Решение по делу № 2-125/2023 от 21.06.2023

УИД ___

Производство ___

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 июля 2023 года в с. Павино Павинский районный суд ... в составе председательствующего Мочаловой Т.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Московкиной Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Павинская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района ... об обязании устранить нарушения санитарного законодательства, выявленные по результатам плановой выездной проверки в апреле 2022 года,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора по ..., Роспотребнадзор) в порядке ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Павинская СОШ с требованием обязать устранить нарушения санитарного законодательства, выявленные по результатам плановой выездной проверки в апреле 2022 года, путем исполнения требований предписания ___ от "__"__ в срок до 1 февраля 2024 года, а именно:

-организовать и обеспечить в МОУ Павинская СОШ проведение производственного контроля в соответствии с п. 1.8 СП 2.4.3648-20, п. 2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;

- выполнить отделку полов материалами без дефектов и повреждений, допускающими проведение влажной обработки и дезинфекции в кабинетах 2 А класса, 4 А класса, в здании по адресу: ..., а так же в кабинетах 1- х классов в здании по адресу: ....в соответствии с п. 2.5.2 СП 2.4.3648-20;

- выполнить отделку стен в здании 1-х классов по адресу: ... без дефектов и повреждений, следов протеканий, материалами, допускающими проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств в соответствии с п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20;

- в школе для обучающихся 5-11-х классов оборудовать комнату (кабину) личной гигиены девочек, оснащенную унитазом, умывальной раковиной, душевым поддоном с гибким шлангом, биде и иным оборудованием, обеспечивающим личную гигиену в соответствии с п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20;

- производственные, складские помещения пищеблока оборудовать локальными вытяжными системами в соответствии с п. 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;

- обеспечить образовательное учреждение питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности в соответствии с п. 2.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;

- обеспечить учащихся начальных классов недостающей учебной мебелью в объеме 44 парты и 88 стульев в соответствии с п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20.

    Требования мотивированы тем, что в апреле прошлого года Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ... в Шарьинском районе на основании Решения Управления Роспотребнадзора по ... (далее - ТО Роспотребнадзора) от "__"__ № N 111/26- Ш была проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения Павинская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района ... (далее - Павинская СОШ, учреждение) на предмет выполнения требований санитарного законодательства.

По результатам проверки был составлен Акт проверки ___ от "__"__ и выдано предписание ___ от "__"__ по сроку исполнения до 15.04.2023.

Согласно информации о выполнении вышеуказанного предписания, представленной учреждением в ТО Роспотребнадзора "__"__ вх. ___ (исх. ___ от "__"__), не выполнены, либо выполнены частично следующие пункты предписания: 1). В нарушение п. 1.8 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 г. (далее - СП 2.4.3648-20), п. 2.1 СанПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 32 от 27.10.2020 г. (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20) в МОУ Павинская СОШ не организовано и не обеспечено проведение производственного контроля, согласно разработанной программе.

В соответствии с п. 1.8 СП 2.4.3648-20 - на объектах должен осуществляться производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов. Согласно п. 2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, - предприятия общественного питания должны проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points), в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания.

В целях выполнения данного пункта предписания учреждением заключен договор от 02.03.2023 с ФБУЗ ЦГиЭ в ....

2). Выполнен частично. В нарушение п. 2.5.2 СП 2.4.3648-20 не выполнена отделка полов материалами без дефектов и повреждений, допускающими проводить влажную обработку и дезинфекцию в кабинетах 2 А класса, 4 А класса, в здании по адресу: ...; в кабинетах 1-х классов в здании по адресу: ....

В соответствии с п. 2.5.2 СП 2.4.3648-20 полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию.

В целях выполнения данного пункта предписания учреждением только заключен договор со «Стройцентр «Огонек»» ....

3). Выполнен частично. В нарушение п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20, - не выполнена отделка стен в здании 1-х классов по адресу: ... без дефектов и повреждений, следов протеканий, материалами, допускающими проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Согласно п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20- стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

4). В нарушение п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20 в школе для обучающихся 5-11 классов не оборудована комната (кабина) личной гигиены девочек, оснащенная унитазом, умывальной раковиной, душевым поддоном с гибким шлангом, биде и иным оборудованием, обеспечивающим личную гигиену.

В соответствии с п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20- Для обучающихся 5-11 классов необходимо оборудовать комнату (кабину) личной гигиены девочек площадью не менее 3,0 м2, оснащенную унитазом, умывальной раковиной, душевым поддоном с гибким шлангом, биде или иным оборудованием, обеспечивающим личную гигиену.

5). В нарушение п. 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 - производственные, складские помещения пищеблока не оборудованы локальными вытяжными системами.

В соответствии п. 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 - зоны (участки) и (или) размещенное в них оборудование, являющееся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла должны быть оборудованы локальными вытяжными системами.

7). В нарушение п. 2.6.2 СП 2.4.3648-20, п. 2.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, раздел IV, п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), раздел III, таблица 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21) образовательное учреждение не обеспечено питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения (на пищеблоке, из питьевого фонтанчика).

В соответствии с п. 2.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 холодная и горячая вода, используемая для производственных целей, мытья посуды и оборудования, соблюдения правил личной гигиены должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде.

Так, отобранные образцы воды из разводящей сети по санитарно-химическим показателям не соответствует:

по содержанию бора: при норме 0,5 мг/л., фактическое содержание бора составило 1,48 мг/л (кран в столовой на пищеблоке);

по содержанию бора: при норме 0,5 мг/л., фактическое содержание бора составило 1,68 мг/л (питьевой фонтанчик).

8). Выполнен частично. В нарушение п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20, таблицы 6.2 раздела IV СанПиН 1.2.3685-21 учащиеся начальных классов не в полном объеме обеспечены учебной мебелью в соответствии с их ростом.

В соответствии п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20 воспитанники и отдыхающие обеспечиваются мебелью в соответствии с их ростом и возрастом. Функциональные размеры мебели должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническим регламентом. Мебель для учебных заведений (парты, столы и стулья) обеспечивается цветовой маркировкой в соответствии с ростовой группой (кроме палаточных лагерей и организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования). Цветовая маркировка наносится на боковую наружную поверхность стола и стула.

В целях выполнения данного пункта предписания МОУ Павинская СОШ приобретено всего 11 парт и 22 стула, при нуждаемости 44 парты и 88 стульев.

Не устранены данные нарушения и после внесенного "__"__ предписания по сроку исполнения до 15.04.2023.

По мнению истца, приведенные выше нарушения свидетельствуют о грубом нарушении со стороны должностных лиц образовательной организации исполнения своих обязанностей по обеспечению санитарноэпидемиологической безопасности неопределенного круга лиц, в том числе, детей, обеспечению и созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации в зданиях образовательного учреждения.

"__"__ на основании определения судак участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Павинского муниципального района ... и отдел образования администрации Павинского муниципального района ....

Своевременно извещенные, - истец Управление Роспотребнадзора по ..., ответчики – отдел образования Павинского муниципального района, МОУ Павинская СОШ ... в судебное заседание представителей не направили.

Представитель истца по доверенности – Беша О.Г., заведующая РОО администрации Павинского муниципального района Лаптева Т.В., директор МОУ Павинская СОШ Ивкова Ю.В., в письменных ходатайствах просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Надлежаще извещенный ответчик – администрация Павинского муниципального района ... для участия в судебном заседании представителя не направила.

Представитель ответчика по доверенности – Баранов И.В. ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ определил о рассмотрении дела в отсутствии представителей сторон.

В письменной позиции на возражения ответчиков представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... Беша О.Г. поддержала требования истца по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Полагала безосновательными возражения представителей районного отдела образования и МОУ Павинская СОШ о незаконности п. 4 предписания Роспотребнадзора от "__"__ со ссылкой на положения п. 4.1 СанПиН "__"__-10, утратившие свою силу "__"__.

Аналогичные требования содержатся в действующих с "__"__ СП "__"__-20 от"__"__. Однако, проектная документация здания МОУ Павинская СОШ на обозрение при проведении проверки представлетна не была; обустройство комнаты (кабины) личной гигиены не требует вмешательства в конструктивные элементы здания; ответчиком предписание ___ от "__"__ не обжаловалось. Более того, обустройство кабины личной гигиены в МОУ Павинская СОШ ранее было запланировано, данные виды работ включены в план ремонтных работ администрации.

Безосновательны ссылки ответчика на то, что для выполнения п. 8 Предписания необходимы большие финансовые средства, не незапланированные на 2023 год, и на то, что объем работ и денежных средств не позволит ответчику выполнить законные требования истца в установленный в исковом заявлении срок.

Нарушенные ответчиком санитарные нормы и правила обязательны для выполнения, направлены на сохранения здоровья учащихся школы. Предписание от "__"__ было не исполнено ответчиком в течение года и более. Перенос его выполнения на 2025-26 годы недопустим.

В письменных пояснениях представители соответчиков, - отдела образования Павинского муниципального района и МОУ Павинская СОШ ... сообщили, что с исковыми требованиями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... ознакомлены и согласны. Указали, что данные требования возможно выполнить в установленный срок при условии изыскания средств для финансирования отдельных пунктов предписания.

Пояснили, о состоянии текущих мероприятий по исполнению требований истца на 12.07.2023 года: 1) проведение производственного контроля в соответствии с п. 1.8 СП 2.4.3648-20, п. 2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 назначено на сентябрь 2023 года, договор заключен с ФБУЗ и ЦГиЭ в ... от "__"__ на 16238 рублей и полностью оплачен в мае 2023 года. Ввиду летних каникул производственный контроль обеспечить невозможно и он перенесен на сентябрь 2023 по согласованию сторон. Забор воды для анализа будет произведен "__"__. Срок действия договора по "__"__; 2) отделка полов линолеумом в кабинетах 2А, 4А, в 1 классах не выполнена. "__"__ был заключен договор с подрядчиком «Стройцентр «Огонек» ... на сумму 99 630 рублей. Договор не оплачен. Данные виды работ включены в план ремонтных работ администрации Павинского муниципального района ..., утвержденный решением районного собрания депутатов Павинского муниципального района в мае 2023 года, отдельным пунктом для оплаты договора предусмотрена сумма 200 000 рублей; 3) отделка стен в здании 1-х классов выполняется ежегодно. Здание, приспособленное под классы, ветхое, соединено металлическими стяжками. В июле - августе 2023 года при осуществлении подготовительных мероприятий перед новым учебным годом запланированы выравнивание стен и их окраска. Данные виды работ включены в план мероприятий администрации Павинского муниципального района ... по подготовке объектов социальной сферы в 2023 -24 г., утвержденный решением районного собрания депутатов в мае 2023 г. отдельным пунктом на эти цели предусмотрена сумма 30 000 рублей. Данный вид ремонта будет осуществлен силами штатных работников МОУ Павинской СОШ, работы будут выполнены в августе 2023 года; 4) обустройство кабинки личной гигиены для девочек 5-11 классов в школе планируется. Данные виды работ включены в план ремонтных работ администрации Павинского муниципального района ... отдельным пунктом, на выполнение предусмотрена сумма 100000 рублей.

Вместе с тем, ответчики отмечают, что выполнение данного требования для МОУ Павинская СОШ представляет особую сложность. Так, большая площадь туалетной комнаты для девочек занята туалетными кабинами и умывальными раковинами, в соответствии с требованиями санитарных правил, действовавших до 2021 года (1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек). Санитарное законодательство меняется, в условиях старой сельской школы с деревянными перекрытиями и полами, выполнение новых требований санитарных норм и правил затруднительно, и, в данном случае, изыскать необходимую площадь для кабинки личной гигиены и биде сложно. Указывают, что в соответствии с п.4.1 СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «.. ..ранее построенные здания общеобразовательных учреждений эксплуатируются в соответствии с проектом», - обустройство кабин личной гигиены в проекте СОШ не предусмотрено; 5) по оборудованию производственных, складских помещений локальными вытяжными системами предусмотрены работы по локальному сметному расчету по ремонту пищеблока МОУ Павинская СОШ в 2023 году. В разделе 4 «Вентиляция» предусмотрены ремонты и затраты на сумму 9812,74 руб. Данные работы будут выполнены в июле - августе 2023 года, сметный расчет подготовлен сектором архитектуры администрации Павинского муниципального района, ведется согласование с подрядчиком; 6) по обеспечению образовательного учреждения питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности предполагается присоединение к новой системе водопровода с заменой производственного счетчика и комплектующих. Забор воды лаборантами ФБУЗ и ЦГиЭ в ... будет произведен "__"__ год при подготовке учреждения к новому учебному году, результат анализа воды будет известен при проведении приемки учреждения в начале августа 2023 года. Кроме этого, в 2025-2026 г.г. планируется замена всей водопроводной сети по зданию МОУ Павинская СОШ по адресу: ..., в соответствии с подготовленной ООО « Проектно - конструкторское бюро « Консоль») сметной документацией по капитальному ремонту здания школы; 7) для обеспечения учащихся начальных классов недостающей учебной мебелью необходима сумма 255 200 рублей (в соответствии с приложенными ценами на мебель для школ, - стоимость одной парты двуместной регулируемой 2-4,4-6 рост, гр - 2700 руб., стула ученического - 1550 рублей), итого: 44 парты х 2700 руб.= 118 800 руб.; 88 стульев х 1550 = 136 400 руб.

По указанному в иске пункту предписания о приобретении соответствующей санитарным нормам мебели, было закуплено 11 парт и 22 стула для учащихся 1 классов на сумму 51 700 рублей.

Сметой расходов МОУ Павинской СОШ данный вид расходов не предусмотрен. Парты, имеющиеся в наличии, вполне пригодны для образовательного процесса, постоянно ремонтируются, поддерживаются в надлежащем состоянии.

Ответчики при рассмотрении гражданского дела просили учесть, что МОУ Павинская СОШ является казенным учреждением и внебюджетных источников не имеет, в смете расходов учреждения выполнение всех замечаний в полном объеме не предусмотрено. При осуществлении финансирования учреждения первостепенно обеспечиваются финансами вопросы функционирования (питание, освещение, отопление, тепло- и водоснабжение, связь и т.д.). Ремонт пищеблока (по смете 451 тыс.руб.) летом 2023 года ранее не планировался, но ввиду непредвиденных обстоятельств и причин, является приоритетом на летний период 2023 года. Изыскать такую сумму в районном бюджете будет очень непросто. Ответчики просят учесть условия дефицита бюджета района, весьма ограниченные возможности сметы учреждения и перенести срок выполнения замечаний ТО Роспотребнадзора в полном объеме на 2025 год.

Представитель ответчика, - администрации Павинского муниципального района, по доверенности – Баранов И.В., в письменном отзыве указал, что администрация Павинского муниципального района не имеет возражений против исковых требований, считает иск обоснованным в полном объеме. Со своей стороны ответчик по заявкам образовательного учреждения и по предписаниям контролирующих органов делает все возможное для финансирования необходимых мероприятий. Так, ещё в августе и октябре 2022 года финансовым отделом Администрации для выполнения предписания Роспотребнадзора МОУ Павинская СОШ были направлены денежные средства на приобретение устойчивого линолеума (платежное поручение ___ от "__"__ на 49815 руб.); материалов для отделки стен и полов (платежное поручение ___ от "__"__ на 49500 руб.); для оплаты работ по ремонту школы (платежное поручение ___ от "__"__ на 70900 руб.)

    Изучив материалы гражданского дела, обозрев материалы Проекта привязки школы на 400 мест в районном центре Павино ... 1958 года (заказ ___ Костромская областная проектная контора «Облпроект»), суд приходит к следующему.    

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Полномочия территориального органа - Управления Роспотребнадзора по ... закреплены в Положении, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 № 697, согласно которому Управление осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, для чего наделен правом обращаться в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Статьей 39 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено действие на территории Российской Федерации федеральных санитарных правил, соблюдение которых, является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается, в том числе, на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон «Об образовании»), организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст. 11 указанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В силу ст. 1, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе, организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Положениями ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе, меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно п.п. 2, 3 ч. 6 ст. 28 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности ___ от "__"__ и приложением ___ к ней на л.д.7-9, Муниципальное общеобразовательное учреждение Павинская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района ... оказывает образовательные услуги по адресу: 157650, ..., и 157650, ...; уровень образования - начальное общее, основное общее, среднее общее и дополнительное образование детей и взрослых (л.д.7-10).

Согласно положениям Устава Муниципального общеобразовательного учреждения Павинская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района ..., утвержденного Постановлением администрации Павинского муниципального района "__"__ ___, - МОУ Павинская СОШ является некоммерческой образовательной организацией казённого типа; учредителем является Администрация Павинского муниципального района ...; Учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации во время образовательного и воспитательного процессов; имущество образовательной организации находится в муниципальной собственности муниципального образования Павинский муниципальный район; образовательная организация владеет, пользуется закрепленным за ней муниципальным имуществом с согласия Учредителя в соответствии с назначением и ограничениями, установленными действующим законодательством и Договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления (л.д. 10-16).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что, на основании решения руководителя Управления Роспотребнадзора по ... ___ от "__"__, в отношении МОУ Павинская СОШ была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой выявлены вышеуказанные нарушения обязательных требований СП 2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20, 2.1.3684-21, 1.2.3685-21, отраженные в акте плановой выездной проверки от "__"__, с которым тогда же ознакомлен представитель образовательного учреждения – директор МОУ Павинская СОШ. В адрес данного образовательного учреждения "__"__ Управлением Роспотребнадзора по ... Территориальным отделом в ... выдано предписание об устранении указанных в нем нарушений в срок до 15 апреля 2023 года. В предписании содержится разъяснение последствий его невыполнения, а именно возможность привлечения соответствующего должностного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 17 - 33).

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

Руководствуясь положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, проверив положения действующих санитарных правил и норм, нарушение которых, как указано в иске, допущено МОУ Павинская СОШ, стороной ответчика не отрицается наличие таких нарушений, отраженных в предписании ___ от "__"__, часть из которых так и не исправлена на протяжении длительного времени, принимая во внимание доводы сторон, - суд приходит к выводу о частичном удовлетворении указанных выше исковых требований.

Так, довод МОУ Павинская СОШ и отдела образования администрации Павинского муниципального района о том, что при отсутствии проектного решения не подлежат удовлетворению требования пункта 4 предписания от "__"__ в части оборудования комнаты (кабины) личной гигиены девочек, оснащенную унитазом, умывальной раковиной, душевым поддоном с гибким шлангом, биде и иным оборудованием, обеспечивающим личную гигиену согласно п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20, заслуживает внимания.

Так, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждены и введены в действие с 01.01.2021 года по 01.01.2027 года Санитарные правила «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573).

Пунктом 3.4.10. Правил установлено, что на каждом этаже размещаются санитарные узлы раздельные для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями и умывальниками для мытья рук. Для инвалидов маломобильных групп туалетная комната (кабина) должна быть оборудована с учетом обеспечения условий доступности. Для персонала оборудуется отдельный санузел (кабина). Для обучающихся 5 - 11 классов необходимо оборудовать комнату (кабину) личной гигиены девочек площадью не менее 3,0 м2, оснащенную унитазом, умывальной раковиной, душевым поддоном с гибким шлангом, биде или иным оборудованием, обеспечивающим личную гигиену.

В соответствии с пунктом 1.3. Правил, - при разработке проектной документации в отношении зданий, строений, сооружений, помещений, используемых хозяйствующими субъектами при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее - объекты), должны соблюдаться требования Правил, установленные, в том числе, пунктами 3.4.1 (абзац первый), 3.4.2, 3.4.3 (абзацы первый - третий), 3.4.4, 3.4.5, 3.4.9 - 3.4.13, 3.4.14 (абзацы первый - четвертый, шестой) - в отношении организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,

Объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию, в случае если указанные процессы начались до вступления в силу Правил, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, при условии обеспечения доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

МОУ Павинская СОШ для обозрения в суд представлен Проект школы на 400 мест в районном центре .... Согласно проекту, он разработан в ... в 1958 году. Проектом было предусмотрено строительство двухэтажного здания из красного кирпича площадью на 1 учащегося 3,9 м., (всего на 400 мест) с обустройством уборных типа люфт-клозет с выгребной ямой .... Перекрытия и перегородки школы – деревянные по брусчатым балкам со щитовым накатом. Расчет емкости выгреба 6 кбм/сутки

Каких-либо реконструкций здание МОУ Павинская СОШ с начала шестидесятых г.г. не претерпела, изменений в проектную документацию, касающуюся обустройства туалета внесено не было. Каких-либо расчетов, каким образом может отразиться на конструкциях помещения туалета, выгребной ямы обустройство водо - и энергоемкой сантехники, в материалы дела кем-либо из сторон не представлено. Вместе с тем, согласно письменным пояснениям ответчиков школе необходима замена всей устаревшей водопроводной сети. Такая замена запланирована в ходе капитального ремонта школы в 2025-2026 г.г. (сметный расчет готовится ООО «Проектно-конструкторское бюро «Консоль») (л.д.55).

В настоящее время в туалете для девочек имеются, установленные по СанПиН 2.4.2.2821-10, действовавшему до 01.01. 2021 года, унитазы и раковины по числу учащихся девочек (1 унитаз на 20 девочек и 1 раковина для умывания на 30 девочек), а так же отдельная туалетная кабина для персонала. Площадь имеющегося туалета так же не позволяет ответчику обустроить в туалетной комнате поддон с душем либо душевую кабинку, биде.

В силу изложенного, суд приходит к выводу, что требование п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20 для обязательного обустройства помещений МОУ Павинская СОШ не применимо, а может носить лишь рекомендательный характер, в этой части иск удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем, изложенный в пояснениях к иску представителей ответчиков довод о том, что требование иска об оснащении учащихся начальных классов в полном объеме учебной мебелью в соответствии с их ростом, частично исполненное МОУ Павинская СОШ, трудно выполнимо в срок до 1 февраля 2024 года по причине отсутствия в бюджете денежных средств на закупку новой мебели, суд находит не заслуживающим внимания, поскольку в материалах дела не представлены доказательств невозможности полного обеспечения учащихся начальных классов соответствующими их росту стульями и партами (столами), ссылка ответчиков на отсутствие финансирования на эти цели бездоказательна, выполнение требования соответствующего СанПина частично, истцом не оспаривается. Представителем администрации Павинского муниципального района в пояснениях к иску указано на отсутствие возражений по заявленным требованиям, а так же представлены доказательства того, что администрацией денежные средства для исполнения предписаний контролирующих органов выделяются.

Учитывая положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, принимая во внимание все доводы сторон, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении указанных выше требований иска.

Приведенные в иске нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства (кроме нарушения, указанного в п. 4 Предписания, носящего для ответчиков рекомендательный характер) ответчиками не отрицаются. К компетенции основного ответчика относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников МОУ Павинская СОШ.

Как пояснила представитель истца Беша О.Г. в своей позиции по делу от 19.07.2023, и это оставлено без возражений ответчиками, указанные в иске нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности учебного заведения имеют длительный характер, создают угрозу здоровью детей, находящихся на территории образовательного учреждения.

Учитывая вышеизложенные требования законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу о том, что бездействием МОУ Павинская СОШ нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних – учащихся МОУ Павинская СОШ на безопасное для жизни и здоровья пребывание в учебном учреждении, обязанность по приведению в нормативное санитарное состояние зданий и помещений учреждения, а так же по финансированию таких мероприятий, в силу закона лежит на ответчиках.

В соответствии с пп. 19 п. 1 статьи 333.36 главы 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым, судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты госпошлины.

В этой связи у суда имеются все основания для удовлетворения иска Роспотребнадзора.

    На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, должна быть взыскана государственная пошлина по делу пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

    Принимая во внимание, что истец освобождён от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в интересах неопределённого круга лиц (пп. 13 ч.1 ст.333.36 НК РФ), органы местного самоуправления освобождены от обязанности уплаты госпошлины на основании пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ,- государственная пошлина в по настоящему делу должна быть взыскана с ответчика, не освобождённого от её уплаты в размере, определенном абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Учитывая, что МОУ Павинская СОШ является казенным учреждением, финансируемым за счет муниципального бюджета, суд полагает возможным уменьшить подлежащую взысканию с данного ответчика государственную пошлину до 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Павинская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района ... по гражданскому делу ___, удовлетворить частично.

Возложить на Муниципальное общеобразовательное учреждение Павинская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района ... (ИНН ___, ОГРН ___, юридический адрес: ...) обязанность в срок до 01.02.2024 года:

- организовать и обеспечить в МОУ Павинская СОШ проведение производственного контроля в соответствии с п. 1.8 СП 2.4.3648-20, п. 2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;

- выполнить отделку полов материалами без дефектов и повреждений, допускающими проведение влажной обработки и дезинфекции в кабинетах 2 А класса, 4 А класса, в здании по адресу: ..., а так же в кабинетах 1-10 - х классов в здании по адресу: ....в соответствии с п. 2.5.2 СП 2.4.3648-20;

- выполнить отделку стен в здании 1-х классов по адресу: ... без дефектов и повреждений, следов протеканий, материалами, допускающими проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств в соответствии с п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20;

- производственные, складские помещения пищеблока оборудовать локальными вытяжными системами в соответствии с п. 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;

- обеспечить образовательное учреждение питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности в соответствии с п. 2.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;

- обеспечить учащихся начальных классов недостающей учебной мебелью в объеме 44 парты и 88 стульев в соответствии с п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20.

При недостаточности у Муниципального общеобразовательного учреждения «Павинская средняя общеобразовательная школа» денежных средств, необходимых для выполнения перечисленных мероприятий, обязать администрацию Павинского муниципального района ... (ИНН ___, ОГРН ___, юридический адрес: ...), Районный отдел образования администрации Павинского муниципального района ... (ИНН ___, ОГРН ___, юридический адрес: ...), - обеспечить в установленном порядке финансирование работ с целью их выполнения до 1 февраля 2024 года.

В остальной части требований – отказать.

Взыскать с МОУ Павинская СОШ Павинского муниципального района ... в доход бюджета Павинского муниципального района ... государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Костромской областной суд через Павинский районный суд ....

Судья    

2-125/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области
Ответчики
отдел образования администрации Павинского муниципального района Костромской области
МОУ Павинская СОШ Павинского муниципального района Костромской области
Администрация Павинского муниципального района
Суд
Павинский районный суд Костромской области
Судья
Мочалова Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
pavinsky.kst.sudrf.ru
21.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2023Передача материалов судье
27.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее