Дело №2а –363/2022
76RS0008-01-2021-003526-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2022 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Бородиной М.В., при секретаре Дорожкиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление МИ ФНС России №10 по Ярославской области к Игнатьеву Алексею Николаевичу о восстановлении процессуального срока на подачу заявления, взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, страховых взносов, ЕНВД,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 10 по Ярославской области обратилась в суд с административным иском, просит восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления о взыскании недоимки по налогам и пени;
взыскать налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст.227, 227.1 и 228 налогового кодекса РФ: пеня в размере 444,2 руб.
взыскать недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года), пеня в размере 573,28 руб.
взыскать недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: пеня в размере 390,66 руб.
взыскать недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года), пеня в размере 1948,78 руб.
взыскать недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности: налог в размере 6282 руб., в размере 1651,.73 руб. На общую сумму 11290,65 руб.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов по обязательному медицинскому, пенсионному страхованию, был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 06.02.1997г. по 29.12.2019г. Административному ответчику направлялись требования об уплате недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности №11176, об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №16018. Однако, до настоящего времени сумма задолженности административным ответчиком не уплачена. 24.08.2021г. мировым судьей судебного участка №1 Переславского судебного района Ярославской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с тем, что налоговым органом пропущен установленный ст.48 НК РФ шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога с Игнатьева А.Н. Пропуск срока произошел в связи с программным сбоем при формировании заявлений о вынесении судебного приказа, осуществляемом в автоматическом режиме.
Представитель административного истца МИФНС № 10 по Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причина неявки суду не известна.
Административный ответчик Игнатьев А.Н. в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно выписки из ЕГРИП административный ответчик Игнатьев А.Н., был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя <дата скрыта> года (л.д.45-46).
В соответствии с положениями ст.227 Налогового кодекса Российской федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Если на момент уплаты налога в бюджет сумма налога, рассчитанная за налоговый период без учета уменьшений суммы налога, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, превышает 650 тысяч рублей, то часть суммы налога, превышающая 650 тысяч рублей, относящаяся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, уплачивается отдельно от суммы налога в части, недостающей до 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы до 5 миллионов рублей включительно.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся, в том числе, и индивидуальные предприниматели.
Согласно ч.ч.1-2 ст.10 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Согласно ст. 18 настоящего ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно п. 6 ст. 16 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ физические лица, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии с требованием об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 04.05.2019 г. № 11176, за ответчиком Игнатьевым А.Н., числится задолженность в сумме 14326,76 рублей, в том числе 6282 рубля единый налог на вмененный доход, пени 12,98 рублей (л.д.10-11). Срок уплаты до 15 мая 2019 года (л.д.11). Данное налоговое требование направлено в адрес административного ответчика 29.05.2019 года (л.д.13).
В соответствии с требованием об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 29.10.2020 г. № 16018, за ответчиком Игнатьевым А.Н., числится задолженность в сумме 70542,44 рублей, пени. Срок уплаты до 01 декабря 2020 года (л.д.14-16). Данное налоговое требование направлено в адрес административного ответчика и получено 30 октября 2020 года (л.д.41).
Административным ответчиком в добровольном порядке обязательство по уплате страховых взносов, недоимки по налогам исполнено не было. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно налоговой декларации по ЕНВД за 2019г., сумма налога составляет 6282 рублей (л.д.6-9).
Административным истцом представлен расчет недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, медицинское страхование за 2019 г.2020г. (л.д. 22-30), расчет недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст.227,227.1 и 228 Налогового кодекса РФ. Судом указанные расчеты проверены, признаны обоснованными, суд с суммой задолженности соглашается. Общая сумма задолженности составила 11290,65 рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ № 243-ФЗ от 03.07.2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 48 НК РФ административный истец вправе обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Срок исполнения требования № 11176 был установлен: до 15 мая 2019 года, по требованию №16018 срок уплаты установлен до 01 декабря 2020 года.
Согласно ч. 2, 3 ст. 48 Налогового Кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административный истец обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа 24.08.2021 года (л.д.5), то есть за пределами срока на обращение в суд (до 01.06.2020г.).
Доводы представителя истца о том, что данный срок пропущен по уважительной причине в связи с программным сбоем при формировании налоговых уведомлений, осуществляемом в автоматическом режиме, судом не принимается.
Срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Суд учитывает, что административный истец является государственным учреждением, наделенным государственными полномочиями в налоговой сфере, является органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов. Административный истец является юридическим лицом, имеет штат сотрудников. В силу чего не могут рассматриваться в качестве уважительных причин внутренние организационные вопросы, повлекшие несвоевременную подачу административного иска.
В силу изложенного причины пропуска срока на обращение в суд не могут быть признаны уважительными. В удовлетворении административного иска должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования МИ ФНС России №10 по Ярославской области оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 марта 2022г.
Судья Бородина М.В.