Решение по делу № 2-589/2021 от 02.07.2021

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

В«10В» сентября 2021 РіРѕРґР°                      село Большая Глушица

Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Лигостаева Д.А.,

при секретаре судебного заседания Добрышкиной И.П.,

с участием прокурора Писарева Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-589/2021

по иску прокурора Большеглушицкого района Самарской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ответчикам:

Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Самарской области

Основная общеобразовательная школа с. Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области,

и Администрации сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области,

третье лицо: Южное управление Министерства образования и науки Самарской области,

об обязании обеспечить специальной разметкой и знаками, обозначающими места стоянки транспортных средств маломобильных граждан парковочные места, расположенные непосредственно перед въездом на территорию образовательного учреждения,

установил:

Прокурор Большеглушицкого района Самарской области обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ответчикам - образовательному учреждению и администрации сельского поселения, указанным выше, в котором просил суд обязать указанные образовательное учреждение и орган местного самоуправления обеспечить специальной разметкой и знаками, обозначающими места стоянки транспортных средств маломобильных граждан парковочные места, расположенные непосредственно перед въездом на территорию образовательного учреждения.

Из иска прокурора следует, что прокуратурой в суд направлен иск ответчику - образовательному учреждению с требованием обеспечить специальной разметкой и знаками, обозначающими места стоянки транспортных средств маломобильных граждан парковочные места, расположенные непосредственно перед въездом на территорию образовательного учреждения (ответчика), чего как установлено в ходе прокурорской проверки сделано не было.

Иск прокурора был обоснован положениями действующего законодательства в частности было указано:

В ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.96 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 15 вышеназванного Федерального закона, предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В силу статьи 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места». Обозначенные в Конвенции ООН выводы о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, соответствуют принципам полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.

Под объектами социальной инфраструктуры поселения, городского округа понимаются объекты местного значения поселения, городского округа в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры (согласно Требованиям к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 N 1050).

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела было установлено, что участок местности, расположенный непосредственно перед въездом на территорию образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, не принадлежит образовательному учреждению на каком-либо праве, и является территорией общего пользования сельского поселения.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выявленные прокурором нарушения препятствуют в полной мере лицам, с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения пользоваться предоставляемыми услугами, что нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.

Прокурор, уточнив исковые требования, просил суд обязать указанное образовательное учреждение организовать размещение специальной разметки и знаков, обозначающих места стоянки транспортных средств маломобильных граждан на парковочных местах, расположенных непосредственно перед въездом на территорию образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию указанного сельского поселения разместить специальную разметку и знаки, обозначающие места стоянки транспортных средств маломобильных граждан на парковочных местах, расположенных непосредственно перед въездом на территорию данного образовательного учреждения.

Прокурором заявленные и уточненные требования были поддержаны, просил удовлетворить их.

Ответчики уточненные исковые требования признали в полном объеме, ответчикам последствия признания иска понятны.

Третьим лицом каких-либо возражений относительно уточенных требований прокурора не представлено.

Изучив материалы дела, выслушав доводы и объяснения стороны, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований прокурора по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Прокурор может обращаться в суд с заявлением в соответствии со ст. 45 ГПК РФ целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям и в пределах таковых.

В ст. 39 ГПК РФ установлено, что ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц, а в ст. 198 ГПК РФ установлено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения уточненных прокурором требований, равно как и считает, что имеются основания для принятия признания ответчиками уточненного иска, поскольку признания иска не противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц, так как:

Судом было установлено, что по месту нахождения указанного в иске образовательного учреждения не обеспечено наличие специальной разметки и знаков, обозначающих места стоянки транспортных средств маломобильных граждан парковочные места, что не оспаривается ответчиками.

Установлено также и то, что земельный участок, расположенный перед въездом на территорию образовательного учреждения, таковому не принадлежит на каком-либо праве, а является территорией общего пользования сельского поселения, находящейся в ведении органа местного самоуправления, каковым является ответчик по делу – администрация сельского поселения, что следует из материалов дела, не оспорено сторонами дела.

Нормами приведенного выше законодательства, положенного в основу обоснования требований прокурора, приведенными в иске, закреплено, что Российская Федерация провозглашена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, коими являются образовательные учреждения, задачами которых являются образовательная деятельность, воспитание, реализация которых осуществляется с учетом принципов обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации»).

К числу вопросов местного значения поселения в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон №257-ФЗ), осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся и дорожные знаки.

Дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. ("ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст)).

Согласно Закону Самарской области от 25.02.2005 N 36-ГД (ред. от 11.10.2010) «Об образовании сельских поселений в пределах муниципального района Большеглушицкий Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ» образовано 8 сельских поселений в пределах указанного муниципального района, в частности:

сельское поселение Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области, включающее село Александровка, поселок Малая Вязовка, поселок Среднедольск, с административным центром в селе Александровка;

сельское поселение Большая Дергуновка муниципального района Большеглушицкий Самарской области, включающее село Березовка, село Большая Дергуновка, поселок Пробуждение, с административным центром в селе Большая Дергуновка;

сельское поселение Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, включающее поселок Большой Иргиз, поселок Гай, село Константиновка, село Малая Глушица, с административным центром в селе Малая Глушица;

сельское поселение Мокша муниципального района Большеглушицкий Самарской области, включающее поселок Коммунар, поселок Ледяйка, село Мокша, поселок Степной, с административным центром в селе Мокша;

сельское поселение Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области, включающее село Новопавловка, село Тамбовка, с административным центром в селе Новопавловка;

сельское поселение Фрунзенское муниципального района Большеглушицкий Самарской области, включающее поселок Верхнедольск, село Каралык, поселок Малый Каралык, село Морша, поселок Озерск, поселок Фрунзенский, с административным центром в поселке Фрунзенский;

сельское поселение Южное муниципального района Большеглушицкий Самарской области, включающее поселок Бугринка, поселок Каменнодольск, поселок Кочевной, поселок Малороссийский, село Муратшино, поселок Рязанский, село Таш-Кустьяново, поселок Южный, с административным центром в поселке Южный.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований прокурора, так как судом установлено, что образовательному учреждению и органу местного самоуправления необходимо провести работу по определению места стоянки транспортных средств маломобильных граждан на парковочных местах, расположенных перед въездом на территорию образовательного учреждения, и непосредственному размещению специальной разметки и знаков, обозначающие такие места стоянки.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судом не были понесены расходы в связи с его рассмотрением, кроме того, в силу положений налогового законодательства прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного выше, руководствуясь положениями ст.ст.39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить уточненный иск прокурора.

Обязать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области Основная общеобразовательная школа с. Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области организовать размещение специальной разметки и знаков, обозначающих места стоянки транспортных средств маломобильных граждан на парковочных местах, расположенных непосредственно перед въездом на территорию образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, и обязать администрацию сельского поселения Малая Глушица непосредственно разместить специальную разметку и знаки, обозначающие места стоянки транспортных средств маломобильных граждан на парковочных местах, расположенных перед въездом на территорию указанного выше образовательного учреждения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента подготовки решения в окончательной форме через Большеглушицкий районный суд Самарской области.

Решение подготовлено в окончательной форме 10 сентября 2021 года

Председательствующий <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-589/2021

Категория:
Гражданские
Другие
Южное управление Министерства образования и науки Самарской области
Прокурор Большеглушицкого района Самарской области
ГБОУ СОШ с. Малая Глушица
Администрация сельского поселения Малая Глушица
Суд
Большеглушицкий районный суд Самарской области
Судья
Лигостаев Д. А.
Дело на сайте суда
bolsheglushitsky.sam.sudrf.ru
10.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее