УИД 28RS0008-01-2018-001755-47
Дело № 33АП-337/2019 (33АП-5163/2018) судья первой инстанции:
Докладчик Дружинин О.В. Куприянова С.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
Председательствующего Дружинина О.В.,
судей коллегии Бережновой Н.Д., Воробьевой В.С.,
при секретаре Мозговой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Тимофеевой М. В. к администрации города Зеи Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма
по апелляционной жалобе администрации г. Зея Амурской области на решение Зейского районного суда Амурской области от 15 ноября 2018 года
Заслушав дело по докладу судьи Дружинина О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимофеева М.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Зея Амурской области. В обоснование указала, что относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации города Зеи № 1119 от 05 октября 2005 года она была поставлена на регистрационный учёт для внеочередного предоставления жилого помещения, однако жильём до настоящего времени не обеспечена.
На основании изложенного, просила суд обязать администрацию г. Зея Амурской области предоставить ей в черте г. Зея жилое помещение по договору специализированного найма, отвечающее санитарным и иным установленным требованиям, площадью не менее 28 кв. м.
В суде первой инстанции истец на заявленных требованиях настаивал.
Остальные участвующие в деле лица в суд первой инстанции не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель администрации г. Зея Амурской области возражал против заявленных требований, указав, что что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В настоящее время надлежащее финансирование отсутствует.
Решением Зейского районного суда Амурской области от 15 ноября 2018 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Зея Амурской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В настоящее время надлежащее финансирование отсутствует. Кроме того, в нарушение ст. 206 ГПК РФ судом в решении не указан срок исполнения судебного акта.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства уведомлялись надлежащим образом, однако в заседание судебной коллегии не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли. Руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Тимофеева М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Тимофеевой М.В. – Ф.И.О.9 - умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец Ф.И.О.11 решением Советского районного суда Алтайского края от 15 декабря 2005 года лишен родительских прав в отношении истца.
Постановлением администрации г. Зеи № 1119 от 05 октября 2005 года Тимофеева М.В. поставлена на регистрационный учёт для внеочередного предоставления жилого помещения.
Тимофеева М.В. достигла возраста 18 лет, окончила обучение в ГОАУ НПО АО «Профессиональный технический лицей № 1» г. Благовещенска, однако до настоящего времени органом местного самоуправления Зейского района жильем не обеспечена.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из наличия правовых и фактических оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению Тимофеевой М.В. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, предоставляемым по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 7 приведенной статьи по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются данным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из пункта 8 той же статьи дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Исходя из изложенного, выводы суда соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем финансировании из вышестоящего бюджета, в связи с чем предоставить жилое помещение Тимофеевой М.В. в настоящее время не представляется возможным, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции. Указанные обстоятельства не освобождают администрацию Зейского района от возложенной на нее законом обязанности по обеспечению жильем Тимофеевой М.В..
Исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от иных условий.
Положения приведенных норм не содержат указания на срок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, что предполагает осуществление права на их получение незамедлительно после его возникновения.
С учетом изложенного, несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы о несоблюдении судом правил ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, поскольку в данном случае решение подлежит немедленному исполнению.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции верно определил юридически значимые обстоятельства и предмет доказывания. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым в мотивировочной части решения дана надлежащая правовая оценка. Суд проанализировал доказательства, исследованные в судебном заседании, и оценил их в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Выводы суда основаны на анализе доказательств, мотивированы, соответствует требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, которые не влияют на существо принятого решения и не могут служить основанием для его отмены.
Таким образом, судебная коллегия считает, что решение постановлено в соответствии с нормами процессуального и материального права и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зейского районного суда Амурской области от 15 ноября 2018 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Зея Амурской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия.
Председательствующий
Судьи
УИД 28RS0008-01-2018-001755-47
Дело № 33АП-337/2019 (33АП-5163/2018) судья первой инстанции:
Докладчик Дружинин О.В. Куприянова С.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
Председательствующего Дружинина О.В.,
судей коллегии Бережновой Н.Д., Воробьевой В.С.,
при секретаре Мозговой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Тимофеевой М. В. к администрации города Зеи Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма
по апелляционной жалобе администрации г. Зея Амурской области на решение Зейского районного суда Амурской области от 15 ноября 2018 года
Заслушав дело по докладу судьи Дружинина О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимофеева М.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Зея Амурской области. В обоснование указала, что относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации города Зеи № 1119 от 05 октября 2005 года она была поставлена на регистрационный учёт для внеочередного предоставления жилого помещения, однако жильём до настоящего времени не обеспечена.
На основании изложенного, просила суд обязать администрацию г. Зея Амурской области предоставить ей в черте г. Зея жилое помещение по договору специализированного найма, отвечающее санитарным и иным установленным требованиям, площадью не менее 28 кв. м.
В суде первой инстанции истец на заявленных требованиях настаивал.
Остальные участвующие в деле лица в суд первой инстанции не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель администрации г. Зея Амурской области возражал против заявленных требований, указав, что что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В настоящее время надлежащее финансирование отсутствует.
Решением Зейского районного суда Амурской области от 15 ноября 2018 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Зея Амурской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В настоящее время надлежащее финансирование отсутствует. Кроме того, в нарушение ст. 206 ГПК РФ судом в решении не указан срок исполнения судебного акта.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства уведомлялись надлежащим образом, однако в заседание судебной коллегии не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли. Руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Тимофеева М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Тимофеевой М.В. – Ф.И.О.9 - умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец Ф.И.О.11 решением Советского районного суда Алтайского края от 15 декабря 2005 года лишен родительских прав в отношении истца.
Постановлением администрации г. Зеи № 1119 от 05 октября 2005 года Тимофеева М.В. поставлена на регистрационный учёт для внеочередного предоставления жилого помещения.
Тимофеева М.В. достигла возраста 18 лет, окончила обучение в ГОАУ НПО АО «Профессиональный технический лицей № 1» г. Благовещенска, однако до настоящего времени органом местного самоуправления Зейского района жильем не обеспечена.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из наличия правовых и фактических оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению Тимофеевой М.В. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, предоставляемым по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 7 приведенной статьи по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются данным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из пункта 8 той же статьи дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Исходя из изложенного, выводы суда соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем финансировании из вышестоящего бюджета, в связи с чем предоставить жилое помещение Тимофеевой М.В. в настоящее время не представляется возможным, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции. Указанные обстоятельства не освобождают администрацию Зейского района от возложенной на нее законом обязанности по обеспечению жильем Тимофеевой М.В..
Исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от иных условий.
Положения приведенных норм не содержат указания на срок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, что предполагает осуществление права на их получение незамедлительно после его возникновения.
С учетом изложенного, несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы о несоблюдении судом правил ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, поскольку в данном случае решение подлежит немедленному исполнению.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции верно определил юридически значимые обстоятельства и предмет доказывания. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым в мотивировочной части решения дана надлежащая правовая оценка. Суд проанализировал доказательства, исследованные в судебном заседании, и оценил их в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Выводы суда основаны на анализе доказательств, мотивированы, соответствует требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, которые не влияют на существо принятого решения и не могут служить основанием для его отмены.
Таким образом, судебная коллегия считает, что решение постановлено в соответствии с нормами процессуального и материального права и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зейского районного суда Амурской области от 15 ноября 2018 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Зея Амурской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия.
Председательствующий
Судьи