Дело № 2-502/2024
УИД: 50RS0052-01-2023-008679-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2024 года г.о. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Левченко М.Б.,
при секретаре судебного заседания Барановой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова ФИО15 к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктурой (комплекса) Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, Администрации г.о.Щелково Московской области о признании права собственности на квартиру,
Установил:
Захаров П.В. обратился в суд с иском к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктурой (комплекса) Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, Администрации г.о.Щелково Московской области о признании права собственности на квартиру.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец ФИО1. На дату открытия наследства к имуществу ФИО1 было двое наследник: истец и мать умершего ФИО1 – ФИО8, которая впоследствии отказалась от принятия наследства. В состав наследственной массы вошли жилой дом и земельный участок по адресу <адрес>, денежные средства размещенные в банковских организациях, 2/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №). Истец обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Нотариус отказал в выдаче свидетельства в отношении 2/3 доли жилого помещения по адресу <адрес> по причине отсутствия регистрации права собственности в ЕГРН за наследодателем.
Истец в исковом заявлении указывает, что 2/3 доли квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу <адрес>, принадлежало его отцу (наследодателю) на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ на передачу жилого помещения в собственность. Из этого же договора следует, что истцу принадлежит 1/3 доля указанного жилого помещения, 19.08.2023г. Истец обратился с заявлением в регистрационный орган с заявлением о регистрации права собственности на 1/3 доли в жилом помещении согласно договора № от ДД.ММ.ГГГГ на передачу в собственность жилого помещения по <адрес>. Управление Росреестра по Московской области приостановило регистрацию права ссылаясь на ст.15.часть 4.1 закона о регистрации права, а также на то, что в реестр внесена запись о праве собственности за Российской Федерацией и праве хозяйственного ведения ФГАУ Центральное Управление Жилищно-Социальной Инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ.
Истец, уточнив исковые требования, просит суд признать за ним право собственности на 1/3 доли в квартире с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации и право собственности на 2/3 доли в квартире с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес> порядке наследования по закону. Отменить право собственности за действующим правообладателем исключить сведения из ЕГРН.
В судебном заседании истец Захаров П.В. и его представитель Акутин К.А., действующий на основании доверенности (копия в деле) иск поддержали, согласно уточненным требованиям, просили удовлетворить.
В судебное заседание представители ответчиков: ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктурой (комплекса) Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ, Администрации г.о.Щелково Московской области – не явились, извещены надлежаще.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования нотариус Рязанской областной нотариальной палаты Касимовского нотариального округа Гусева А.О. не явилась, извещена.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные письменные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса РФ: наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Наследство открывается со смертью гражданина.
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Ст. 1142 Гражданского кодекса РФ регламентирует, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять, принятием наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статьям 2, 7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера №, выданного 217 КЭЧ, ФИО1 и члены его семьи: жена – ФИО9, сын – Захаров П.В. были вселены в квартиру по адресу: <адрес> (л.д.42).
26.05.2005 по договору № 217 КЭЧ ГКЭУ Министерства обороны Российской Федерации квартира по адресу: <адрес>, была передана в собственность ФИО1 в виде 2/3 доли, Захарову П.В. в виде 1/3 доли. ФИО10 от участия в приватизации отказалась (л.д.30, 35).
Право собственности по указанному договору не было зарегистрировано
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 29).
Наследниками к имуществу ФИО11 являлись: сын – ФИО4, мать – ФИО8
ФИО8 от принятия наследства отказалась, представив соответствующее заявление нотариусу (л.д.40).
Нотариусом Рязанской областной нотариальной палаты Касимовского нотариального округа Гусевой А.О. заведено наследственное дело к имуществу ФИО1
Единственным наследником к имуществу ФИО1 является Захаров П.В., что подтверждается справкой нотариуса.
Согласно выписке из ЕГРН за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федераций зарегистрировано право оперативного управления 19.06.2023 запись ЕГРН №
В соответствии с положениями ст.1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. №1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
В силу ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
На основании ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации далее ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Служебные помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя определенных обязанностей (работы, службы). При этом служебные жилые помещения должны находиться только в государственном или муниципальном жилищном фонде (ч.2 ст.92 ЖК РФ).
Согласно ч.2 ст.92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в своем Определении от 14 декабря 1999 года №229-О, «суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного жилого помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае».
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Поскольку спорное жилое помещение было предоставлено до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, то при определении условий предоставления жилья и характера сложившихся правоотношений следует руководствоваться положениями Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст.47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В соответствии со ст. 214,215 ГК РФ и п. 12. ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подп. 71 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, и др. природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ № 742 от 29.12.2020 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации определен специализированной организацией Министерства обороны, осуществляющей полномочия Министерства Обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, в части реализации трав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживания в жилищном фонде.
Между тем, сведений о том, что на момент предоставления наследодателю истца спорного жилого помещения, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 37,17 кв.м., имела статус «служебная» и в установленном законом порядке была отнесена к служебному жилищному фонду, в материалах дела не имеется.
Сам факт закрепления квартиры на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» не свидетельствует о принадлежности квартиры к специализированному жилищному фонду.
Документального подтверждения обратного суду не представлено. До обращения истца в суд с настоящим иском уполномоченным федерального органа исполнительной власти требований о выселении и оспаривании права на пользование жилым помещением не заявлялось.
Бремя доказывания наличия специализированного статуса жилого помещения лежит на ответчике. Напротив, доказательств того, что спорное жилое помещения является служебным и предоставлено ФИО1 во временное пользование, суду не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 15Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действующей на момент предоставления жилого помещения ФИО1, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма регламентировался главой 1 раздела III Жилищного кодекса РСФСР. Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, действительно имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могли быть приняты на учет и не по месту их жительства. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
ФИО1 проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что в календарном исчислении составляет <данные изъяты>, что подтверждается сведениями из трудовой книжки ФИО1
При этом ни из ордера, ни из талона к ордеру не усматривается, что ФИО1 представлено служебное жилое помещение.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о предоставлении наследодателю истца неслужебного жилого помещения и возникновении права пользования ФИО1 жилым помещением на условиях договора социального найма.
Данное толкование закона согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П обратил внимание на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. ч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Согласно выписке из ЕГРН спорная квартира находится в собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРН внесена запись № от 15.06.2023.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные Гражданским Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании за истцом права собственности на спорную квартиру, как в порядке наследования после смерти отца ФИО1 (2/3 доли), так и в порядке приватизации (1/3 доли).
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск Захарова ФИО16 к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктурой (комплекса) Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, Администрации г.о.Щелково Московской области – удовлетворить.
Признать за Захаровым ФИО17 право собственности на 2/3 доли жилого помещения - квартиры с кадастровым номером № расположенной по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Захаровым ФИО18 право собственности в порядке приватизации на 1/3 доли жилого помещения - квартиры с кадастровым номером № расположенной по адресу: <адрес>, в порядке.
Решение суда по настоящему делу является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении объекта недвижимости и регистрации права собственности Захарова ФИО19 на указанный жилой дом, исключения из ЕГРН записи о праве собственности за действующим правообладателями и собственниками.
Решение может быть обжаловано в в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья М.Б. Левченко
Решение в окончательной форме изготовлено 23.01.2024