Дело № 2-2677/2023
УИД 51RS0001-01-2023-002285-79
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2023 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 июня 2023 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Волковой Ю.А.,
при секретаре Рабинчук Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в интересах Российской Федерации к Администрации города Мурманска о возложении обязанности произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Администрации г. Мурманска о возложении обязанности произвести определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения порядка распоряжения муниципальным имуществом.
По результатам проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска обратился в Комитет имущественных отношений г. Мурманска с заявлением № о выявлении участка сети холодного водоснабжения, проходящего транзитом в подвальном помещении дома <адрес>, обладающих признаками бесхозяйного недвижимого имущества.
Приказом Комитета имущественных отношений г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ № отделу юридического и кадрового обеспечения комитета имущественных отношений г. Мурманска поручено провести мероприятия по установлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи в отношении указанного объекта недвижимого имущества. По истечении одного года со дня постановки на учет объекта недвижимого имущества, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на данный объект недвижимого имущества.
ДД.ММ.ГГГГ спорный объект недвижимого имущества принят на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области как бесхозяйный объект недвижимости с кадастровым номером №.
Вместе с тем, до настоящего времени администрацией г. Мурманска меры по принятию указанного объекта в муниципальную собственность не приняты.
С учетом изложенного, уточнив исковые требования, просит суд обязать ответчика оформить право муниципальной собственности на недвижимое имущество: участок сети холодного водоснабжения, проходящий транзитом в подвальном помещении дома <адрес>, кадастровый №, протяженностью 81 м в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца помощник прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска Бугайчук И.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Мурманска в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагал, что администрация г. Мурманская является ненадлежащим ответчиком. Указал о том, что спорный участок находится в собственности Мурманской области, не является бесхозяйным и передан в хозяйственное ведение организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Представитель третьего лица Комитета имущественных отношений города Мурманска в судебном заседании поддержал возражения, изложенные в письменном отзыве. Полагал заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку публичные органы, уполномоченные управлять муниципальным имуществом вправе, но не обязаны обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. Кроме того, указал, что спорный бесхозяйный объект недвижимости является участком линейного объекта. Действующее правовое регулирование не предполагает необходимость установления правообладателя в отношении каждого элемента водопроводной сети. В данном случае, спорный конструктивный элемент, в виде участка водопроводной сети не выполняющий самостоятельной функции относительно водоснабжения в целом, следует судьбе целого, то есть сети, следовательно, сам по себе участок сети не может быть признан бесхозяйным имуществом. Также полагает, что спорный объект является областной собственностью. Прокурор, обращаясь с настоящим иском, преследует цель за счет муниципального образования г. Мурманск содержать и ремонтировать собственность Мурманской области.
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о рассмотрении дела, направил в суд отзыв на исковое заявление, согласно которого указал о том, что указанный объект недвижимости в реестре государственного имущества Мурманской области не учитывается. Просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица ГОУП «Мурманскводоканал» в судебном заседании полагала заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Указала, что спорный участок водопроводной сети в собственность Мурманской области в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.11.1993 №1191 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Мурманской области» не передавался, в хозяйственном ведении ГОУП «Мурманскводоканал» не находится.
Представитель третьего лица КРГХ Администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о рассмотрении дела, мнения по иску не представил.
В соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 3 (часть 2), 12, 32 (части 1 и 2), 130 и 131, местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения.
Из преамбулы Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что данный нормативно правовой акт устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пунктам 4 статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);
В силу части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
К одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Судом установлено, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения порядка распоряжения муниципальным имуществом, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска обратился в Комитет имущественных отношений г. Мурманска с заявлением № о выявлении участка сети холодного водоснабжения, проходящего транзитом в подвальном помещении дома <адрес>, обладающего признаками бесхозяйного недвижимого имущества.
ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимого имущества принят на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области как бесхозяйный объект недвижимости с кадастровым номером №
Между тем, в нарушение части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ право собственности муниципального образования на указанный объект комитетом имущественных отношений г. Мурманска до настоящего времени не оформлено.
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ основания возникновения и порядок осуществления права собственности регулируются гражданским законодательством. Защита гражданских прав осуществляется путем признания права (статья 12 Гражданского кодекса РФ).
Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. <данные изъяты>
В силу пунктов 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Мурманска и ГОУП «Мурманскводоканал» заключено соглашение о взаимодействии, предметом которого является определение порядка по вопросам выявления, передачи в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, оформления права собственности муниципального образования г. Мурманск на бесхозяйные объекты в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 2.1 Соглашения, стороны объединяют свои усилия и осуществляют взаимодействие по следующим основным направлениям: выявление бесхозяйных объектов; подготовка необходимых документов и постановка Бесхозяйных объектов на учет в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; передача бесхозяйных объектов в эксплуатацию организации ВКХ; эксплуатация бесхозяйных объектов организацией ВКХ; своевременное обращение в суд с требованием о признании права собственности муниципального образования город Мурманск на бесхозяйные объекты по истечении года со дня постановки таких бесхозяйные объектов на учет в ЕГРН; своевременная государственная регистрация права собственности муниципального образования город Мурманск на основании решения суда, вынесенного в отношении бесхозяйных объектов.
В соответствии с п. 3.1 Соглашения, при выявлении бесхозяйного объекта уполномоченное структурное подразделение администрации – Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска организует совместный осмотр бесхозяйных объектов с представителями организации ВКХ и управляющих компаний (при необходимости) в дни, установленные в организации ВКХ в качестве постоянных дней для осмотра и приема в эксплуатацию бесхозяйных объектов.
В ходе осмотра составляется акт обследования, в котором указывается фактическое состояние объекта, его индивидуализирующие характеристики (диаметр, материал) и конфигурация (условная схема прохождения участка сети).
По итогам осмотра комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска обращается в уполномоченное структурное подразделение администрации – комитет имущественных отношений г. Мурманска с заявлением о проведении мероприятий по установлению признаков бесхозяйной вещи в отношении бесхозяйного объекта, с приложением акта обследования.
Комитет имущественных отношений г. Мурманска на основании своего приказа проводит мероприятия по установлению признаков бесхозяйной вещи, результатом которых является признание вещи бесхозяйной, т.е. не имеющей собственника, организует изготовление технической документации на бесхозяйный объект и обеспечивает постановку на учет бесхозяйного объекта в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, либо прекращение мероприятий в связи с выявлением собственника объекта.
В случае признания комитетом имущественных отношений г. Мурманска объекта бесхозяйным, на этапе подготовки документов, необходимых для постановки бесхозяйного объекта на учет в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, комитет имущественных отношений г.Мурманска формирует перечень бесхозяйных объектов и направляет его в комитет жилищной политике администрации г. Мурманска с указанием контактных данных кадастрового инженера, который будет осуществлять изготовление технической документации.
Комитет имущественных отношений г. Мурманска не позднее 3 месяцев с момента истечения года со дня постановки на учет бесхозяйного объекта, обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такой объект в соответствии с действующим законодательством.
Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска обратился в Комитет имущественных отношений г. Мурманска с заявлением о выявлении участка сети холодного водоснабжения, проходящего транзитом в подвальном помещении дома <адрес>, обладающего признаками бесхозяйного недвижимого имущества.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом имущественных отношений г. Мурманска издан приказ № о проведении мероприятий по установлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи.
В соответствии с пунктом 1.1 Приказа отделу юридического и кадрового обеспечения Комитета имущественных отношений г.Мурманска поручено провести мероприятия по установлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи в отношении объекта недвижимого имущества: «Участок сети холодного водоснабжения, проходящий транзитом в подвальном помещении дома <адрес>, общей протяженностью ~ 65 м.п., диаметром ~100 мм.
Согласно пункту 1.2 Приказа отделу юридического и кадрового обеспечения Комитета имущественных отношений г. Мурманска поручено при наличии у объекта недвижимого имущества, указанного в п.1.1 настоящего приказа, признаков бесхозяйной вещи обеспечить постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области в качестве бесхозяйного.
Согласно пункту 1.3 Приказа отделу юридического и кадрового обеспечения Комитета имущественных отношений г. Мурманска поручено по истечении одного года со дня постановки на учет объекта недвижимого имущества, указанного в пункте 1.1 настоящего приказа, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на данный объект недвижимого имущества.
Согласно сведениям, представленным на основании направленных запросов, спорный участок сети водоснабжения в реестрах федерального имущества, государственного имущества <адрес> не учитывается, на балансе ГОУП «Мурманскводоканал» не состоит, в хозяйственное ведение предприятия не передавалось, им не обслуживается, право собственности на него в установленном порядке не регистрировалось.
ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимого имущества - участок сети холодного водоснабжения, проходящий транзитом в подвальном помещении дома <адрес> принят на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, как бесхозяйный объект недвижимости с кадастровым номером №
Таким образом, поскольку спорный объект является объектом коммунальной инфраструктуры, орган местного самоуправления обязан принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую его эксплуатацию.
Судом установлено, что спорный участок системы водоснабжения не является государственной, муниципальной собственностью, на балансе организаций и предприятий не состоит, его собственник не определен, он ни за кем не закреплен, никто не следит за его технических состоянием, то есть является бесхозяйным.
Доказательств того, что спорный участок водопроводной сети вошел в перечень имущества, переданного в собственность Мурманской области в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.11.1993 №1191 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Мурманской области», стороной ответчика не представлено.
Федеральным законом от 21.12.2021 №430-ФЗ введен в действие пункт 5 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, предусматривающий, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, праве обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию этих линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет, лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Таким образом, установлено право лиц, обязанных в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, обратиться в Росреестр с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов, тогда как органы местного самоуправления обязаны это делать в силу закона.
Изучив представленные доказательства, принимая во внимание, что комитетом имущественных отношений г. Мурманска совершены необходимые действия по выявлению и постановке спорного объекта на учет в качестве бесхозяйного, за исключением предусмотренного действующим законодательством и Соглашением о взаимодействии оформления права собственности муниципального образования на такой объект, суд признает требования прокурора о возложении на ответчика Администрацию г. Мурманска обязанности по оформлению в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества – участка сети холодного водоснабжения, проходящего транзитом в подвальном помещении дома <адрес>, поставленного ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта с присвоением кадастрового номера №, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что для исполнения решения суда значительных временных затрат не требуется, доказательств обратного не представлено, суд полагает возможным установить срок, в течение которого решение суда подлежит исполнению – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.