Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.01.2019г. п.Володарский
Володарский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Полузиной Е.С., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Володарского района Астраханской области к администрации МО «Володарский район», администрации МО «Актюбинский сельсовет» о признании незаконным бездействия и обязании осуществить постановку на кадастровый учёт земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Володарского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Володарский район», администрации МО «Актюбинский сельсовет» указав, что при проведении проверки требований законодательства об оказании ритуальных услуг, погребении и похоронного дела, установлено, что на территории МО «Актюбинский сельсовет» Володарского района Астраханской области расположено пять кладбищ, а именно: <адрес>. На государственный кадастровый учет земельные участки занятые под указанные кладбища не поставлены. По факту выявленных нарушений 29.06.2017г. Прокурором Володарского района в адрес администрации МО «Володарский район» внесено представление. Вместе с тем, выявленные нарушения фактически остались не устраненными. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, а также влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В целях пресечения совершения противоправного бездействия, прокурор, с учетом уточнений исковых требований, просит признать бездействие администрации МО «Володарский район» Астраханской области по непринятию мер к постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых под кладбища, расположенных на территории МО «Актюбинский сельсовет» Володарского района Астраханской области– незаконным. Обязать администрацию МО «Володарский район» Астраханской области в срок до 11 июля 2019 года принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ и осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых под кладбища, расположенных на территории МО «Актюбинский сельсовет» Володарского района Астраханской области, а именно: земельный участок <адрес>
Определением суда от 11.01.2019г. производство по делу в части исковых требований прокурора Володарского района Астраханской области, направленных к администрации МО «Актюбинский сельсовет» об обязании обратиться в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлениями о постановке на учет в качестве бесхозяйных кладбищ, расположенных на территории МО «Актюбинский сельсовет» Володарского района Астраханской области в срок до 18.03.2019г. - прекращено в связи с отказом от указанных требований.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 исковые требования с учетом уточнений поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Володарский район» ФИО4 возражал против удовлетворения требований прокурора в части признания бездействия администрации Муниципального образования «Володарский район» незаконным. С требованием о возложении обязанности организовать и провести землеустроительные и кадастровые работы и осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых под кладбища -согласился, просил установить срок для выполнения данных работ до 01.09.2019г.
Суд, выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
В силу ст. 15-18 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Согласно пунктам п. 2.8, 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" на территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов. Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Федеральным законом от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ст. 10 Устава МО «Володарский район» к вопросам местного значения Володарского района относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а также организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты –плана территории.
Как следует из материалов дела, на территории МО «Актюбинский сельсовет» Володарского района Астраханской области расположены пять кладбищ: площадью <адрес>
Судом установлено и никем не оспаривается, что земельные участки используемые для размещения указанных мест погребения, на кадастровый учет не поставлены. Межевания земельных участков не проводилось.
Не постановка на государственный кадастровый учет земельных участков фактически занятых кладбищем, может привести к обезличиванию территории кладбища, повлечь нарушение прав на достойное отношение после погребения, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Администрацией МО «Володарский район» не принимаются меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, не осуществляется постановка на кадастровый учет земельных участков, занятых под кладбища, расположенных на территории МО «Актюбинский сельсовет» Володарского района Астраханской области.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что требования прокурора Володарского района Астраханской области подлежат удовлетворению.
Суд соглашается с доводами истца о применении ст. 187 КАС РФ и установлении срока для исполнения решения суда – до 11.07.2019г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░: ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> - ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░– ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 11 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
<░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 18.01.2019░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.