Решение по делу № 2-697/2015 от 11.03.2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2015 года г. Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Казаркиной И.Ф.

при секретаре Бабайкиной Е.А.

с участием представителя истца Новикова Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Новокрещеновой Лидии Андреевны к Территориальному управлению социальной защиты населения по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району, Департаменту финансов Ивановской области, Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о взыскании денежных средств, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Новокрещенова Л.А. обратилась в суд с иском к ТУ СЗН по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району, Департаменту финансов Ивановской области, Департаменту социальной защиты населения Ивановской области, в котором просила взыскать с Департамента социальной защиты населения Ивановской области доплату мер социальной поддержки на оплату электроэнергии с 1 января 2012 года по 31 января 2015 года в размере …рублей … копеек; обязать ответчиков предоставлять меры социальной поддержки на оплату электроэнергии по фактическим расходам и без ограничения какими-либо нормами потребления с 01 февраля 2015 года, мотивируя исковые требования следующими обстоятельствами. Истец проживает в квартире, принадлежащей ей на праве собственности и находящейся по адресу:…. В 1998 году истец вместе с супругом переехали в …в связи с получением жилья по программе переселения из районов Крайнего Севера. Истец работала учителем начальных классов в средней общеобразовательной школе № … в … с 01 сентября 1965 года по 31 августа 1998 года. Трудовой договор был расторгнут в связи с выходом на пенсию по возрасту. С 06 февраля 1991 года Новокрещенова Л.А. является пенсионером в соответствии со ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» как лицо, не менее 25 лет осуществляющее педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей. За весь период работы в качестве учителя поселка и проживания в поселке ей предоставлялась льгота - она была освобождена от оплаты за жилье, отопление и освещение в соответствии с законодательством СССР, РФ, Республики Коми. Проживая в …в период с 03 января 2002 года по 31 декабря 2002 года, истец работала помощником воспитателя, с 01 января 2003 года по 30 сентября 2009 года – воспитателем в ДОУ «Детский сад № …», который находится в…. С мая 2011 года ТУ СЗН по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району предоставляет истцу компенсацию за оплату жилья, освещения и отопления. Однако размер компенсации за электроэнергию производится не в полном объеме, а исходя из нормы, установленной законом Ивановской области, что, по мнению истца, является незаконным и противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству, поскольку ответчик незаконно уменьшил объем мер социальной поддержки.

Истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. Интересы истца в судебном заседании представляет Новиков Ю.П.

В судебном заседании представитель истца Новиков Ю.П. заявленные исковые требования уточнил, сообщил суду, что согласен с расчетом недоплаченной компенсации, представленным суду ответчиком, в этой связи просил взыскать с Департамента социальной защиты населения Ивановской области доплату мер социальной поддержки на оплату электроэнергии с 1 января 2012 года по 31 января 2015 года в размере … рублей … копеек; обязать ответчиков предоставлять меры социальной поддержки на оплату электроэнергии по фактическим расходам и без ограничения какими-либо нормами потребления с 01 февраля 2015 года. Считает, что законодательство субъекта Российской Федерации, устанавливающее нормы потребления и нормы возмещения расходов по оплате электроэнергии, противоречит федеральному законодательству и в силу п.2, п.5 ст. 76, п.2 ст. 120 Конституции Российской Федерации, ч.2 ст. 11 ГПК РФ не подлежат применению при разрешении данного спорного правоотношения. Данная позиция согласуется с многочисленными решениями и определениями Верховного Суда РФ, определениями Конституционного Суда РФ.

Представитель ответчика ТУ СЗН по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил письменное ходатайство, в котором просит провести судебное заседание в свое отсутствие. Ранее представитель ответчика Кареева Е.А. исковые требования Новокрещеновой Л.В. не признала, считая их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Данные льготы предусмотрены п. 8 ст. 47 ФЗ «Об образовании». Однако размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрено предоставление мер социальной поддержки на оплату освещения жилого помещения, а не на весь объем потребленной электроэнергии, которая расходуется и на работу бытовых электроприборов. Законом Ивановской области от 11.05.2010 года № 39-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках» и Постановлением Правительства Ивановской области от 22.06.2010 года № 208-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках и Порядка предоставления, расходования и учета средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках» определены условия предоставления и категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, предоставляемые в виде ежемесячной компенсационной выплаты на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения за счет средств областного бюджета, а также определен порядок осуществления указанных выплат. Согласно ч.2 ст. 3 Закона Ивановской области размер ежемесячной компенсационной выплаты на оплату освещения определяется по фактическим расходам на освещение общей площади жилого помещения, но не более стоимости потребленной электроэнергии из расчета 6 ватт на 1 кв.м. общей площади жилого помещения при общей продолжительности горения 2000 часов в год. Расчет денежной компенсационной выплаты Новокрещеновой Л.А. на оплату освещения произведен на основании указанных норм Закона Ивановской области, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Представитель ответчика Департамента финансов Ивановской области в судебное заседание не явился, однако ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, о чем в материалах дела имеется письменное заявление. Из представленных суду письменных возражений следует, что Департамент финансов Ивановской области заявленные Новокрещеновой Л.А. исковые требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом РФ договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.2 и 5 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с пп. 24 п.2 ст. 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации социальной поддержки и социального обслуживания в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Пунктом 2 ст.2 Закона Ивановской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках» предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций, а также пенсионерам из их числа предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной компенсационной выплаты на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения (далее - ежемесячная компенсационная выплата), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - ежегодной денежной компенсации расходов на оплату топлива (включая транспортные расходы для доставки этого топлива). Данные меры социальной поддержки распространяются на совместно проживающих с ними членов их семей. В соответствии с пп. 3 п.2 ст. 3 Закона размер ежемесячной компенсационной выплаты на освещение определяется исходя из расходов на оплату освещения - по фактическим расходам на освещение общей площади жилого помещения, но не более стоимости потребленной электроэнергии из расчета 6 ватт на 1 кв. м общей площади жилого помещения при общей продолжительности горения 2000 часов в год. ТУ СЗН по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району правомерно в соответствии с Законом Ивановской области осуществляло предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной компенсационной выплаты на оплату жилого помещения, без уменьшения объема мер социальной поддержки. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину, подлежит возмещению только в случае установления незаконных действий (бездействий) органа государственной власти. Незаконность действий ТУСЗН не установлена и материалами дела не подтверждается. В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Закон Ивановской области № 39-ОЗ от 11.05.2010 года не оспорен и не признан недействующим в порядке главы 24 ГПК РФ. Кроме того, исковые требования предъявлены истцом к Департаменту финансов Ивановской области. В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного государственными или муниципальными органами, а также их должностными лицами, является соответствующее публично-правовое образование. Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Таким нормативным правовым актом является Бюджетный кодекс РФ, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 которого главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту. Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является публично-правовое образование Ивановская область, а органом государственной власти, уполномоченным представлять ответчика Ивановскую область является Департамент социальной защиты населения Ивановской области, поскольку указанный орган является главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности, что подтверждается приложением 11 к 3акону Ивановской области от 26.12.2014 года N 116-0З «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Просит применить срок исковой давности. На основании изложенного просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Ивановской области в судебное заседание не явился, однако ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, о чем в материалах дела имеется письменное заявление. Ранее представитель указанного Департамента Чекалова А.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по следующим основаниям. Истец ранее проживала по адресу: …, с 1998 года переехала в Ивановскую область. Истец является получателем ежемесячной компенсационной выплаты на оплату жилого помещения, отопления и освещения в соответствии с Законом Ивановской области от 11 мая 2010 года № 39-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках» с 1 октября 2012 года. В соответствии со ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшего до 1 сентября 2013 года, педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Установление размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений было отнесено к компетенции субъектов РФ. Часть 8 статьи 47 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, содержит аналогичную норму. В этой связи субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают порядок предоставления мер социальной поддержки и их размер. ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрено предоставление мер социальной поддержки на оплату освещения жилого помещения, а не на весь объем потребленной электроэнергии, которая расходуется и на работу бытовых электроприборов. Согласно Закону Ивановской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках» от 11 мая 2010 года № 39-ОЗ, размер ежемесячной компенсационной выплаты в части оплаты освещения определяется по фактическим расходам на освещение общей площади жилого помещения, но не более стоимости потребленной электроэнергии из расчета 6 ватт на 1 кв. метр общей площади жилого помещения при общей продолжительности горения 2000 часов в год. Таким образом, меры социальной поддержки предоставляются Новокрещеновой Л.А. в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством. По вопросу возмещения расходов на оплату услуг представителя в размере … рублей. Истец является …и ветераном труда. Являясь…, имеет право воспользоваться бесплатной юридической помощью. Истец данным правом не воспользовалась. Договора на оказание услуг, подтверждающего фактическое использование услуг представителя, представлено не было. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, заслушав пояснения представителя истца Новикова Ю.П., исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от …года Новокрещенова Лидия Андреевна является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: …

В указанной квартире Новокрещенова Л.В. проживает с 1 ноября 2001 года. Ранее она проживала в…, где работала учителем начальных классов в общеобразовательном учебном заведении в …

С 06 февраля 1991 года Новокрещенова Л.А. является пенсионером в связи с педагогической деятельностью.

Из материалов дела следует, что решением ТУ СЗН по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району от 15 марта 2011 года № 351 Новокрещеновой Л.А. в соответствии с Законом Ивановской области от 11 мая 2010 года № 39-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках» и Постановлением Правительства Ивановской области от 22 июня 2010 года № 208-п назначена ежемесячная компенсационная выплата на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения по категории педагогические работники, включая тренерско-преподавательский состав, с 01 марта 2011 года в размере … рубля … копейки.

Решением ТУ СЗН по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району от …года № … произведен перерасчет размера ежемесячной компенсационной выплаты Новокрещеновой Л.А. за период с 01 марта 2011 года по 29 февраля 2012 года по фактическому расходу в сторону уменьшения, с 1 марта 2012 года выплата установлена в размере … рублей … копеек.

Распоряжением ТУ СЗН по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району от …года № … произведен перерасчет размера ежемесячной компенсационной выплаты Новокрещеновой Л.А. в связи с увеличением тарифов на ЖКУ, с 1 июля 2012 года выплата установлена в размере … рублей … копеек.

Распоряжением от …года № … произведен перерасчет размера ежемесячной компенсационной выплаты Новокрещеновой Л.А. в связи с изменением услуги (уборка придомовой территории), с 1 августа 2012 года выплата установлена в размере …. рублей … копеек.

Решением от …года № … произведен перерасчет размера ежемесячной компенсационной выплаты Новокрещеновой Л.А. за период с 01 марта 2012 года по 31 августа 2012 года по фактическому расходу, с 1 августа 2012 года выплата установлена в размере … рублей … копеек.

Решением ТУ СЗН по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району от …года № … произведен перерасчет размера ежемесячной компенсационной выплаты Новокрещеновой Л.А. в связи с подтверждением 12-месячного периода, с 1 марта 2013 года выплата установлена в размере … рублей … копеек.

Решением ТУ СЗН по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району от …года № … произведен перерасчет размера ежемесячной компенсационной выплаты Новокрещеновой Л.А. в связи с подтверждением 12-месячного периода, с 1 марта 2014 года выплата установлена в размере … рублей … копейка.

Решением ТУ СЗН по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району от …года № … произведен перерасчет размера ежемесячной компенсационной выплаты Новокрещеновой Л.А. в связи с подтверждением 12-месячного периода, с 01 марта 2015 года выплата установлена в размере …. рубля … копеек.

При этом, компенсация оплаты за электроэнергию в составе вышеуказанных выплат в период с января 2012 года по июнь 2012 года составляла … рублей … копеек, с июля 2012 года по июнь 2013 года –…рублей.. копеек, с июля 2013 года по июнь 2014 года – … рублей … копеек, с июля 2014 года по январь 2015 года –…рубля … копеек, что подтверждается сведениями, представленными ТУ СЗН по г.о.Шуя и Шуйскому муниципальному району.

В соответствии с пунктами «е» и «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности». Названным Постановлением установлено, что за перешедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

Распоряжением Совета Министров СССР от 23 мая 1984 года N 1003 указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.

Приведенные положения сохранили свое действие и применялись после принятия Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании».

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания названной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право не предполагало какого-либо ограничения ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Часть 8 статьи 47 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, содержит аналогичную норму.

Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

Правильность такой правовой позиции подтверждается статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 2Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Указанная позиция Верховного Суда Российской Федерации изложена в Определении от 18 сентября 2013 года №72-АПГ13-6.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2007 года N 322-О-П, переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.

Как подчеркнуто в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 958-О-О, из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

В противном случае вопреки предписаниям статей 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации нарушался бы конституционный принцип равенства при реализации этими лицами приобретенных социальных прав, а также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, с соблюдением которых должно осуществляться изменение действующего правового регулирования в социальной сфере.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

На территории Ивановской области принят и действует Закон Ивановской области от 11.05.2010 года N 39-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках».

Пунктом 2 ст.2 Закона Ивановской области от 11 мая 2010 № 39-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках» предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций, а также пенсионерам из их числа предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной компенсационной выплаты на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения (далее - ежемесячная компенсационная выплата), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - ежегодной денежной компенсации расходов на оплату топлива (включая транспортные расходы для доставки этого топлива). Данные меры социальной поддержки распространяются на совместно проживающих с ними членов их семей.

В соответствии с подп.3 п.2 ст. 3 Закона размер ежемесячной компенсационной выплаты на освещение определяется исходя из расходов на оплату освещения по фактическим расходам на освещение общей площади жилого помещения, но не более стоимости потребленной электроэнергии из расчета 6 ватт на 1 кв. м общей площади жилого помещения при общей продолжительности горения 2000 часов в год.

Из указанных положений законодательства Ивановской области следует, что размер компенсации расходов на освещение ограничен нормативом потребления данной коммунальной услуги, что противоречит требованиям действующего федерального законодательства, в связи с чем в силу ч.2 ст. 11 ГПК РФ применяются нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Новокрещенова Л.А. просит взыскать в ее пользу денежные средства в размере … рублей … копеек, израсходованные ею на приобретение услуг по электроснабжению и не компенсированные ей своевременно.

Из материалов дела усматривается и не оспаривалось ответчиками при рассмотрении дела, что Новокрещенова Л.А. как пенсионер из числа педагогических работников, проживающий в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение жилого помещения.

При таких обстоятельствах, учитывая, что предоставляемая Новокрещеновой Л.А. мера социальной поддержки по оплате освещения жилья была ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, суд полагает, что истцу причинены убытки в виде оплаченных ею, но некомпенсированных расходов на электроэнергию за период с 1 января 2012 года по 31 января 2015 года в размере … рублей … копеек.

Однако в связи с ходатайством представителя ответчика Департамента финансов Ивановской области о применении срока исковой давности в данном деле, суд приходит к выводу о том, что истцу подлежит возмещению сумма в размере …рублей … копейки (с 11 марта 2012, т.к. исковое заявление подано 11 марта 2015 года, …,…, …, …, … (за 10 дней марта 2012 года).

При этом суд полагает, что указанные убытки подлежат взысканию с Департамента социальной защиты населения Ивановской области за счет средств казны Ивановской области в силу следующего.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из положений статьи 1071 ГК РФ следует, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

В силу п.1 ст.6 Закона Ивановской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках» средства на предоставление мер социальной поддержки предусматриваются в областном бюджете.

Согласно п.3 данной статьи порядок предоставления, расходования и учета средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки, утверждается Правительством Ивановской области.

В соответствии с п.2 Порядка предоставления, расходования и учета средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 22.06.2010 N 208-п (ред. от 25.12.2012), выделение средств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется в пределах сумм, предусмотренных на вышеуказанные цели законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Из положений п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ следует, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Статьей 21 Бюджетного кодекса РФ установлено, что перечень распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

В ведомственной структуре расходов областного бюджета, утверждаемой ежегодно Законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий год, предусматриваются расходы Департамента социальной защиты Ивановской области на ежемесячные компенсационные выплаты на оплату жилого помещения, отопления и освещения, а также ежегодные денежные компенсации расходов на оплату топлива проживающим в домах, не имеющим центрального отопления, отдельным категориям работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг».

Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является публично-правовое образование Ивановская область, а органом государственной власти, уполномоченным представлять ответчика Ивановскую область является Департамент социальной защиты населения Ивановской области, поскольку указанный орган является главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности, что подтверждается приложением 11 к 3акону Ивановской области от 26.12.2014 года N 116-0З «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Ссылка ТУ СЗН по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району на то, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия «освещение» и «электроснабжение» и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению суда, является несостоятельной, поскольку данные утверждения основаны на неверном толковании норм федерального законодательства, в соответствии с которыми истец имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения в полном объеме, без учета норм потребления.

Поскольку судом установлено, что предоставляемая Новокрещеновой Л.А. мера социальной поддержки по оплате освещения жилья была ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, суд полагает, что следует обязать ответчиков с 01 февраля 2015 года предоставлять Новокрещеновой Л.А. меры социальной поддержки на оплату электроэнергии по фактическим расходам и без ограничения какими-либо нормами потребления.

При этом, суд учитывает полномочия Департамента финансов Ивановской области, предусмотренные Положением о Департаменте финансов Ивановской области, утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области от 22.11.2012 N 473-п (ред. от 18.12.2014), согласно которым Департамент обладает, в частности, следующими полномочиями: непосредственно составляет проект областного бюджета, организует исполнение областного бюджета на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана; осуществляет в пределах установленной компетенции внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит; исполняет судебные акты по искам к казне Ивановской области в порядке, предусмотренном законодательством; ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

В этой связи суд полагает, что Департамент финансов Ивановской области также является ответчиком по делу как орган, исполняющий судебные акты по искам к казне Ивановской области, и доводы Департамента в этой части суд находит необоснованными.

Таким образом, исковые требования Новокрещеновой Лидии Андреевны к Территориальному управлению социальной защиты населения по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району, Департаменту финансов Ивановской области, Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о взыскании денежных средств, обязании совершить определенные действия подлежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом положений ст.ст. 98, 100 ГПК РФ с ответчиков подлежат взысканию расходы истца на оплату услуг представителя в сумме … рублей, подтвержденные материалами дела (распиской и договором на оказание юридических услуг от 27 февраля 2015 года), которые суд находит разумными исходя из объема выполненной представителем истца работы, юридической сложности дела, количества судебных заседаний, обстоятельств дела.

Довод представителя ответчика Департамента социальной защиты населения Ивановской области о том, что истец является …и могла воспользоваться бесплатной юридической помощью, не опровергает того факта, что истец понесла расходы на оплату услуг представителя в размере … рублей, и не может являться основанием к отказу в возмещении судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

Таким образом, ответчики обязаны возместить истцу судебные расходы в размере … рублей (по …рублей с каждого из ответчиков).

Доводов, которые могли бы служить основанием для отказа истцу в удовлетворении иска, возражения ответчиков не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента социальной защиты населения Ивановской области за счет средств казны Ивановской области в пользу Новокрещеновой Лидии Андреевны … рублей… копейки.

Обязать ответчиков Территориальное управление социальной защиты населения по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району, Департамент финансов Ивановской области, Департамент социальной защиты населения Ивановской области предоставлять меры социальной поддержки Новокрещеновой Лидии Андреевне на оплату электроэнергии по фактическим расходам и без ограничения какими-либо нормами потребления с 01 февраля 2015 года.

Взыскать с Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Шуя и Шуйскому муниципальному району, Департамента финансов Ивановской области, Департамента социальной защиты населения Ивановской области за счет средств казны Ивановской области в пользу Новокрещеновой Лидии Андреевны судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме … рублей (по …рублей с каждого из ответчиков).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Казаркина И.Ф.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 июня 2015 года.

Судья Казаркина И.Ф.

Согласованно: И.Ф. Казаркина

2-697/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Новокрещенова Л.А.
Ответчики
ТУСЗН
Департамент финансов Ивановской области
Департамент соц. защиты населения Ивановской области
Суд
Шуйский городской суд Ивановской области
Дело на сайте суда
shuisky.iwn.sudrf.ru
11.03.2015Передача материалов судье
11.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.04.2015Предварительное судебное заседание
09.04.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.05.2015Предварительное судебное заседание
17.06.2015Судебное заседание
17.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее