Решение от 15.10.2021 по делу № 33-2576/2021 от 04.08.2021

Дело № 2-1572/2020                                        Председательствующий – судья Моисеева И.В.

32RS0001-01-2020-000897-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2576/2021

    гор. Брянск                                                                                  15 октября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего                              Мариной Ж.В.,

судей                                                         Горбачевской Ю.В., Катасоновой С.В.,

при секретаре                                               Кондрашовой О.А.,

с участием прокурора                                         Дзех К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Коротковой С.В. и апелляционной жалобе представителя ответчика УФССП России по Брянской области – Шкрабо Н.А. на решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 11 декабря 2020 г. по исковому заявлению Коротковой С.В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области о признании незаконным заключения специалиста-психолога, признании незаконным отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения, признании незаконным приказа о расторжении служебного контракта, освобождении от должности и увольнении с государственной службы, восстановлении на работе в ранее замещаемой должности, восстановлении права на поступление на службу в органы принудительного исполнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

             Заслушав доклад судьи Горбачевской Ю.В., выслушав объяснения истца Коротковой С.В. и ее представителей Беляева В.В. и Артюхова А.А., представителей ответчика УФССП России по Брянской области – Закалюжного А.А., судебная коллегия

                                            УСТАНОВИЛА:

Короткова С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области (далее – УФССП России по Брянской области).

Просила признать незаконным заключение специалиста-психолога, признать незаконным отказ в приеме на службу в органы принудительного исполнения, признать незаконным приказ о расторжении служебного контракта, освобождении от должности и увольнении с государственной службы, восстановить на работе в ранее замещаемой должности, восстановить право на поступление на службу в органы принудительного исполнения, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.

Решением Бежицкого районного суда г. Брянска от 11 декабря 2020 г. исковые требования Коротковой С.В. удовлетворены частично.

Суд признал незаконным приказ УФССП России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №-К о расторжении служебного контракта с Коротковой С.В., освобождении ее от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

Признал незаконным расторжение УФССП России по Брянской области ДД.ММ.ГГГГ служебного контракта ДД.ММ.ГГГГ, освобождение от замещаемой должности начальника отдела - старшего судебного пристава Бежицкого районного отдела службы судебных приставов г. Брянска УФССП России по Брянской области Коротковой С.В. и увольнение ее с указанной должности.

Восстановил Короткову С.В. на службе с ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела - старшего судебного пристава Бежицкого районного отдела службы судебных приставов г. Брянска УФССП России по Брянской области.

Взыскал с УФССП России по Брянской области в пользу Коротковой С.В. заработную плату за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 100 923,43 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Короткова С.В.просит отменить решение суда в части отказа в признании незаконным и нелегитимным заключения специалиста-психолога Усанова М.В. № от ДД.ММ.ГГГГ о профессиональной пригодности, отказа в признании незаконным отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения, и в части отказа в восстановлении права на поступление на службу в органы принудительного исполнения.

Считает, что решение суда принято при неправильном применении норм материального права и неверном установлении судом юридически значимых обстоятельств по делу. Указывает, что не подлежал применению приказ Минюста № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден Перечень должностей, по которым проводится психофизиологическое исследование, поскольку приказ утвержден позже самого исследования от ДД.ММ.ГГГГ Ошибочное суждение суда о законности заключения специалиста привело к неправильным выводам суда об отсутствии у нее права на службу в органах принудительного исполнения и отказе в восстановлении данного права.

В апелляционной жалобе представитель ответчика УФССП России по Брянской области – Шкрабо Н.А. просит решение суда отменить в части признания незаконным приказа о расторжении служебного контракта с Коротковой С.В., освобождении от замещаемой должности и увольнении в связи с сокращением должности, в части восстановления на работе в прежней должности и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющие значение для дела. Поскольку по результатам профессионального психологического отбора истцу присвоена четвертая категория профессиональной пригодности, она не была принята на службу в органы принудительного исполнения и подлежала сокращению. Считает, что должность начальника отдела и заместителя начальника отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, не могли быть предложены истцу, поскольку были введены в штатное расписание с ДД.ММ.ГГГГ, а Короткова С.В. была уволена ДД.ММ.ГГГГ На момент увольнения отсутствовали вакантные должности категории «руководители» группы «ведущие» соответствующие должности, замещаемой Коротковой С.В., от иных должностей она отказалась. На основании изложенного полагает, что процедура увольнения нарушена не была.

В дополнениях к жалобе представитель Управления ссылается на то, что должность заместителя начальника отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, требовала наличие допуска к государственной тайне. Такой допуск был оформлен сотруднику Шкрабо Н.А., принятой на данную должность.

В возражениях на апелляционную жалобу УФССП России по Брянской области истец Короткова С.В. просит решение суда в обжалуемой части оставить без изменения.

          Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда отменено в части признания незаконным отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения, признании незаконным приказа о расторжении служебного контракта, освобождении от должности и увольнении с государственной службы, восстановлении на работе в ранее занимаемой должности, о восстановлении права на поступление на службу в органы принудительного исполнения, взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Принято новое решение об отказе в удовлетворении названных исковых требований. В остальной части решение оставлено без изменения.

           Определением суда кассационной инстанции от 5 июля 2021 года апелляционное определение отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения, признании незаконным приказа о расторжении служебного контракта, освобождении от должности и увольнении с государственной службы, восстановлении на работе в ранее занимаемой должности, о восстановлении права на поступление на службу в органы принудительного исполнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В этой части дело направлено на новое рассмотрение.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились:     третье лицо Усанов М.В. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

          Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Короткова С.В. проходила службу в УФССП России по Брянской области с ДД.ММ.ГГГГ, исполняла в разные периоды обязанности судебного пристава-исполнителя, ведущего специалиста эксперта по ведению депозитного счета, специалиста-эксперта отдела по работе с обращениями, заместителя начальника районного отдела, с ДД.ММ.ГГГГ – начальника Бежицкого районного отдела судебных приставов – старшего судебного пристава.

С 01 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 01 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы.

ДД.ММ.ГГГГ Коротковой С.В. вручено уведомление о сокращении должности с ДД.ММ.ГГГГ и предложено изъявить желание поступить на службу принудительного исполнения.

В этот же день Коротковой С.В. подано заявление с просьбой о поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность начальника Бежицкого РОСП г. Брянска УФФСП России по Брянской области.

ДД.ММ.ГГГГ состоялся профессиональный психологический отбор, включающий психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявления потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.

ДД.ММ.ГГГГ Коротковой С.В. вручено уведомление, согласно которому ей определена <данные изъяты>, в связи с чем Коротковой С.В. было отказано в принятии на службу в органы принудительного исполнения.

ДД.ММ.ГГГГ Коротковой С.В. были предложены должности из нового штатного расписания УФССП по Брянской области, утвержденного приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ №, вступающим в действие с ДД.ММ.ГГГГ, а именно должности старших специалистов 2 разряда: в отделах судебных приставов по Брянскому, Жирятинскому районам и г. Сельцо, Фокинском районном отделе судебных приставов, Володарском районном отделе. От предложенных должностей Короткова С.В. отказалась.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-к с Коротковой С.В. расторгнут служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела – старшего судебного пристава Бежицкого районного отдела судебных приставов г.Брянска УФССП по Брянской области ДД.ММ.ГГГГ связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности заключения специалиста-психолога по результатам психофизиологического исследования Коротковой С.В. и установления ей <данные изъяты>. В этой части решение суда вступило в законную силу.

Проверяя законность судебного решения в остальной его части по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене.

Как указано выше, с 01 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 01 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы.

В целях реализации данного закона приказом директора Федеральной службы судебных приставов России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена и введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ структура и штатное расписание Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области (л.д. 142-175 т. 4).

В связи с изданием данного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в Управлении проведены организационно-штатные мероприятия согласно Алгоритму действий переходного периода. В частности, с ДД.ММ.ГГГГ подлежали увольнению федеральные государственные гражданские служащие, указанные в пунктах 9-13 Алгоритма действий на третьем этапе переходного периода, с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ назначались на должности федеральной государственной гражданской службы лица, согласившиеся с предложенными должностями федеральной государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 44 Алгоритма действий на втором этапе переходного периода.

