Судья: Баташева М.В. Дело № 33-8774/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2019 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Шамрай М.С.,
судей Корниенко Г.Ф., Котельниковой Л.П.
при секретаре Жуковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корчагиной Ю.В. к ГУ МВД России по Ростовской области, Отделу пенсионного обслуживания ЦФО по Ростовской области ГУ МВД России по Ростовской области о назначении пенсии за выслугу лет, выплате пенсии за выслугу лет с последующим повышением в соответствии с действующим законодательством, по апелляционной жалобе Корчагиной Ю.В. на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19 марта 2019г. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия
установила:
Корчагина Ю.В. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Ростовской области, Отделу пенсионного обслуживания ЦФО по Ростовской области ГУ МВД России по Ростовской области о назначении пенсии за выслугу лет по п. «б» ч.1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», выплате пенсии за выслугу лет с последующим повышением в соответствии с действующим законодательством, указав в обоснование требований, что она проходила службу в ГСУ ГУ МВД России по Ростовской области с 18.04.2001 г. по 10.12.2014 г., специальное звание – майор юстиции. На день ее увольнения выслуга лет составила 13 лет 7 мес. 22 дня, с учетом обучения по очной форме в Ростовском государственном университете - 16 лет.
Заключением ВВК НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Корчагина Ю.В. была признана не годной к службе в органах внутренних дел и к прохождению службы по контракту в связи с болезнью.
Приказом ГСУ ГУ МВД России по РО от 08.12.2014 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН л/с она была уволена со службы в звании майора юстиции по состоянию здоровья, - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел, по п.1 ч.3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно акту освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г., ей была установлена ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы на срок до 01.02.2106 г.
Решением ФГУ МСЭ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА была повторно установлена ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы, бессрочно.
С момента установления группы инвалидности отделом пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД РФ по Ростовской области Корчагиной Ю.В. была назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности в соответствии с п. «б» ч.1 ст.13 ст. 19 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно акту медико-социальной экспертизы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28.08.2018 г. в Экспертном составе МСЭ № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», инвалидность вновь не была установлена, в подтверждении чего ей была выдана справка о результатах МСЭ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28.08.2018 г. Выплата пенсии по инвалидности была прекращена.
Корчагина Ю.В. полагала, что с момента снятия с нее группы инвалидности она приобрела право на назначение ей пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» ч.1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
01.09.2018г. Корчагина Ю.В. обратилась в отдел пенсионного обслуживания ЦФО по Ростовской области ГУ МВД РФ с заявлением заявление о назначении пенсии по выслуге лет по п. «б» п.1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно ответу ответчика от 25.09.2018 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ей было отказано в назначении пенсии по выслуге лет по п. «б» ч.1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468, в связи с тем, что она была уволена со службы в органах внутренних дел 08.12.2014 г., в возрасте 41 года.
Полагая данный отказ неправомерным и нарушающим гарантируемое ст.39 Конституции РФ право на социальное обеспечение, указывая на то, что
на момент подачи заявления о назначении пенсии по выслуге лет 01.09.2018г. по п. «б» ч.1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 она достигла возраста 45 лет, истец просила суд обязать Главное управление Министерства внутренних дел РФ (Отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области) назначить пенсию по выслуге лет по п. «б» ч.1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и выплачивать ее, начиная с 01.09.2018 г., с последующим ее повышением в соответствии с действующим законодательством РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 марта 2019г. исковые требования Корчагиной Ю.В. к ГУ МВД России по Ростовской области, Отделу пенсионного обслуживания ЦФО по Ростовской области ГУ МВД России по Ростовской области оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Корчагина Ю.В. ставит вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что на момент подачи заявления о назначении пенсии по выслуге лет, ею были соблюдены все условия для назначения пенсии, предусмотренные п. «б» ч.1 ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». По мнению апеллянта, придание нормативного толкования факту увольнения именно в момент достижения возраста 45 лет, как одного из определяющих оснований для назначения пенсии по указанному основанию, противоречит нормам Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 и Конституции РФ, гарантирующей право на социальное обеспечение.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца Корчагиной Ю.В., представителя ответчиков ГУ МВД России по Ростовской области, Отдела пенсионного обслуживания ЦФО по Ростовской области ГУ МВД России по Ростовской области, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела уведомления (л.д.137-139).
Рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено, что Корчагина Ю.В. проходила службу в ГСУ ГУ МВД России по Ростовской области с 18.04.2001 г. по 10.12.2014г., последняя занимаемая должность - старший следователь СО Отдела МВД России по г.Гуково Ростовской области.
Заключением ВВК НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Корчагина Ю.В. признана не годной к службе в органах внутренних дел и к прохождению службы по контракту в связи с болезнью.
Приказом начальника ГУ МВД Росси по Ростовской области от 08.12.2014г. Корчагина Ю.В. уволена 10.12.2014г. со службы в органах внутренних дел по п.1 ч.3 ст.83 Федерального закона от 30.11.2011г. №342Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.
Выслуга лет на день ее увольнения в календарном исчислении составила 13 лет 7 месяцев 22 дня, с учетом обучения по очной форме в Ростовском государственном университете, подлежащего включению в стаж службы, из расчета 1 год учебы за 6 месяцев службы по ч.1 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» - 16 лет.
Согласно акту освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., Корчагиной Ю.В. установлена ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы, на срок до 01.02.2106 г.
Решением ГБУ МСЭ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истцу повторно установлена ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы, бессрочно.
С момента установления группы инвалидности отделом пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД РФ по Ростовской области истцу была назначена и выплачивалась с 11.12.2014г. пенсия по инвалидности в соответствии с п. «б» ч.1 ст. 13 ст. 19 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
При очередном переосвидетельствовании в Экспертном составе МСЭ № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» согласно акту медико-социальной экспертизы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28.08.2018г. Корчагиной Ю.В. инвалидность установлена не была, в подтверждении чего ей была выдана справка о результатах МСЭ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28.08.2018г.
Выплата пенсии по инвалидности прекращена с 01.09.2018г.
01.09.2018г. Корчагина Ю.В. обратилась в отдел пенсионного обслуживания ЦФО по Ростовской области ГУ МВД РФ с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет по п. «б» ч.1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно ответу ЦФО ОПО ГУМВД России по Ростовской области от 25.09.2018 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, Корчагиной Ю.В. было отказано в назначении пенсии по выслуге лет по п. «б» ч.1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468, в связи с тем, что истец была уволена со службы в органах внутренних дел 08.12.2014 г. в возрасте 41 года, а также отсутствует необходимый стаж.
Полагая данный отказ незаконным, Корчагина Ю.В. обратилась в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», исходил из того, что на момент увольнения истца специальный стаж (20 лет) отсутствовал (п. «а» ч.1 ст. 13), истец не достигла 45-ти летнего возраста, а общий трудовой стаж истца в календарном исчислении, как то предусмотрено вышеназванной нормой Закона (п. «б» ч.1 ст. 13), составлял менее 25 лет, и пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для назначения истцу пенсии за выслугу лет.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они подтверждаются материалами дела и не противоречат требованиям закона.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регламентировано Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон РФ от 12.02.1993г. №4468-1).
В силу статьи 1 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным законом, распространяются в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и семьи этих лиц.
На основании ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют:
лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более;
лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служб
Аналогичные условия назначения пенсии за выслугу лет были предусмотрены указанной нормой и в редакции, действовавшей на момент увольнения Корчагиной Ю.В. со службы в органах внутренних дел (10.12.2014г.).
Таким образом, в изъятие из общего правила (выслуга на военной службе 20 лет и более), пенсия за выслугу лет может быть назначена и лицам, имеющим на день увольнения менее 20 лет выслуги, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При этом законодателем установлены дополнительные условия ее назначения:
достижение на день увольнения предельного возраста пребывания на службе, а при увольнении со службы в связи с состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями - достижение 45-летнего возраста (пункт «б» части первой статьи 13).
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части первой настоящей статьи общий трудовой стаж исчисляется календарно, о чем прямо указано в норме.
Как следует из материалов дела, на момент увольнения 10.12.2014г. Корчагиной Ю.В. (ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения), со службы в органах внутренних дел в связи с состоянием здоровья, истец достигла возраста 41 год, выслуга лет составляла 13 лет 07 месяцев 22 дня, с учетом учебы -16 лет, при этом общий трудовой стаж - менее 25 лет (согласно сведениям трудовой книжки истца трудовой стаж в календарном исчислении с 01.09.1990г. по 10.12.2014г. - 24 года 03 месяца 10 дней).
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для назначения Корчагиной Ю.В. пенсии за выслугу лет по п. «б» ч.1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1, в связи с несоблюдением условий, предусмотренных законом для назначения пенсии по указанному основанию.
Как верно указал суд первой инстанции, доводы истца о том, что все необходимые условия имелись на момент обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет 01.09.2018г., не имеют правового значения, поскольку законодатель связывает право на назначение данного вида пенсии при соблюдении указанных в ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 условий именно на момент увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел, тогда как на момент такого увольнения всех необходимых элементов в их совокупности у Корчагиной Ю.В. не имелось
Ссылка в жалобе истца на то, что указанные законоположения противоречат Конституции Российской Федерации, не может быть принята во внимание, поскольку установление законодателем в указанной норме (п. «б» ч.1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1) дополнительных требований для назначения пенсии за выслугу лет на более льготных условиях не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку является элементом правового механизма, направленного на реализацию указанной в норме категорией граждан права на пенсионное обеспечение при отсутствии полной выслуги лет.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19 марта 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Корчагиной Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 31.05.2019г.