месячный срок со дня обращения, согласно ст. 19 ч.2), но не отменяет сам факт возникновение такового права.
Согласно п. 1 ст. 4 ГK РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Незаконный отказ в праве состоять па учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (нуждающимся в улучшении жилищных условий), послужило основанием для дальнейшего нарушения его прав путём исключения из программы «Обеспечение жильем молодых семей» 2010-2015 г.г., и отказе в праве состоять на учете на получение бесплатного земельного участка но категории - многодетной.
В созданных негативных правовых условиях в отношении его семьи фактически были применены положения ст. 53 ЖК РФ из смысла которой, следует, что граждане, совершившие намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. С целью устранения негативных последствий, в 2016 году истцом обжаловались решения администрации г. Михайловска через прокуратуру Шваковского района.
Прокуратурой Шпаковского района по его обращению от 02.08.2016г. проводилась проверка в ходе которой согласно полученному ответу от 31.08.2016г.а № «О нарушении земельного и жилищного законодательства», решение администрации муниципального образования г. Михайловска «Об отказе в признании в качество нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма», признано неправомерным в связи с предоставлением документов, которые подтверждают указанное право, указывающие на наличие сведений о месте фактического проживания <адрес>, а не месте регистрации, о чём вынесено представление прокуратуры Шпаковского района об устранении нарушений требований закона 7-84-2016 от 31.08.2016г. Согласно ответа администрации муниципального образования г. Михайловска №4571-07-11/5-2500 от 12.10.2016г. в прокуратуру Шпакоского района, указано, что с целью устранения нарушений действующего законодательства будет повторно рассмотрено заявление Ключникова Б.А. о постановке па учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, о чём последнему направлено уведомление.
Ни какого уведомления в его адрес не направлялось, заявление повторно рассмотрено не было.
В апреле 2017 г. в администрацию муниципального образования г. Михайловой, истцом направлено заявление с целью получения ответа на вышеуказанное представление прокуратуры Шпаковского района. 03.05.2017г. состоялась комиссия, в ходе которой истец узнал, что ответ в прокуратуру Шпаковского района №4571-07-11/5-2500 от 12.10.2016г. был направлен формально и ни каких фактических мер по представлению прокуратуры по устранению выявленных нарушений не принималось, так как своё решение администрация муниципального образования г. Михайловска не может отменить в силу требований ч. 3 ст. 54 ЖК РФ предусмотрено судебное обжалование.
Истец и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явились.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края № 1318 от 01.10.2015г. и обязать поставить на учет семью Ключниковых в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях, признать незаконным постановление администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края № 1450 от 21.10.2015г., включить семью Ключниковых в действующую программу «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г., согласно очередности на 2015 год, для получения субсидии на приобретение или строительства жилья с учетом статуса многодетной семьи, поставить семью Ключниковых на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка на территории муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, с учетом очередности на 2015 год в связи с приобретением статуса многодетной семьи с 08.04.2015г.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края – Лаврентьевой Т.В. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований Ключникова Б.А. к администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края просила отказать в полном объёме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, однако представил отзыв, в котором указал следующее.
Социальные выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства молодым семьям - участникам основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017г. № 1710, предоставляются в соответствии с Правилами предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050.
В соответствии с п. 24 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в министерство.
Согласно п. 26 Правил, министерство на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
После доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации министерство на основании сводного списка, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Как указывает Ключников Б.А. в исковом заявлении, основанием для отказа в постановке его семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, послужило отсутствие нуждаемости.
Одним из условий для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ее несоответствие требованиям, предусмотренным п. 7 Правил, а именно отсутствие у молодой семьи нуждаемости в жилом помещении.
В Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решение о признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий принимается органами местного самоуправления самостоятельно, без участия министерства.
Информация для включения в сводный список и список претендентов на 2016, 2017, 2018 годы семьи Ключникова Б.А. в министерство администрацией не представлялась.
На основании изложенного, просил суд вынести по делу законное и обоснованное решение.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ключников Б.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ключникова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по <адрес>.
Согласно сообщению администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 06.05.2015г. № 2349-05-09/2-587 администрацией муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края рассмотрено обращение Ключникова Б.А. о вопросу предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство как многодетной семье и сообщено, что в соответствии пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет. Статьей 15 Закона Ставропольского края от 09.04.2015г. № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» установлен порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно. Постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, осуществляется органами местного самоуправления поселений (городских округов) Ставропольского края по месту постоянного проживания гражданина на основании заявления гражданина по форме, установленной органом учета (далее - заявление о постановке на учет), поданного им в орган учета непосредственно. К заявлению о постановке на учет прилагаются: справка с места жительства гражданина; копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина; документы, подтверждающие право на бесплатное получение земельного участка для ИЖС, либо ведения личного подсобного хозяйства, либо ведения садоводства и огородничества; документы свидетельствующие о нуждаемости в улучшении жилищных условий. Для решения вопроса о постановке на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно необходимо состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Заявления граждан о признании их нуждающимися в помещениях, и представленные документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве лиц нуждающихся в жилых помещениях, определенные законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Ставропольского края, подаются в администрацию города Михайловска подлежат регистрации в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный о месту своего жительства. На основании вышеизложенного, для решения вопроса о принятии семьи Ключникова Б.А. нуждающейся в предоставлении жилых помещений, а также постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма необходимо обратиться с заявлением и соответствующим пакетом документов в жилищный отдел администрации муниципального образования города Михайловска.
Как следует из сообщения заместителя прокурора Шпаковского района от 29.06.2016г. № 605ж-2016/3929 прокуратурой района рассмотрено обращение Ключникова Б.А. о признании отказа администрации муниципального образования г. Михайловска о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованным, и обязать администрацию МО г.Михайловска поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Статьей 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий с тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Установлено, что истец с апреля 2013 года зарегистрирован по <адрес>, общей площадью 120 кв.м. Данная квартира принадлежит на праве собственности матери истца - Щербаковой Л.Ю., в собственности которой имеется квартира № дома № по <адрес>, общей площадью 119 кв.м. и 1/2 часть домовладения № по <адрес>, общей площадью 48,2 кв.м. В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов семьи. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Проверкой установлено, что по месту жительства в вышеуказанной недвижимости зарегистрировано 14 человек, из них в квартире № дома № по <адрес> зарегистрировано 11 человек, в квартире № дома № по переулку Тепличный зарегистрирован 1 человек, в домовладении № по <адрес> зарегистрировано 2 человека. Решением Думы города Михайловска от 28.01.2010г. № установлена учетная норма для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. В данном случае, каждый член семьи матери Ключникова Б.А. обеспечен 20, 57 квадратных метров общей площади. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, согласно которой участником подпрограммы может быть молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии в соответствии с установленными ст. 51 ЖК РФ основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Статьей 56 ЖК РФ установлены основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ одним из оснований для снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях является утрата им оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Постановлением администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района от 21.10.2015г. № Ваша семья исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2010 годы».
При указанных обстоятельствах оснований для принятия мер прокурорского реагирования по заявлению Ключникова Б.А. не установлено.
Заместителем прокурора Шпаковского района от 31.08.2016г. № Ключникову Б.А. в ответ на его обращение сообщено следующее.
По вопросу предоставления Ключникову Б.А. земельного участка, в связи с приобретением на него права с 08.04.2015г. на основании приобретения статуса многодетной семьи в период действия Закона Ставропольского края от 12.04.2010г. №-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», разъяснено, что в соответствии с. п.п. 3,5 ст. 12.1 Закона №-кз решение о предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельного участка, предоставленного им в аренду, принимается органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, в месячный срок со дня обращения указанных граждан с заявлением о приобретении земельного участка в собственность бесплатно. В целях приобретения в аренду земельного участка один из родителей в многодетной семье подает заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления по месту жительства. Из смысла приведенных норм следует, что право на приобретение земельного участка возникает у граждан с момента подачи соответствующего заявления. Проверкой установлено, что Ключников Б.А. обратился в администрацию муниципального образования г.Михайловска с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительства как многодетной семье 22.04.2015г. то есть в период, когда положения Закона №-кз, касающиеся спорного вопроса утратили силу. Следовательно, при рассмотрении заявления подлежал применению Закон Ставропольского края от 09.04.2015г. №-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», в соответствии с которым Ключникову Б.А. и был дан ответ 06.05.2015г.
В части доводов обращения о неправомерном отказе администрации о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении установлено что 15.07.2015г. истец обратился с соответствующим заявлением в администрацию по результатам рассмотрения которого, 24.09.2015г. в адрес Ключникова Б.А. направлено извещение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи предоставлением документов, которые не подтверждают указанное право. Частью 1 ст. 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Установлено, что истец с апреля 2013 года зарегистрирован по <адрес>, общей площадью 120 кв. м. Данная квартира принадлежит на праве собственности Щербаковой Л.Ю.
Вместе с тем, изучением документов, представленных с заявлением в администрацию, установлено наличие договора найма жилого помещения № от 01.04.2015г., предоставляющего Ключникову Б.А. право проживания в жилом доме по <адрес>. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социальной найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социальной использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Однако, в силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Таким образом, в случае проживания Ключникова Б.А. в жилом доме по <адрес>, в расчет уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения не могут быть приняты жилые помещения, принадлежащие на праве собственности матери Ключникова Б.А. В связи с изложенным отказ администрации в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают, указанное право, в отсутствие сведений о месте фактического проживания, является неправомерным. По фактам выявленных нарушений закона, главе администрации внесено представление с требованием вернуться к рассмотрению заявления от 15.07.2015г.
Главе муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края 31.08.2016г. № вынесено представление об устранении нарушений требований закона, согласно которому прокуратурой района установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ключников Б.А. обратился заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в: администрацию, по результатам рассмотрения которого, 24.09.2015г. в адрес Ключникова Б.А. направлено извещение об отказе в принятии на учет в качеств нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждаю указанное право. Установлено, что Ключников Б.А. с апреля 2013 года зарегистрирован по <адрес>, общей площадью 120 кв. м. Данная квартира принадлежит на праве собственности его матери - Щербаковой Л.Ю. На праве собственности Щербаковой JI.Ю. также принадлежит квартира № дома № по <адрес>, общей площадью 119,8 кв.м. и 1/2 часть домовладения № по <адрес>, общей площадью 48,2 кв.м. При расчете общего уровня обеспеченности жилым помещением Ключникова Б.А., администрацией учтены указанные жилые помещения принадлежащие на праве собственности его матери. Таким образом, в целях устранения выявленных нарушений, главе муниципального образования <адрес> необходимо вернуться к рассмотрению заявления Ключникова Б.А. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от 15.07.2015г. с целью всестороннего его рассмотрения и принятия решения в соответствии с требованиями закона.
Согласно ответу администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 04.05.2017г. № администрацией города Михайловска обращение Ключникова Б.А. рассмотрено, дан ответ, согласно которому Ключников Б.А. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит и решение об этом администрацией города Михайловска не принималось.
Как усматривается из выписки из протокола № заседания комиссии по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма от 03.05.2017г. о рассмотрении обращения Ключникова Б.А. по вопросу предоставления копии решения администрации города Михайловска о постановке на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с ответом администрации города Михайловска от 12.10.2016г. № на представление Прокуратуры Шпаковского района от ДД.ММ.ГГГГ №, решили, что оснований для отмены постановления администрации города Михайловска от 01.10.2015г. № «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» не имеется.
Согласно свидетельствам о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ. у Ключникова Б.А. имеются трое детей: К.В.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Д.Б., ДД.ММ.ГГГГ рождении и К.А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справке администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. №, Ключников Б.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по <адрес>, в составе семьи: жена – Ключникова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - К.В.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – К.Д.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – К.А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Шпаковского районного суда от 14.09.2017г. установлен факт постоянного проживания Ключникова Б.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ключниковой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.В.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Д.Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения, К.А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Ставропольского края по <адрес>, с 01.01.2010г. по 03.05.2017г.
В соответствии пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет.
Статьей 15 Закона Ставропольского края от 09.04.2015г. № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» установлен порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.
Постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность бесплатно, осуществляется органами местного самоуправления поселений (городских округов) Ставропольского края по месту постоянного проживания гражданина на основании заявления гражданина по форме, установленной органом учета, поданного им в орган учета непосредственно.
К заявлению о постановке на учет прилагаются: справка с места жительства гражданина; копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина; документы, подтверждающие право на бесплатное получение земельного участка для ИЖС, либо ведения личного подсобного хозяйства, либо ведения садоводства и огородничества; документы, свидетельствующие о нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Для решения вопроса о постановке на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно необходимо состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В администрацию города Михайловска 15.07.2015г. поступило обращение Ключникова Б.А., с заявлением и документами по вопросу принятия его многодетной семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении.
На момент подачи заявления состав семьи заявителя 5 человек: он, супруга - Ключникова Елизавета Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь, К.В.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын, К.Д.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь, К.А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Зарегистрированы с апреля 2013 года по адресу<адрес>, общей площадью 120 кв.м. Всего на данной жилой площади зарегистрировано 11 человек. Данная квартира принадлежит на праве собственности матери заявителя - Щербаковой Любови Юрьевне. Собственник зарегистрирован по данному адресу с марта 2013 года. У заявителя и членов его семьи другого жилья в собственности не имеется.
Ключников Б.А. обратился в администрацию города Михайловска с заявлением от 15.07.2015г. о принятии его и членов его семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории многодетная семья, им были представлены следующие документы: копии свидетельств о регистрации по месту пребывания; акт обследования жилищных условий гражданина; справка о составе семьи; копия свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по <адрес>; копия домовой книги по <адрес>; копия свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по <адрес>; копия домовой книги по <адрес>; копия свидетельства о заключении брака между Ключниковой Ю.А. Заборовским С.В.; копия свидетельства о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по <адрес>; копия свидетельства о регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>; копия домовой книги по <адрес>; копия погашенного свидетельства о регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>; копия договора купли-продажи недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита (<адрес>); копия свидетельства о праве собственности на жилой дом по <адрес>; копия домовой книги по <адрес>.
Семья Ключникова Б.А. постановлением администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 12.10.2009г. № 2815 «О выполнении федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Однако на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях семья Ключникова Б.А. не принималась.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно материалам дела в собственности у матери истца – Щербаковой Л.Ю. имеются объекты недвижимого имущества, а именно: 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>, земельный участок, расположенный по <адрес>, расположенная по <адрес>, расположенная по <адрес>, земельный участок, расположенный по <адрес>, жилой дом, расположенный по <адрес>
Ключников Б.А. по основаниям ст. 31 ЖК РФ относится к членам семьи собственника жилого помещения совместно с ним проживающий, согласно которым к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
При рассмотрении заявления о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и представленного пакета документов на заседании комиссии по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Ключникову Б.А. было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Основанием для отказа послужило предоставление документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ).
Документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий семьи Ключникова, в заявлении от 22.04.2017г. представлено не было, о чем Ключников Б.А. был проинформирован ответом от 06.05.2015г. №. В котором содержались разъяснения о порядке постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Также, при рассмотрении дела установлено, что у матери Ключникова Б.А. – Щербаковой Л.Ю. в собственности находится квартира, расположенная по <адрес>, общей площадью 119,8 кв.м., в данной квартире зарегистрирован 1 человек (сестра заявителя).
В соответствии с ч. 2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из установленной нормы следует, что для определения размера обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в целях признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях порядок пользования жилым помещением, в частности договор пожизненного содержания с иждивением, а также размер долей в праве собственности принадлежащему члену семьи на праве собственности жилых помещений не учитывается.
На основании изложенного, обеспеченность семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет: 20,57 кв.м. исходя из следующего расчета: 120 кв.м. (общая площадь жилого помещения по <адрес>) + 119,8 кв.м. (общая площадь жилого помещения по <адрес>) +48,2 кв.м. (общая площадь жилого помещения по <адрес>) / 14 (количество граждан зарегистрированных по месту жительства, из которых 11 человек по адресу<адрес>, 1 человек - <адрес>, 2 человека по <адрес>). Итого, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 20,57 кв.м.
Согласно Решению Думы г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 28.01.2010г. N 411 «Об установлении учетной нормы площади жилых помещений в муниципальном образовании города Михайловска» в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 06.10.2003г N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 29.12.2004г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлена учетная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Семья Ключникова Б.А. обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением от 12.10.2009г. № 2815 семья Ключникова не принималась на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 1 Закона Ставропольского края от 16.03.2006г. № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» ежегодно в период с 1 января по 1 апреля проводится перерегистрация граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Перерегистрация граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Ставропольского края.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006г. № 126-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» утвержден Порядок перерегистрации граждан, признанных малоимущими, иных граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещении в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Ставропольского края, и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в котором установлено, что перерегистрация граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, производится органами местного самоуправления поселений Ставропольского края ежегодно, в период с 1 января по 1 апреля.
В случае если в учетных данных, отраженных в ранее представленных документах (или их составе), произошли изменения, то гражданин представляет документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае органы, осуществляющие принятие на учет, проводят проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом вновь представленных документов. При необходимости проводят дополнительное обследование жилищных условий гражданина.
По результатам перерегистрации органами, осуществляющими принятие на учет, уточняются списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В случае утраты гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, органы местного самоуправления поселений Ставропольского края принимают решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 19 и 23 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы по муниципальному образованию Ставропольского края, утвержденными приказом минстроя Ставропольского края от 21.09.2015г. №-о/д в список участников Подпрограммы по муниципальному образованию края на планируемый год не включаются (снимаются с учета в качестве участников Подпрограммы) молодые семьи не подтвердившие свою нуждаемость в жилых помещениях.
Постановлением администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 21.10.2015г. № «Об исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» семья Ключникова Б.А. исключена из числа участников Подпрограммы.
На основании изложенного, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ на основании протокола комиссии № 4 от 10.09.2015г. администрацией города Михайловска принято постановление об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, постановление администрации города Михайловска от 01.10.2015г. № 1318.
Обязательным требованием, предъявляемым ЖК РФ к содержанию решения об отказе в принятии на учет, состоит в том, что такое решение должно содержать указание на основания такого отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения. Документ, содержащий решение об отказе в принятии на учет (индивидуальный акт органа местного самоуправления), должен быть составлен в письменной форме по правилам, принятым в соответствующем муниципальном образовании для принятия такого рода правовых актов. В постановлении администрации города Михайловска 01.10.2015г. № 1318 «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» данные требования закона учтены, ссылка на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ имеется.
22.04.2015г.Ключников Б.А. обратился в администрацию города Михайловска с заявлением о предоставлении земельного участка, в связи с приобретением с 08.04.2015г. статуса многодетной семьи в соответствии с Законом Ставропольского края от 12.04.2010г. № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».
К данному заявлению в том числе приложены следующие документы: свидетельство о рождении К.А.Б. - третьего ребенка в семье; справка из управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края о том, что семья Ключниковых является многодетной, от 17.04.2015г. №.
В соответствии с. п.п. 3,5 ст. 12.1 Закона №-кз решение о предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельного участка, предоставленного им в аренду, принимается органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками на основании заявления одного из родителей.
Таким образом, согласно данной норме право на приобретение земельного участка возникает у граждан с момента подачи соответствующего заявления.
Изменения, внесенные Законом Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" вступили в силу 10.04.2015.
В соответствии со ст. 44 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз статьи 1 - 10, части 1, 5 - 7 статьи 11, статьи 12 - 25 Закона Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" признаныь утратившими силу.
Таким образом Ключников Б.А. обратился в администрацию муниципального образования г.Михайловска с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительства как многодетной семье 22.04.2015г. то есть в период, когда положения Закона № 21-кз, касающиеся спорного вопроса утратили силу. Следовательно, при рассмотрении заявления подлежал применению Закон Ставропольского края от 09.04.2015г. № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», в соответствии с которым Ключникову Б.А. и был дан ответ 06.05.2015г.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств суд приходи к выводу, что исковые требования Ключникова Б.А. о признании незаконным постановления администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края № 1318 от 01.10.2015г., обязании поставить на учет семью Ключниковых в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях, признании незаконным постановление администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края № 1450 от 21.10.2015г., включении семьи Ключниковых в действующую программу «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г., согласно очередности на 2015 год, для получения субсидии на приобретение или строительства жилья с учетом статуса многодетной семьи, постановке семьи Ключниковых на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка на территории муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, с учетом очередности на 2015 год в связи с приобретением статуса многодетной семьи с 08.04.2015г. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Ключникова Бориса Александровича к администрации муниципального образования г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным постановления администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края № от 01.10.2015г., обязании поставить на учет семью Ключниковых в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях, признании незаконным постановление администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края № от 21.10.2015г., включении семьи Ключниковых в действующую программу «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г., согласно очередности на 2015 год, для получения субсидии на приобретение или строительства жилья с учетом статуса многодетной семьи, постановке семьи Ключниковых на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка на территории муниципального образования г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, с учетом очередности на 2015 год в связи с приобретением статуса многодетной семьи с 08.04.2015г. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Е. Толстиков