47RS0№-24
Дело № декабря 2021 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:председательствующего судьи Гусевой Е.В.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета государственного экологического надзора <адрес> к ФИО1 об обязании произвести мероприятия по ликвидации места размещения отходов,
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного экологического надзора <адрес> (далее – Комитет) обратился с исковым заявлением к ФИО1 об обязании ответчика провести мероприятия по ликвидации несанкционированного места размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>, Заневское городское поселение, гп. Янино-1, Производственная зона Янино, <адрес>, з/у №а, путем вывоза находящихся на указанном земельном участке отходов производства и потребления на лицензированный полигон в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда.
Требования истца мотивированы тем, что по результатам осмотра земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:92543, расположенного по адресу: <адрес>, г.<адрес>-1, Производственная зона Янино, <адрес>, з/у №а, проведенного ДД.ММ.ГГГГ Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Комитетом государственного экологического надзора <адрес> с привлечением испытательной лаборатории ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль», установлено, что собственником данного земельного участка является ФИО1, земельный участок относится к категории земель поселений (населенных пунктов) с разрешенным использованием для иных видов использования, характерных для населенных пунктов (по документу: производственные и коммунально-складские объекты любого класса опасности). Земельный участок со всех сторон огорожен забором, въезд на территорию осуществляется с юго- восточной части участка, ограничен металлическими воротами закрывающими на замок. Присутствует сторож, осуществляющий контроль ввозимых грузов. В ходе осмотра специалистами испытательной лаборатории ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» проводился отбор проб отходов, согласно экспертному заключению ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» от ДД.ММ.ГГГГ №-Э-21, в соответствии с пунктами 12-14 раздела III «Критериев отнесения опасных отходов I-V классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, исследованные пробы отходов относятся к III и IV классам опасности для окружающей природной среды. Согласно Реестру лицензий на работу с отходами I и IV классов на данный участок не выдавалось. Техника, обнаруженная на участке, а также характер складирования отходов по территории. Их сортировка, создание инфраструктуры для сортировки отходов (эстакада и металлические контейнеры) свидетельствуют о том, что на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0000000:92543 осуществляется хозяйственная деятельность, непосредственно связанная с обращением с отходами производства и потребления III и IV классов опасности, заключающаяся в сборе, накоплении, обезвреживании и обработке твердых коммунальных отходов и смеси со строительными отходами. Обращение с отходами осуществляется с нарушением обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды.
В судебное заседание представитель истца – ФИО2 явилась, поддержала исковые требования и доводы, изложенные в нем, не возражала относительно рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещался надлежащим образом, возражений по иску не представил.
В соответствии с положениями ст. 233 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося ответчика ФИО1 в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения представителя Комитета, проверив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 8Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статье 11Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно части 10 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Нормами статьей 4,22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения» установлено, что отходыпроизводства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу абз. 1 п.2 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.
На основании п. 14 ч.1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов;
В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической, безопасности;, обязательной оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также обязательности участия юридических и физических лиц в деятельности по охране окружающей среды.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
При этом положения ст.13 Земельного кодексаРоссийской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Установлено и подтверждается материалами дела, что на территории <адрес> по адресу: <адрес>, Всеволожский р-он, г.<адрес>-1, Производственная зона Янино, <адрес>, земельный участок №а, площадью 14795 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель – земли поселений (населенных пунктов) с разрешенным использованием для иных видов использования, характерных для населенных пунктов (по документу: производственные и коммунально-складские объекты любого класса опасности).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ участок принадлежит на праве собственности ответчику ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры совместно с Комитетом государственного экологического надзора <адрес> с привлечением испытательной лаборатории ЛОГКУ «Леноблконтроль» проведен осмотр земельного участка.
По результатам осмотра установлено, что земельный участок со всех сторон огорожен забором, въезд на территорию осуществляется с юго-восточной части участка, ограничен металлическими воротами, закрывающимися на замок. Присутствует сторон, осуществляющий контроль ввозимых грузов. С левой стороны от входа размещены 3 бытовых вагончика для хозяйственно –бытовых нужд. С правой стороны от въезда находится бетонное сооружение (недостроенное, отсутствуют окна, двери, стены), состоящее из двух корпусов. В первом здании проводятся работы по сборке деревянных паллетов, установлен станок с циркулярной пилой, осуществляется хранение готовых паллетов и пиломатериалов. Здесь же обнаружена металлическая емкость, приблизительным объемом 300 литров, наполненная пеплом и сажей. Предположительно образовавшихся при сжигании остатков пиломатериалов. Рядом находится конической отвал (куча) боя кирпичной кладки, приблизительным объемом 100 куб. м.
Второй корпус здания, вытянутый вдоль восточной части осмотренного земельного участка, используется как гараж для стоянки и ремонта транспортных средств и самоходных машин. На момент осмотра в корпусе находились следующие транспортные средства и самоходные машины:
- колесный экскаватор-погрузчик Case с с гос. рег. знаком 3232 РА 78;
- гусеничный экскаватор HITACHI EX 215 без гос. рег. знака;
- гусеничный экскаватор EX 215, с надписью на корпусе «Honkavaaran maastorakennus OY»;
- старый металлический пресс, без идентификационных признаков производителя;
- грузовой автомобиль (мусоровоз) SR-6x4 с гос. рег. знаком Х 844 СС 47;
- грузовой автомобиль SHACHAN с гос рег. знаком Н 399 УЕ 178.
На корпусах, колесах и гусеницах, осмотренной техники присутствуют фрагменты различных отходов – куски пленки, пластмассы, бумаги и др.
В юго-западной части осмотренного участка, напротив въезда, размещен конический отвал (куча) твердых коммунальных отходов с смеси с отходами (мусором) от строительных и ремонтных работ, приблизительным объемом 150 куб.м. Далее вдоль забора западной части участка размещено 5 металлических контейнеров, объемом 27 куб.м., наполненных древесными отходами от сноса и разборки зданий. По ходу движений, справа, размещен плоский отвал (куча) твердых коммунальных отходов в смеси с отходами (мусором) от строительных и ремонтных работ, приблизительным объемом 3000 куб. м. С правой стороны к отвалу (куче) примыкает эстакада (между отвалом и бетонным зданием «гаражом» для заезда грузового автотранспорта. Заезд на эстакаду осуществляется с северной части участка. С торца эстакады расположены 2 металлических контейнера, объемом 36 куб.м., на дне контейнеров находится около 10 куб. м. коммунальных отходов, присутствует характерный запах разложения.
За эстакадой, в северо-западной части земельного участка на момент осмотра также находилась следующая техника:
- погрузчик VOLVO L35B PRO с гос. рег. знаком 5225 ХН 47;
- колесный экскаватор-погрузчик NEW HOLLAND гос. рег. знаком 5225 ХН 47;
- грузовой автомобиль VOLVO FM 12 с гос. рег. знаком Е 997 АО 178 с металлическим контейнером «пухто» объемом 27 куб. м.
На момент осмотра к воротам осматриваемого земельного участка прибыл грузовой автомобиль Камаз с мусорным металлическим контейнером «пухто» 27 куб. м. с гос. рег. знаком В 98 ХН 98, заполненный твердыми коммунальными отходами.
В ходе осмотра специалистами испытательной лаборатории ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» проводился отбор проб отходов (пломбы № и №). Согласно экспертному заключению ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» от ДД.ММ.ГГГГ №-Э-21, в соответствии с пунктами 12-14 раздела III «Критериев отнесения опасных отходов I-V классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, исследованные пробы отходов относятся к III и IV классам опасности для окружающей природной среды.
Согласно Реестру лицензий на работу с отходами I-V классов на данный участок не выдавалось.
Техника, обнаруженная на участке, а также характер складирования отходов по территории. Их сортировка, создание инфраструктуры для сортировки отходов (эстакада и металлические контейнеры) свидетельствуют о том, что на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0000000:92543 осуществляется хозяйственная деятельность, непосредственно связанная с обращением с отходами производства и потребления III и IV классов опасности, заключающаяся в сборе, накоплении, обезвреживании и обработке твердых коммунальных отходов и смеси со строительными отходами. Обращение с отходами осуществляется с нарушением обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Комитета государственного экологического надзора <адрес> по результатам участия в проверке Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-1311942, заключением от ДД.ММ.ГГГГ №-Э-21 и протоколами исследования проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ №.О.2021 и №.О.2021 поступившими с сопроводительным письмом ЛОГКУ «Ленолэкоконтроль» от ДД.ММ.ГГГГ № исх. 126.
Земельный участок по указанному адресу, объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не является.
Доказательств, подтверждающих ликвидацию указанной не санкционированной свалки, в материалы дела не представлено.
Предъявление Комитетом данного искового заявления, является одной из мер по пресечению и устранению последствий нарушения законодательства об охране окружающей среды, выявленных в рамках осуществления надзорной деятельности, направлено на обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду и соответствует требованиям статьи 6 Федерального завода от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
При таких обстоятельствах, требования истца суд находит законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Реализуя требование ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, исходя из объема работ, которые возлагаются на ответчиков, суд находит указанный истцом срок в три месяца достаточным для проведения мероприятий по очистке территории земельного участка от отходов производства и потребления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
обязать ФИО1 провести мероприятия по ликвидации несанкционированного места размещения отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке с кадастровым №, по адресу: <адрес>, Заневское городское поселение, городской <адрес>-1, Производственная зона Янино, <адрес>, з/у №а, путем вывоза находящихся на указанном земельном участке отходов производства и потребления на лицензированный полигон в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу за счет собственных средств.
Ответчик вправе подать во Всеволожский городской суд <адрес> заявление об отмене решения суда в течении семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.В. Гусева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