Таким образом, судом правильно было установлено, что в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Брянской области имело место сокращение численности и штата сотрудников, введено новое штатное расписание.

При этом судебная коллегия отмечает, что упразднение органа федеральной государственной гражданской службы не имело места, изменился вид госслужбы, а также требования к кандидатам на замещение должностей государственной гражданской службы в органе принудительного исполнения.

Согласно ч. 2 ст. 92 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения» от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ, гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения, и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации. Перечень таких заболеваний устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки. Перечень отдельных должностей, при замещении которых проводятся психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверка уровня физической подготовки, а также порядок их проведения определяется руководителем федерального органа принудительного исполнения.

Исходя из положений части 5 статьи 17 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ граждане, поступающие на службу в органы принудительного исполнения на отдельные должности, проходят психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами. Перечень отдельных должностей, по которым проводятся психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, а также порядок их проведения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.

Приказом Минюста России от 30 марта 2020 года № 62 утвержден Перечень отдельных должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, по которым проводятся психофизиологическое исследование, тестирование граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.

В указанный Перечень в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов включены, в том числе, начальник отдела (отделения) и начальник отдела (отделения) - старший судебный пристав (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений). Изменения, дополнившие Перечень, внесены приказами от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №.

ДД.ММ.ГГГГ Коротковой С.В. подано заявление о поступлении на службу в органы принудительного исполнения РФ на должность начальника Бежицкого РОСП г. Брянска УФССП по Брянской области, которая требовала прохождения психофизиологического исследования.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения» от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.

В соответствии с Правилами профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1909 от 27 декабря 2019 года, заключение о профессиональной пригодности кандидата должно содержать один из следующих выводов: а) рекомендуется в первую очередь (первая категория профессиональной пригодности); б) рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности); в) рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности); г) не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации ( четвертая категория профессиональной пригодности).

По результатам состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ комплексного обследования, ДД.ММ.ГГГГ Коротковой С.В. вручено уведомление, согласно которому ей определена <данные изъяты>.

Обоснованность заключения специалиста-психолога, проводившего исследование в отношении Коротковой С.В., подтверждена решением суда. Учитывая результаты комплексного исследования кандидата на службу в органы принудительного исполнения Коротковой С.В., не прошедшей профессиональный отбор и не рекомендованной специалистами к выполнению служебных обязанностей сотрудника органа принудительного исполнения Российской Федерации, судебная коллегия находит верным решение суда первой инстанции об отказе Коротковой С.В. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в принятии на службу в органы принудительного исполнения и восстановлении права на поступление на службу в органы принудительного исполнения.

При наличии заключения о четвертой категории профессиональной пригодности, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в принятии на службу в органы принудительного исполнения и восстановлении права на поступление на службу в органы принудительного исполнения.

          Доводы апелляционной жалобы Коротковой С.В. в данной части сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, направлены на несогласие с выводами специалиста-психолога, проводившего исследование. Однако, при наличии данного заключения, истица не может быть принята на службу в органы принудительного исполнения на отдельные должности, требующие подтверждения профессиональной психологической пригодности. Права на поступление на службу в органах принудительного исполнения на иные должности, не предусмотренные Перечнем, утвержденным Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, истица не была лишена, ответчиком ей предлагались к замещению должности в органе принудительного исполнения – должности старших специалистов второго разряда в отделах судебных приставов по Брянскому, Жирятинскому районам и г. Сельцо, Фокинском и Володарском районных отделах судебных приставов.

Разрешая вопрос о соблюдении ответчиком процедуры увольнения истицы, суд первой инстанции пришел к выводу о ее нарушении, с чем судебная коллегия согласна.

        Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона).

В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки (часть 1 статьи 31).

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31).

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 31).

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же Закона (часть 6 статьи 31).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года № 22 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).

Отраслевым соглашением по центральному аппарату и территориальным органам ФССП Российской Федерации на 2018-2020 гг., заключенным 01 ноября 2017 года, в п.3.2.4 предусмотрено, что в целях смягчения негативных последствий, возникающих в связи с сокращением должностей гражданской службы, численности или штата работников, численность работающих регулируется, в первую очередь, за счет мероприятий внутреннего характера, в том числе естественного оттока кадров, упреждающего профессионального обучения (дополнительное профессиональное образование) высвобождаемых гражданских служащих и работников до наступления срока расторжения служебного контракта, трудового договора и перемещения их на вакантные должности. Увольнение гражданских служащих в связи с сокращением должностей гражданской службы и работников в связи с сокращением численности или штата производится представителями нанимателя, работодателями как вынужденная мера, когда исчерпаны все возможности трудоустройства этих гражданских служащих и работников.

Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации установлен Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574. В соответствии с классификацией должностей федеральной государственной гражданской службы (ст. 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») должности в ФССП России подразделяются на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты; обеспечивающие специалисты и пять групп: высшие; главные; ведущие; старшие и младшие должности гражданской службы. Должность, которую Короткова С.В. замещала на ДД.ММ.ГГГГ (начальник Бежицкого РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области – старший судебный пристав), относилась к категории «руководители», к группе «ведущие».

          Таким образом, правильно отказав Коротковой С.В. в приеме на службу в органы принудительного исполнения на должность начальника районного отдела, УФССП по Брянской области, учитывая указанные выше положения закона, обязано было предложить Коротковой С.В. имеющиеся вакантные должности категории «руководители» группы «ведущие». При этом представитель нанимателя обязан был предложить как все имеющиеся вакантные должности соответствующей категории и группы сокращаемой должности Коротковой С.В. в том же государственном органе, так и все имеющиеся вакантные должности соответствующей категории и группы сокращаемой должности Коротковой С.В. в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа.

Приказом ФССП России от 01 января 2020 года № 48 «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области» были утверждены и вводились в действие с ДД.ММ.ГГГГ структура УФССП по Брянской области, штатное расписание.

Согласно приложению № к приказу ФССП России от 01 января 2020 года №48 в утвержденную структуру УФССП по Брянской области включен отдел правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, который ранее в структуре УФССП по Брянской области отсутствовал.

Согласно утвержденному штатному расписанию новый отдел правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, укомплектован следующими должностями федеральной гражданской службы: начальника отдела, заместителя начальника отдела, 2 единицы главных специалистов-экспертов, 3 единицы ведущих специалистов-экспертов. Должности начальника и заместителя начальника отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, согласно реестру должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 относятся к должностям категории «руководители», группа «ведущие».

Таким образом, в УФССП России по Брянской области, новая структура и штатное расписание которого были утверждены приказом ФССП России от 01 января 2020 года №48 «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области» в период действия уведомления о сокращении должности, замещаемой Коротковой С.В., т.е. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ имелись вакантные должности федеральной гражданской службы категории «руководители» группы «ведущие», а именно должности начальника отдела и заместителя начальника отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.

Приказом Минюста России от 30 марта 2020 года № 62 утвержден Перечень отдельных должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, по которым проводятся психофизиологическое исследование, тестирование граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.

В указанный Перечень в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов включены, в том числе, начальник отдела (отделения) и начальник отдела (отделения) - старший судебный пристав (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений).

С учетом указанного перечня у ответчика отсутствовала обязанность предлагать Коротковой С.В. должность начальника отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности в связи с наличием заключения о четвертой категории профессиональной пригодности.

Вместе с тем, в нарушение требований частей 1 и 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа (УФССП России по Брянской области) не выполнил свою обязанность, а именно в период действия уведомления о сокращении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не предложил Коротковой С.В. вакантную должность федеральной государственной службы в новом штатном расписании, утвержденном приказом ФССП России от 01 января 2020 № 48, а именно должность заместителя начальника отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, соответствующую категории «руководители» и группе «ведущие».

В указанный выше период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) должность заместителя начальника отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности являлась вакантной, поскольку Шкрабо, занимавшая ранее должность главного специалиста – эксперта отдела правового обеспечения УФССП России по Брянской области, которая относилась к категории «старшая» группы «специалисты», назначена на указанную должность лишь приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-к.

Исходя из указанного, работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником в случае сокращения замещаемой им должности государственной гражданской службы при условии исполнения обязанности по предложению этому работнику всех имеющихся у работодателя, соответствующих квалификации работника, той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки. Неисполнение работодателем такой обязанности в случае спора о законности увольнения работника с работы по названному основанию влечет признание увольнения незаконным.

При этом установленная законодательством обязанность работодателя предлагать работнику, должность которого подлежит сокращению, все имеющиеся вакантные должности, соответствующие квалификации работника, с учетом его категории и группы, не предполагает право работодателя на выбор работника, которому следует предложить вакантную должность. Работодатель обязан предлагать все имеющиеся вакантные должности всем сокращаемым работникам, в противном случае нарушается один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений - принцип равенства прав и возможностей работников, закрепленный в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации.

Нормами как трудового законодательства, так и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена обязанность, а не право работодателя при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации предложить работнику все имеющиеся у работодателя вакантные должности, с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности. Работодатель обязан предложить всем работникам, чьи должности подлежат сокращению, все имеющиеся вакантные должности, с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы и в случае, если несколько работников претендуют на одну вакантную должность, решить вопрос с учетом положений части 4 статьи 31 Федерального закона, согласно которой преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности о том, кого из них перевести на эту должность.

С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что процедура увольнения Коротковой С.В. произведена с нарушением требований закона.

Доводы представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области о том, что данная должность предполагала наличие у кандидата допуска к гостайне, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку оснований для отказа в оформлении такого допуска Коротковой С.В. не установлено. Данный допуск не является критерием, требующим особых профессиональных или психологических качеств.

Как разъяснено в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе. При невозможности восстановления его на прежней работе вследствие ликвидации организации суд признает увольнение незаконным, обязывает ликвидационную комиссию или орган, принявший решение о ликвидации организации, выплатить ему средний заработок за все время вынужденного прогула. Одновременно суд признает работника уволенным по пункту 1 части первой статьи 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.

Придя к выводу о нарушении прав истца при увольнении с должности государственного гражданского служащего суд первой инстанции восстановил Короткову С.В. на службе с ДД.ММ.ГГГГ в ранее занимаемой должности старшего судебного пристава Бежицкого районного отдела службы судебных приставов г. Брянска УФССП России по Брянской области.

При этом судебная коллегия обращает внимание на то, что с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации невозможность восстановления работника на прежней работе может быть обусловлена лишь ликвидацией организации. Между тем, как усматривается из дела, орган государственной гражданской службы – Федеральная служба судебных приставов по Брянской области - не был упразднен, является действующим юридическим лицом с теми же функциями территориального органа принудительного исполнения, имело место изменение вида государственной службы, изменение структуры и штатного расписания.

Таким образом, решение суда в части восстановления Коротковой С.В. в прежней должности соответствует требованиям действующего трудового законодательства, Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, является исполнимым, а потому не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика.

          Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции достоверно установлены фактические обстоятельства дела, дано правильное толкование норм материального права - Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданскому службе в Российской Федерации", Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", с учетом положений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ", подлежащих применению к спорным отношениям, в решении отражены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда в обжалуемых частях по доводам апелляционных жалоб.

                  Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2020 ░. ░ ░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░ 2020 ░. № 232-░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8.2 ░░░░░ 1 ░ ░░░░░ 3.1 ░░░░░░ 37 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2004 ░. № 79-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░»,

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░,

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░,

░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░,

░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

               ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-2576/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Короткова Светлана Владимировна
Ответчики
УФССП России по Брянской области
Другие
Беляев Виктор Викторович
Прокурор Бежицкого района
Усанов Михаил Владимирович
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
04.08.2021Передача дела судье
21.09.2021Судебное заседание
15.10.2021Судебное заседание
25.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2021Передано в экспедицию
15.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее