Дело № 2а-5077/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 12 ноября 2020 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при секретаре Михайловой Е.Ю.,
с участием представителя административного истца Астанниковой Н.Е.,
представителя административного ответчика Васильева В.П.,
административного ответчика Семеновой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатский краевой родильный дом" к Государственной инспекции труда в Камчатском крае о признании незаконным и отмене предписания главного государственного инспектора труда Семеновой О.И. от 25 августа 2020 года № 41/2-72-20-ПР/12-2962-И/78-7
УСТАНОВИЛ:
ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" обратился в суд о признании незаконным и отмене предписания главного государственного инспектора труда Семеновой О.И. от 25 августа 2020 года № 41/2-72-20-ПР/12-2962-И/78-7.
В обоснование указал, что Государственной инспекцией труда в Камчатском крае в ходе проведения внеплановой проверки было выдано обязательное для исполнения предписание от 25 августа 2020 года № 41/2-72-20-ПР/12-2962-И/78-7 об устранении выявленных нарушений, которое административный истец считает незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что на период пандемии учреждение не перепрофилировалось в специализированное по оказанию медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом Ковид-19, специализированное подразделение для пациентов с диагнозом Ковид-19 не формировалось. Медицинские работники учреждения напрямую не были задействованы на оказании медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией, но в силу своих профессиональных обязанностей в рамках нескольких эпизодов столкнулись с пациентами, у которых позже был диагностирован Ковид-19. Первое требование предписания о необходимости произвести выплату стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за работу в период май-июль 2020 года в полном объеме за фактически отработанное в каждом месяце время административный истец считает незаконным, поскольку для получения выплаты работниками стационарных и амбулаторных учреждений диагноз Ковид-19 у пациента должен быть подтвержден и такой пациент должен быть внесен в специализированный ресурс. Кроме того действующим трудовым законодательством понятие "фактически отработанное время" и порядок его определения не установлен. На практике для учета фактически отработанного времени используют табель учета использования рабочего времени с назначением ответственного за его ведение, в связи с чем, отработанное время характеризуется тем количеством рабочего времени (в рабочих днях, сменах), которое работник отрабатывает по конкретному виду деятельности в течение установленной рабочей недели, и которое может включать: время работы в течение нормального рабочего времени; время, отработанное сверх нормальной продолжительности рабочего времени; время, проведенное на рабочем месте для его обслуживания и подготовки к работе; время простоя на рабочем месте не по вине работника; время, отведенное для коротких перерывов в работе для отдыха. Соответственно, в фактически отработанное время не включается время отпуска, болезни, другие случаи, предусмотренные законодательством РФ. Оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, относится к работам с особыми условиями труда, что обусловлено, в числе прочего, наличием вредного фактора рабочей среды (вредный производственный фактор), воздействие которого на работника может привести к его заболеванию и другим негативным последствиям. Поскольку воздействие вредного фактора рабочей среды обусловлено наличием биологического фактора, то особые условия труда для категорий медицинских работников по своему смыслу и характеру выполнения работ тождественны работам с вредными и (или) опасными условиями труда, в связи с чем работодатель обязан обеспечить точный учет фактически отработанного во вредных условиях рабочего времени. Второе требование предписания о необходимости обеспечить наличие локального нормативного акта устанавливающего систему нормирования труда, с учетом мнения представительного органа работников является незаконным, поскольку медицинская помощь женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период оказывается в соответствии с порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.11.2012г. №572н. Правила организации структуры, деятельности родильного дома и рекомендуемые штатные нормативы определены приложениями № 6-8 к вышеуказанному порядку. С целью обеспечения доступной и качественной медицинской помощью беременных женщин, рожениц и родильниц оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период осуществляется на основе листов маршрутизации, позволяющих предоставить дифференцированный объем медицинского обследования и лечения в зависимости от степени риска возникновения осложнений. При дифференцированном объеме оказания медицинской помощи установить какое-либо нормирование труда крайне затруднительно. Численность работников учреждения рассчитана с учетом рекомендованных нормативов из расчета коечной мощности и определена штатным расписанием, которое согласовано с Министерством здравоохранения Камчатского края. В 2018 году была завершена работа по заключению трудовых договоров с работниками учреждения, в связи с введением эффективного контракта в котором была конкретизирована трудовая функция каждого работника, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда и качества оказываемых государственных услуг. Актуализированы показатели эффективности деятельности работников учреждения для обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых государственных услуг (выполнения работ). Административный истец считает, что в связи с внедрением в государственных учреждениях системы оплаты труда, увязанной с качеством оказания государственных услуг, которая не зависит от выполнения норм труда, применение системы нормирования труда не актуально.
Представитель административного истца Астанникова Н.Е. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик главный государственный инспектор труда в Камчатском крае Семенова О.И., привлеченная к участию в деле определением суда от 20 октября 2020 года в судебном заседании требования административного иска считала необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по основаниям, указанным в письменном отзыве, согласно которому указала, что требования предписания изложены на основании выявленных нарушений трудового законодательства в ходе внеплановой проверки, проведенной на основании приказа руководителя Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, и отражены в акте проверки № 41 /2-72-20-ПР/12-2937-И/78-7 от 25 августа 2020 года. Медицинские работники учреждения в период с мая 2020 года по июль 2020 года оказывали медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также находились в группе риска заражения указанной инфекцией. Как следует из табелей учета рабочего времени и расчетных листков по заработной плате, медицинским сотрудникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом Ковид-19, и контактирующим с пациентами с подтвержденным диагнозом Ковид-19, стимулирующие выплаты производятся только за часы фактической работы с указанными больными, а не за фактическое время отработанное данными работниками в месяц, медицинским работникам оплата стимулирующих выплат произведена не за все отработанное время, а за время отработанное с пациентами с подтвержденным диагнозом Ковид-19,то есть выплата заработной платы произведена работодателем не в полном объеме. Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции к стимулирующим выплатам не может быть применим, поскольку не является нормативным правовым документом, устанавливающим какие-либо выплаты работникам в разрезе трудового законодательства. В перепрофилировавшихся же учреждениях, оказывающих непосредственную помощь в лечении больных коронавирусной инфекцией, выплаты производятся по постановлению Правительства РФ № 484, что в данном случае к выданному предписанию не относится. Доплаты за работу во вредных условиях труда согласно результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) не имеют отношения к стимулирующим выплатам, установленным Правительством РФ в постановлении № 415, равно как и сами условия. Регулируются данные доплаты ст. 147 ТК РФ, которая предусматривает доплату за работу во вредных или опасных условиях труда и стимулирующие выплаты по постановлению № 415 ни в коей мере не заменяют и/или не отменяют доплату за работу во вредных условиях труда. Таким образом, работодатель должен был произвести медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за все фактически ими отработанное время в указанном в предписании периоде (за май, июнь и июль 2020 года) согласно табелям учета рабочего времени. По второму требования предписания административный ответчик указал, что принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда прямо предусмотрено законодательством, для работодателя обязательно, и не может быть расцениваться работодателем как не актуальное. Поскольку работодателем не были соблюдены требования Постановления № 415, ч.6 ст. 136 ТК РФ, ст. 159 ТК РФ, ст. 162 ТК РФ, абз. 2, 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ административным ответчиком в адрес ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" было выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Камчатском крае Васильев В.П. в судебном заседании считал административный иск необоснованным, по основаниям, изложенным в письменном отзыве Семеновой О.И., предписание законным, дополнительно пояснил, что выявлено очевидное нарушение трудовых прав работников, трудового спора по указанной в проверке ситуации не было. Постановлением Правительства РФ № 415 указано, что выплаты производятся за фактически отработанное время, то есть за все время работы, кроме отсутствия на рабочем месте по уважительным причинам, о чем также говорил неоднократно в своих выступлениях Президент РФ по жалобам медицинских работников, работающих в условиях пандемии. Выплаты, о которых идет речь стимулирующие, а не компенсационные выплаты за особые условия труда, это две различные выплаты.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Поскольку положения данной нормы устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, то общий срок обращения в суд, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, применению не подлежит.
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание, вынесенное административным ответчиком 25 августа 2020 года, получено административным истцом 31 августа 2020 года, административное исковое заявление поступило в суд 08 сентября 2020 года, следовательно, срок обращения в суд ч.2 ст. 357 ТК РФ, административным истцом не пропущен.
В судебном заседании установлено, что распоряжением руководителя государственной инспекции труда в Камчатском крае Колгина Д.А. от 10 августа 2020 года № 41/2-72-20-ПР/12-2768-И/78-7, в соответствии с приказом Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 157 от 06 августа 2020 года по исполнении поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 03 августа 2020 года № ТГ-П12-8767 кв и, в соответствии с абз.8 ч.7 ст.360 ТК РФ назначена внеплановая, выездная проверка в отношении ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом", лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначены главный государственный инспектор Семенова О.И., государственный инспектор Романенко И.А.
По результатам проверки 25 августа 2020 года государственными инспекторами труда Семеновой О.И., Романенко И.А. составлен акт проверки, согласно которому проверка проведена в рамках компетенции ГИТ, на основании распоряжения 41/2-72-20-ПР/12-2768-И/78-7, исследованы документы, представленные работодателем. Установлено, что штатная численность работников ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" 365 человек, в том числе врачей 82, среднего медицинского персонала 140, младшего медицинского персонала 21, прочего персонала 116, среднего фармацевтического персонала 1, специалистов с высшим немедицинским образованием 5. Медицинские работники учреждения в период с мая 2020 года по июль 2020 года оказывали медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также находились в группе риска заражения указанной инфекцией. Перечень подразделений, работа в которых дает право на установление стимулирующих выплат, перечень должностей вышеуказанных работников утверждены приказом по учреждению от 25 июня 2020 года № 98, согласно которому работодатель принял решение об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работниками, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией с 06 мая 2020 года по 15 августа 2020 года, с возможностью продления срока до нормализации санитарно-эпидемиологической обстановки по коронавирусной инфекции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. №415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" (далее - Постановление № 415). Министерством здравоохранения Камчатского края данный приказ (с приложением к нему) согласован 02 июля 2020 года (протокол №10/2020 от 16 июня 2020 года). Работодателем ведется учет рабочего времени фактически отработанного каждым работником. Также ведется учет рабочего времени работников, оказывающих медицинскую помощь гражданам у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лиц из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в днях и часах. Приказом № 105 от 03 июля 2020 года, изданным работодателем в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 13 апреля 2020 года № 131-П (далее - Постановление № 131-П), установлен порядок осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Министерством здравоохранения Камчатского края. приказом Минздрава Камчатского края № 431 от 08 июля 2020 года ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" внесено в перечень медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Камчатского края, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденный приказом № 236 от 29 апреля 2020 года. С принятыми работодателем документами работники ознакомлены под роспись. Срок выплаты заработной платы и стимулирующих выплат установлен дополнительным соглашением к трудовым договорам работников, а также локальным нормативным актом Порядком осуществления стимулирующих выплат: 22 числа (за первую половину месяца) и 7 числа месяца следующего за расчетным. Выплата заработной платы производится в установленный срок. Стимулирующие выплаты за работу с больными коронавирусной инфекцией (Ковид-19) и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за работу в мае, июне и июле 2020 года, согласно постановлению № 415 и постановлению № 131-П, произведены работодателем согласно начислениям по представленным табелям учета рабочего времени (фактически отработанное время с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, указанное в днях и часах) в полном объеме (расчетные листки за июль 2020 года, платежные поручения, реестры). Задержка указанных выплат обусловлена не своевременным финансированием. Заявка на выделение финансового обеспечения из федерального бюджета и бюджета Камчатского края на осуществление выплат стимулирующего характера была направлена в Министерство здравоохранения Камчатского края 27 июля 2020 года. Выявлены нарушения обязательных требований трудового законодательства или требований, установленных иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (с указанием положений (нормативных) правовых актов). В соответствии с п. 11 Правил № 415 выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку осуществляются за фактически отработанное время. Это означает, что выплата стимулирующего характера устанавливается на каждый месяц с даты формирования подразделения и осуществляется за фактически отработанное время по графику, то есть за все время работы. Исключение составляют периоды отсутствия медицинского работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. Как следует из табелей учета рабочего времени и расчетных листков по заработной плате, с учетом утвержденных приказом по учреждению № 98 от 25 июня 2020 года (в соответствии с Постановлением 415) перечней, - медицинским сотрудникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом Ковид-19, и контактирующим с пациентами с подтвержденным диагнозом Ковид-19, стимулирующие выплаты производятся только за часы фактической работы с указанными больными, а не за фактическое время отработанное данными работниками в месяц. Например, врач акушер-гинеколог ФИО9 отработала в июле 2020 года 93,6 ч. всего. Из них 7,2 часа с пациентами с подтвержденным диагнозом Ковид-19. Оплата стимулирующих выплат произведена не за все отработанное время 93,4 часа, а за 7,2 часа; ФИО10 младшая медицинская сестра отработала 151,2 часа всего из них 24 часа с пациентами с подтвержденным диагнозом Ковид-19, выплата стимулирующих произведена за 24 часа; ФИО14 медицинская сестра процедурной отработала 129,6 часа, из них 7,2 часа с пациентами с подтвержденным диагнозом Ковид-19, выплата стимулирующих произведена за 7,2 часа; ФИО11 медицинская сестра палатная отработала 108 часов, из них 24 часа с пациентами с подтвержденным диагнозом Ковид-19, выплата стимулирующих произведена за 24 часа; ФИО12 отработала 165,6 часа, из них 7,2 часа с пациентами с подтвержденным диагнозом Ковид-19, выплата стимулирующих произведена за 7,2 часа. Аналогичная ситуация сложилась с 95 работниками медицинского персонала (в том числе 28 врачей, 56 среднего медицинского персонала, 11 младшего медицинского персонала), медицинскими работниками, определенными работодателем в утвержденных приказом № 98 от 25 июня 2020 года перечнях, и выполняющих работу по оказанию медицинских услуг лицам, с подтвержденным диагнозом Ковид-19 за период май-июль 2020 года. Согласно ст. 159 ТК РФ работникам гарантируются в т.ч. применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором. В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты. Для определения количества выполняемой работы служат нормы труда. Система нормирования труда, определенная работодателем, в учреждении отсутствует. Таким образом, допущены нарушения абз. 2, 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, ч. 6 ст. 136 ТК РФ, ст. 159, ст. 162 ТК РФ.
Законному представителю ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" Ванчиковой О.В. 25 августа 2020 года вынесено предписание 41/2-72-20-ПР/12-2962-И/78-7 об устранении нарушений трудового законодательства, со сроком исполнения первого пункта до 10 октября 2020 года, согласно которому необходимо произвести выплату стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за работу в период май-июль 2020 года в полном объеме за фактически отработанное в каждом месяце время (согласно Постановлению Правительства РФ № 415 от 02 апреля 2020 года), с учетом ранее выплаченных сумм. Основание: ч. 6 ст. 136 ТК РФ, абз. 2, 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ. По второму пункту предписания со сроком исполнения до 25 декабря 2020 года о необходимости обеспечить наличие локального нормативного акта устанавливающего систему нормирования труда, с учетом мнения представительного органа работников. Основание: ст. 159 ТК РФ, ст. 162 ТК РФ, абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ.
Предписание получено главным врачом ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" Ванчиковой О.В. 31 августа 2020 года.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, главным врачом ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" является Ванчикова О.В.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату ему заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а, согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, трудовым договором, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 415), действующие до 31 октября 2020 года.
Пунктом 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 415, указаны размеры выплат в отношении каждой категории получателей таких выплат.
ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" утверждены перечень подразделений, работа в которых дает право на установление стимулирующих выплат, перечень должностей вышеуказанных работников (приказ по учреждению от 25 июня 2020 г. № 98 (с приложениями).
Согласно приказу от 25 июня 2020 года № 98 работодатель принял решение об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией с 06 мая 2020 года по 15 августа 2020 года, с возможностью продления срока до нормализации санитарно-эпидемиологической обстановки по коронавирусной инфекции (Ковид-19) в Камчатском крае (п. 1, 2 приказа).
В соответствии с п. 11 Правил № 415, что также указано в п.6 приложения 4 к приказу № 98 от 25 июня 2020 года выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку осуществляются за фактически отработанное время. Это означает, что выплата стимулирующего характера устанавливается на каждый месяц, с даты формирования подразделения и осуществляется за фактически отработанное время по графику, то есть за все время работы. Исключение составляют периоды отсутствия медицинского работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Как следует из письма Минздрава России от 21 мая 2020 года № 16-3/И/1-6965 "Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 N 415 и от 12.04.2020 № 484" выплата стимулирующего характера устанавливается на каждый месяц и осуществляется за фактически отработанное время по графику, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, независимо от количества пациентов, с подтвержденным Ковид-19.
Таким образом, первое требования оспариваемого предписания от 25 августа 2020 года № 41/2-72-20-ПР/12-2962-И/78-7 является законным и обоснованным, административному ответчику ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" необходимо в соответствии с ч. 6 ст. 136 ТК РФ, абз. 2,7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ произвести выплату стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за работу в период май-июль 2020 года в полном объеме за фактически отработанное в каждом месяце время (согласно Постановлению Правительства РФ № 415 от 02 апреля 2020 года), с учетом ранее выплаченных сумм.
Рассматривая требование административного истца о признании незаконным предписания в части необходимости обеспечить наличие локального нормативного акта, устанавливающего систему нормирования труда, с учетом мнения представительного органа работника, суд приходит к выводу об отказе в его удовлетворении, по следующим основаниям.
В силу ст. 159 ТК РФ работникам гарантируются применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.
Порядок введения, замены и пересмотра норм труда регламентирован ст. 162 ТК РФ, которой работодателю предоставлено право принимать локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда с учетом мнения представительного органа работников, извещением работников о введении новых норм труда не позднее, чем за два месяца.
Таким образом, указание требования во втором пункте предписания, суд находит обоснованным и не противоречащим закону.
В связи с чем, второе требование предписания о необходимости в соответствии ст. 159 ТК РФ, ст. 162 ТК РФ, абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ обеспечить наличие локального нормативного акта устанавливающего систему нормирования труда, с учетом мнения представительного органа работников является законным.
Требования оспариваемого предписания не нарушают прав административного ответчика, поскольку налагают на него обязанность, прямо предусмотренную трудовым законодательством.
Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй и пятнадцатый).
В соответствии с абзацем шестым части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно части второй статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Исходя из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, в связи с необходимостью устранения которых выносит предписание, обязывающее работодателя устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Действуя в рамках предоставленных Государственной инспекции труда в Камчатском крае полномочий, административный ответчик был вправе провести внеплановую проверку в отношении ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" с целью защиты прав и интересов медицинских работников о нарушении трудового законодательства и вынести соответствующее предписание.
Довод административного истца, о том, что выплаты стимулирующего характера устанавливаются исходя из фактически отработанного времени работником в данных условиях (в особых условия труда и дополнительной нагрузке) при оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (Ковид-19) и при участие в мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с локальным нормативным актом медицинской организации суд находит необоснованным.
Довод ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" о том, что учреждением соблюдены требования Правил № 415 и выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку произведены в полном объеме медицинским работникам, которые непосредственно оказывали медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, с учетом фактически отработанного ими времени в особых условиях и дополнительной нагрузке, несостоятелен.
Довод административного ответчика Семеновой О.И. о том, что выплата заработной платы произведена работодателем ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" не в полном объеме является обоснованным и нашел свое подтверждение в рамках рассматриваемого дела.
Довод административного ответчика о том, что работники, выполняя свои функциональные обязанности в определенных работодателем подразделениях, должностях, в каждую свою рабочую смену находятся в группе риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в том числе оказывают медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, в связи с чем, стимулирующие выплаты за данную работу должны производиться в полном объеме за все отработанное работниками время в указанных условиях суд так же находит обоснованным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в спорном правоотношении государственная инспекция труда, выявив очевидные нарушения трудового законодательства, действуя в пределах полномочий, установленных статьями 356 - 357 Трудового кодекса Российской Федерации, правомерно предъявила работодателю обязательное для исполнения предписание об их устранении.
На основании изложенного суд, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ГБУЗ "Камчатский краевой родильный дом" к Государственной инспекции труда в Камчатском крае о признании незаконным и отмене предписания главного государственного инспектора труда Семеновой О.И. от 25 августа 2020 года № 41/2-72-20-ПР/12-2962-И/78-7.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░" ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 25 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 41/2-72-20-░░/12-2962-░/78-7.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░