Дело №2-4619/2019 26 августа 2019 года
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Поздеевой Ю.М.,
при секретаре судебных заседаний Костяевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синельниковой Н. В., Синельникова В. В. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма взамен изымаемого жилого помещения, признанного непригодным для проживания,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Синельникова Н.В., Синельников В.В. обратились в суд с иском к Администрации МО «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма взамен изымаемого жилого помещения по адресу: г. Архангельск, <адрес>, признанного непригодным для проживания.
В обоснование требований указано, что являются собственником жилого помещения по адресу: г. Архангельск, <адрес>, у Синельникова В.В. доля в праве обще долевой собственности -3/4, у Синельниковой Н.В. – 1/4. <адрес> в г. Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ №р изъят земельный участок под многоквартирным домом 67 по <адрес> в г. Архангельске для муниципальных нужд и, соответственно изъято жилое помещение, расположенное по адресу: г.Архангельск, <адрес>, принадлежащее на праве собственности истцам.
Рстцы РІ судебное заседание РЅРµ явились, извещены Рѕ РґРЅРµ, времени Рё месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель истца Синельниковой Н.В. Пахомова Е.П., представитель истца Синельникова В.В. Евсикова О.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Рудкина В.О., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, указав, что многоквартирный жилой дом, в котором расположена принадлежащая истцу на праве собственности квартира, включен в адресную программу Архангельской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы, срок реализации данной программы еще не наступил. В этой связи основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что Синельникова Н.В., Синельников В.В. являются собственником жилого помещения по адресу: г. Архангельск, <адрес>, у Синельникова В.В. доля в праве обще долевой собственности -3/4, у Синельниковой Н.В. – 1/4.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в г. Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ №р принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка площадью 304 кв.м. в кадастровом квартале 29:22:050108:24, расположенного в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельске по <адрес>.
Многоквартирный <адрес> в г. Архангельске включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп. Срок реализации программы в отношении указанного многоквартирного дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Рзложенные обстоятельства подтверждаются представленными РІ материалы дела доказательствами, сторонами РЅРµ оспариваются, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, СЃСѓРґ считает РёС… установленными.
Согласно ч.ч. 1, 6, 7, 9, 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 года (ответ на вопрос № 2), обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
РР· РћР±Р·РѕСЂР° судебной практики РїРѕ делам, связанным СЃ обеспечением жилищных прав граждан РІ случае признания жилого РґРѕРјР° аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓ или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации 29 апреля 2014 РіРѕРґР° следует, что собственник жилого помещения РІ признанном аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓ многоквартирном РґРѕРјРµ, если такой РґРѕРј включен РІ региональную адресную программу РїРѕ переселению граждан РёР· аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены Р·Р° изымаемое жилое помещение, либо предоставления РґСЂСѓРіРѕРіРѕ благоустроенного жилого помещения.
По смыслу ч. 8 ст.32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения).
Рстцы РїСЂРѕСЃСЏС‚ предоставить жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма взамен изымаемого жилого помещения РїРѕ адресу: Рі.Архангельск, <адрес>, признанного непригодным для проживания. Указанное согласно С‡. 8 СЃС‚.32 Р–Рљ Р Р¤ является РёС… правом выбора.
По делу установлено, что в установленном законом порядке <адрес> в г.Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу, принято решение об изъятии для муниципальных нужд расположенного под многоквартирным домом земельного участка.
Таким образом, с учетом изложенных выше положений действующего законодательства, применительно к установленным судом обстоятельствам настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что истцы наделены правом требования от Администрации МО «Город Архангельск» предоставления жилого помещения за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение, собственниками которого являются.
Между тем, как следует из материалов дела, <адрес> в г.Архангельске включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп. Все мероприятия, предусмотренные адресной программой в отношении указанного многоквартирного дома, должны быть завершены в срок до 31 декабря 2022 года.
Реализация мероприятий Программы предусматривает применение комплекса экономических, организационных и нормативно-правовых мер.
Финансирование мероприятий Программы, реализуемых с финансовой поддержкой Фонда, осуществляется из всех источников в соответствии с Порядком движения денежных средств, направляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на долевое финансирование региональных адресных программ, утвержденным решением правления Фонда от 5 марта 2014 года.
Программа реализуется посредством выделения субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований: строительство многоквартирных домов, в том числе строительство многоквартирных домов методом «под ключ»; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов; приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения; предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.
Ртапы Программы (Р·Р° исключением этапа 2024 РіРѕРґР°) должны быть реализованы (РІ части переселения граждан) РЅРµ позднее 31 декабря РіРѕРґР°, следующего Р·Р° РіРѕРґРѕРј принятия Фондом решения Рѕ предоставлении финансовой поддержки РЅР° реализацию соответствующего этапа, Р° этап 2024 РіРѕРґР° Программы должен быть реализован РЅРµ позднее 1 сентября 2025 РіРѕРґР°.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела мероприятия, предусмотренные Адресной программой в отношении многоквартирного жилого дома, в котором расположено принадлежащее истцам на праве собственности жилое помещение не завершены, решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа программы Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не принято, понуждение Администрации МО «Город Архангельск» предоставить жилое помещение является преждевременным.
При таком положении суд отказывает в удовлетворении исковых требований к Администрации МО «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма взамен изымаемого жилого помещения, признанного непригодным для проживания.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
в удовлетворении исковых требований Синельниковой Н. В., Синельникова В. В. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма взамен изымаемого жилого помещения, признанного непригодным для проживания - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2019 года.
Председательствующий Ю.М. Поздеева