Судья Прокосова М.М.
УИД: 04RS0007-01-2020-005030-25
дело № 21-453/2020 пост.20.11.2020г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
17 декабря 2020 г. г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Ихисеева М.В., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела надзора и контроля по вопросам охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Бурятия Столяровой Л.С. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 14 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи»,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением начальника отдела надзора и контроля по вопросам охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Бурятия Столяровой Л.С. от 18 августа 2020 года ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 65 000 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 14 октября 2020 года постановление административного органа изменено, административное наказание в виде административного штрафа в размере 65 000 руб. изменено на административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, начальник отдела контроля и надзора по вопросам охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Бурятия Столярова Л.С. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Бурятия, в которой просит решение районного суда отменить в связи с существенными нарушениями судом процессуальных требований.
В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда в Республике Бурятия Иванова Е.В. доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Баторова С.Э. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время установленные проверкой нарушения были устранены. Доводы представителя Государственной инспекции труда основываются на неправильном толковании части 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ. Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 № 4-П, суд вправе снижать размер штрафа ниже низшего предела. Считает, что существенного нарушения процессуальных требований судом не допущено, просила решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнение вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно Примечанию к ст. 5.27.1 КоАП РФ под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, действия ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
По смыслу закона, положения указанной статьи применяются только в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, каковым ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» не является.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В данном случае, вследствие отсутствия у водителей ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» сигнальных жилетов, возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей.
При таких обстоятельствах, решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 14 октября 2020 года подлежит отмене.
В связи с тем, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ не истек, дело в отношении ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» подлежит направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд,
РЕШИЛ:
Жалобу начальника отдела надзора и контроля по вопросам охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Бурятия Столяровой Л.С. удовлетворить.
Решение судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 14 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» отменить. Дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Ихисеева М.В.