УИД ___
Производство ___
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 июля 2023 года в с. Павино Павинский районный суд ... в составе председательствующего Мочаловой Т.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Московкиной Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Павинская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района ... об обязании устранить нарушения санитарного законодательства, выявленные по результатам плановой выездной проверки в апреле 2022 года,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора по ..., Роспотребнадзор) в порядке ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Павинская СОШ с требованием обязать устранить нарушения санитарного законодательства, выявленные по результатам плановой выездной проверки в апреле 2022 года, путем исполнения требований предписания ___ от "__"__ в срок до 1 февраля 2024 года, а именно:
-организовать и обеспечить в МОУ Павинская СОШ проведение производственного контроля в соответствии с п. 1.8 СП 2.4.3648-20, п. 2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
- выполнить отделку полов материалами без дефектов и повреждений, допускающими проведение влажной обработки и дезинфекции в кабинетах 2 А класса, 4 А класса, в здании по адресу: ..., а так же в кабинетах 1- х классов в здании по адресу: ....в соответствии с п. 2.5.2 СП 2.4.3648-20;
- выполнить отделку стен в здании 1-х классов по адресу: ... без дефектов и повреждений, следов протеканий, материалами, допускающими проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств в соответствии с п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20;
- в школе для обучающихся 5-11-х классов оборудовать комнату (кабину) личной гигиены девочек, оснащенную унитазом, умывальной раковиной, душевым поддоном с гибким шлангом, биде и иным оборудованием, обеспечивающим личную гигиену в соответствии с п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20;
- производственные, складские помещения пищеблока оборудовать локальными вытяжными системами в соответствии с п. 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
- обеспечить образовательное учреждение питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности в соответствии с п. 2.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
- обеспечить учащихся начальных классов недостающей учебной мебелью в объеме 44 парты и 88 стульев в соответствии с п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20.
Требования мотивированы тем, что в апреле прошлого года Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ... в Шарьинском районе на основании Решения Управления Роспотребнадзора по ... (далее - ТО Роспотребнадзора) от "__"__ № N 111/26- Ш была проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения Павинская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района ... (далее - Павинская СОШ, учреждение) на предмет выполнения требований санитарного законодательства.
По результатам проверки был составлен Акт проверки ___ от "__"__ и выдано предписание ___ от "__"__ по сроку исполнения до 15.04.2023.
Согласно информации о выполнении вышеуказанного предписания, представленной учреждением в ТО Роспотребнадзора "__"__ вх. ___ (исх. ___ от "__"__), не выполнены, либо выполнены частично следующие пункты предписания: 1). В нарушение п. 1.8 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 г. (далее - СП 2.4.3648-20), п. 2.1 СанПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 32 от 27.10.2020 г. (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20) в МОУ Павинская СОШ не организовано и не обеспечено проведение производственного контроля, согласно разработанной программе.
В соответствии с п. 1.8 СП 2.4.3648-20 - на объектах должен осуществляться производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов. Согласно п. 2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, - предприятия общественного питания должны проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points), в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания.
В целях выполнения данного пункта предписания учреждением заключен договор от 02.03.2023 с ФБУЗ ЦГиЭ в ....
2). Выполнен частично. В нарушение п. 2.5.2 СП 2.4.3648-20 не выполнена отделка полов материалами без дефектов и повреждений, допускающими проводить влажную обработку и дезинфекцию в кабинетах 2 А класса, 4 А класса, в здании по адресу: ...; в кабинетах 1-х классов в здании по адресу: ....
В соответствии с п. 2.5.2 СП 2.4.3648-20 полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию.
В целях выполнения данного пункта предписания учреждением только заключен договор со «Стройцентр «Огонек»» ....
3). Выполнен частично. В нарушение п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20, - не выполнена отделка стен в здании 1-х классов по адресу: ... без дефектов и повреждений, следов протеканий, материалами, допускающими проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20- стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
4). В нарушение п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20 в школе для обучающихся 5-11 классов не оборудована комната (кабина) личной гигиены девочек, оснащенная унитазом, умывальной раковиной, душевым поддоном с гибким шлангом, биде и иным оборудованием, обеспечивающим личную гигиену.
В соответствии с п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20- Для обучающихся 5-11 классов необходимо оборудовать комнату (кабину) личной гигиены девочек площадью не менее 3,0 м2, оснащенную унитазом, умывальной раковиной, душевым поддоном с гибким шлангом, биде или иным оборудованием, обеспечивающим личную гигиену.
5). В нарушение п. 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 - производственные, складские помещения пищеблока не оборудованы локальными вытяжными системами.
В соответствии п. 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 - зоны (участки) и (или) размещенное в них оборудование, являющееся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла должны быть оборудованы локальными вытяжными системами.
7). В нарушение п. 2.6.2 СП 2.4.3648-20, п. 2.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, раздел IV, п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), раздел III, таблица 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21) образовательное учреждение не обеспечено питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения (на пищеблоке, из питьевого фонтанчика).
В соответствии с п. 2.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 холодная и горячая вода, используемая для производственных целей, мытья посуды и оборудования, соблюдения правил личной гигиены должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде.
Так, отобранные образцы воды из разводящей сети по санитарно-химическим показателям не соответствует:
по содержанию бора: при норме 0,5 мг/л., фактическое содержание бора составило 1,48 мг/л (кран в столовой на пищеблоке);
по содержанию бора: при норме 0,5 мг/л., фактическое содержание бора составило 1,68 мг/л (питьевой фонтанчик).
8). Выполнен частично. В нарушение п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20, таблицы 6.2 раздела IV СанПиН 1.2.3685-21 учащиеся начальных классов не в полном объеме обеспечены учебной мебелью в соответствии с их ростом.
В соответствии п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20 воспитанники и отдыхающие обеспечиваются мебелью в соответствии с их ростом и возрастом. Функциональные размеры мебели должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническим регламентом. Мебель для учебных заведений (парты, столы и стулья) обеспечивается цветовой маркировкой в соответствии с ростовой группой (кроме палаточных лагерей и организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования). Цветовая маркировка наносится на боковую наружную поверхность стола и стула.
В целях выполнения данного пункта предписания МОУ Павинская СОШ приобретено всего 11 парт и 22 стула, при нуждаемости 44 парты и 88 стульев.
Не устранены данные нарушения и после внесенного "__"__ предписания по сроку исполнения до 15.04.2023.
По мнению истца, приведенные выше нарушения свидетельствуют о грубом нарушении со стороны должностных лиц образовательной организации исполнения своих обязанностей по обеспечению санитарноэпидемиологической безопасности неопределенного круга лиц, в том числе, детей, обеспечению и созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации в зданиях образовательного учреждения.
"__"__ на основании определения судак участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Павинского муниципального района ... и отдел образования администрации Павинского муниципального района ....
Своевременно извещенные, - истец Управление Роспотребнадзора по ..., ответчики – отдел образования Павинского муниципального района, МОУ Павинская СОШ ... в судебное заседание представителей не направили.
Представитель истца по доверенности – Беша О.Г., заведующая РОО администрации Павинского муниципального района Лаптева Т.В., директор МОУ Павинская СОШ Ивкова Ю.В., в письменных ходатайствах просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Надлежаще извещенный ответчик – администрация Павинского муниципального района ... для участия в судебном заседании представителя не направила.
Представитель ответчика по доверенности – Баранов И.В. ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ определил о рассмотрении дела в отсутствии представителей сторон.
В письменной позиции на возражения ответчиков представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... Беша О.Г. поддержала требования истца по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Полагала безосновательными возражения представителей районного отдела образования и МОУ Павинская СОШ о незаконности п. 4 предписания Роспотребнадзора от "__"__ со ссылкой на положения п. 4.1 СанПиН "__"__-10, утратившие свою силу "__"__.
Аналогичные требования содержатся в действующих с "__"__ СП "__"__-20 от"__"__. Однако, проектная документация здания МОУ Павинская СОШ на обозрение при проведении проверки представлетна не была; обустройство комнаты (кабины) личной гигиены не требует вмешательства в конструктивные элементы здания; ответчиком предписание ___ от "__"__ не обжаловалось. Более того, обустройство кабины личной гигиены в МОУ Павинская СОШ ранее было запланировано, данные виды работ включены в план ремонтных работ администрации.
Безосновательны ссылки ответчика на то, что для выполнения п. 8 Предписания необходимы большие финансовые средства, не незапланированные на 2023 год, и на то, что объем работ и денежных средств не позволит ответчику выполнить законные требования истца в установленный в исковом заявлении срок.
Нарушенные ответчиком санитарные нормы и правила обязательны для выполнения, направлены на сохранения здоровья учащихся школы. Предписание от "__"__ было не исполнено ответчиком в течение года и более. Перенос его выполнения на 2025-26 годы недопустим.
В письменных пояснениях представители соответчиков, - отдела образования Павинского муниципального района и МОУ Павинская СОШ ... сообщили, что с исковыми требованиями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... ознакомлены и согласны. Указали, что данные требования возможно выполнить в установленный срок при условии изыскания средств для финансирования отдельных пунктов предписания.
Пояснили, о состоянии текущих мероприятий по исполнению требований истца на 12.07.2023 года: 1) проведение производственного контроля в соответствии с п. 1.8 СП 2.4.3648-20, п. 2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 назначено на сентябрь 2023 года, договор заключен с ФБУЗ и ЦГиЭ в ... от "__"__ на 16238 рублей и полностью оплачен в мае 2023 года. Ввиду летних каникул производственный контроль обеспечить невозможно и он перенесен на сентябрь 2023 по согласованию сторон. Забор воды для анализа будет произведен "__"__. Срок действия договора по "__"__; 2) отделка полов линолеумом в кабинетах 2А, 4А, в 1 классах не выполнена. "__"__ был заключен договор с подрядчиком «Стройцентр «Огонек» ... на сумму 99 630 рублей. Договор не оплачен. Данные виды работ включены в план ремонтных работ администрации Павинского муниципального района ..., утвержденный решением районного собрания депутатов Павинского муниципального района в мае 2023 года, отдельным пунктом для оплаты договора предусмотрена сумма 200 000 рублей; 3) отделка стен в здании 1-х классов выполняется ежегодно. Здание, приспособленное под классы, ветхое, соединено металлическими стяжками. В июле - августе 2023 года при осуществлении подготовительных мероприятий перед новым учебным годом запланированы выравнивание стен и их окраска. Данные виды работ включены в план мероприятий администрации Павинского муниципального района ... по подготовке объектов социальной сферы в 2023 -24 г., утвержденный решением районного собрания депутатов в мае 2023 г. отдельным пунктом на эти цели предусмотрена сумма 30 000 рублей. Данный вид ремонта будет осуществлен силами штатных работников МОУ Павинской СОШ, работы будут выполнены в августе 2023 года; 4) обустройство кабинки личной гигиены для девочек 5-11 классов в школе планируется. Данные виды работ включены в план ремонтных работ администрации Павинского муниципального района ... отдельным пунктом, на выполнение предусмотрена сумма 100000 рублей.
Вместе с тем, ответчики отмечают, что выполнение данного требования для МОУ Павинская СОШ представляет особую сложность. Так, большая площадь туалетной комнаты для девочек занята туалетными кабинами и умывальными раковинами, в соответствии с требованиями санитарных правил, действовавших до 2021 года (1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек). Санитарное законодательство меняется, в условиях старой сельской школы с деревянными перекрытиями и полами, выполнение новых требований санитарных норм и правил затруднительно, и, в данном случае, изыскать необходимую площадь для кабинки личной гигиены и биде сложно. Указывают, что в соответствии с п.4.1 СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «.. ..ранее построенные здания общеобразовательных учреждений эксплуатируются в соответствии с проектом», - обустройство кабин личной гигиены в проекте СОШ не предусмотрено; 5) по оборудованию производственных, складских помещений локальными вытяжными системами предусмотрены работы по локальному сметному расчету по ремонту пищеблока МОУ Павинская СОШ в 2023 году. В разделе 4 «Вентиляция» предусмотрены ремонты и затраты на сумму 9812,74 руб. Данные работы будут выполнены в июле - августе 2023 года, сметный расчет подготовлен сектором архитектуры администрации Павинского муниципального района, ведется согласование с подрядчиком; 6) по обеспечению образовательного учреждения питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности предполагается присоединение к новой системе водопровода с заменой производственного счетчика и комплектующих. Забор воды лаборантами ФБУЗ и ЦГиЭ в ... будет произведен "__"__ год при подготовке учреждения к новому учебному году, результат анализа воды будет известен при проведении приемки учреждения в начале августа 2023 года. Кроме этого, в 2025-2026 г.г. планируется замена всей водопроводной сети по зданию МОУ Павинская СОШ по адресу: ..., в соответствии с подготовленной ООО « Проектно - конструкторское бюро « Консоль») сметной документацией по капитальному ремонту здания школы; 7) для обеспечения учащихся начальных классов недостающей учебной мебелью необходима сумма 255 200 рублей (в соответствии с приложенными ценами на мебель для школ, - стоимость одной парты двуместной регулируемой 2-4,4-6 рост, гр - 2700 руб., стула ученического - 1550 рублей), итого: 44 парты х 2700 руб.= 118 800 руб.; 88 стульев х 1550 = 136 400 руб.
По указанному в иске пункту предписания о приобретении соответствующей санитарным нормам мебели, было закуплено 11 парт и 22 стула для учащихся 1 классов на сумму 51 700 рублей.
Сметой расходов МОУ Павинской СОШ данный вид расходов не предусмотрен. Парты, имеющиеся в наличии, вполне пригодны для образовательного процесса, постоянно ремонтируются, поддерживаются в надлежащем состоянии.
Ответчики при рассмотрении гражданского дела просили учесть, что МОУ Павинская СОШ является казенным учреждением и внебюджетных источников не имеет, в смете расходов учреждения выполнение всех замечаний в полном объеме не предусмотрено. При осуществлении финансирования учреждения первостепенно обеспечиваются финансами вопросы функционирования (питание, освещение, отопление, тепло- и водоснабжение, связь и т.д.). Ремонт пищеблока (по смете 451 тыс.руб.) летом 2023 года ранее не планировался, но ввиду непредвиденных обстоятельств и причин, является приоритетом на летний период 2023 года. Изыскать такую сумму в районном бюджете будет очень непросто. Ответчики просят учесть условия дефицита бюджета района, весьма ограниченные возможности сметы учреждения и перенести срок выполнения замечаний ТО Роспотребнадзора в полном объеме на 2025 год.
Представитель ответчика, - администрации Павинского муниципального района, по доверенности – Баранов И.В., в письменном отзыве указал, что администрация Павинского муниципального района не имеет возражений против исковых требований, считает иск обоснованным в полном объеме. Со своей стороны ответчик по заявкам образовательного учреждения и по предписаниям контролирующих органов делает все возможное для финансирования необходимых мероприятий. Так, ещё в августе и октябре 2022 года финансовым отделом Администрации для выполнения предписания Роспотребнадзора МОУ Павинская СОШ были направлены денежные средства на приобретение устойчивого линолеума (платежное поручение ___ от "__"__ на 49815 руб.); материалов для отделки стен и полов (платежное поручение ___ от "__"__ на 49500 руб.); для оплаты работ по ремонту школы (платежное поручение ___ от "__"__ на 70900 руб.)
Изучив материалы гражданского дела, обозрев материалы Проекта привязки школы на 400 мест в районном центре Павино ... 1958 года (заказ ___ Костромская областная проектная контора «Облпроект»), суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Полномочия территориального органа - Управления Роспотребнадзора по ... закреплены в Положении, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 № 697, согласно которому Управление осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, для чего наделен правом обращаться в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Статьей 39 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено действие на территории Российской Федерации федеральных санитарных правил, соблюдение которых, является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается, в том числе, на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон «Об образовании»), организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 11 указанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу ст. 1, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе, организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Положениями ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе, меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п.п. 2, 3 ч. 6 ст. 28 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности ___ от "__"__ и приложением ___ к ней на л.д.7-9, Муниципальное общеобразовательное учреждение Павинская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района ... оказывает образовательные услуги по адресу: 157650, ..., и 157650, ...; уровень образования - начальное общее, основное общее, среднее общее и дополнительное образование детей и взрослых (л.д.7-10).
Согласно положениям Устава Муниципального общеобразовательного учреждения Павинская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района ..., утвержденного Постановлением администрации Павинского муниципального района "__"__ ___, - МОУ Павинская СОШ является некоммерческой образовательной организацией казённого типа; учредителем является Администрация Павинского муниципального района ...; Учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации во время образовательного и воспитательного процессов; имущество образовательной организации находится в муниципальной собственности муниципального образования Павинский муниципальный район; образовательная организация владеет, пользуется закрепленным за ней муниципальным имуществом с согласия Учредителя в соответствии с назначением и ограничениями, установленными действующим законодательством и Договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления (л.д. 10-16).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что, на основании решения руководителя Управления Роспотребнадзора по ... ___ от "__"__, в отношении МОУ Павинская СОШ была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой выявлены вышеуказанные нарушения обязательных требований СП 2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20, 2.1.3684-21, 1.2.3685-21, отраженные в акте плановой выездной проверки от "__"__, с которым тогда же ознакомлен представитель образовательного учреждения – директор МОУ Павинская СОШ. В адрес данного образовательного учреждения "__"__ Управлением Роспотребнадзора по ... Территориальным отделом в ... выдано предписание об устранении указанных в нем нарушений в срок до 15 апреля 2023 года. В предписании содержится разъяснение последствий его невыполнения, а именно возможность привлечения соответствующего должностного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 17 - 33).
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Руководствуясь положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, проверив положения действующих санитарных правил и норм, нарушение которых, как указано в иске, допущено МОУ Павинская СОШ, стороной ответчика не отрицается наличие таких нарушений, отраженных в предписании ___ от "__"__, часть из которых так и не исправлена на протяжении длительного времени, принимая во внимание доводы сторон, - суд приходит к выводу о частичном удовлетворении указанных выше исковых требований.
Так, довод МОУ Павинская СОШ и отдела образования администрации Павинского муниципального района о том, что при отсутствии проектного решения не подлежат удовлетворению требования пункта 4 предписания от "__"__ в части оборудования комнаты (кабины) личной гигиены девочек, оснащенную унитазом, умывальной раковиной, душевым поддоном с гибким шлангом, биде и иным оборудованием, обеспечивающим личную гигиену согласно п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20, заслуживает внимания.
Так, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждены и введены в действие с 01.01.2021 года по 01.01.2027 года Санитарные правила «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573).
Пунктом 3.4.10. Правил установлено, что на каждом этаже размещаются санитарные узлы раздельные для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями и умывальниками для мытья рук. Для инвалидов маломобильных групп туалетная комната (кабина) должна быть оборудована с учетом обеспечения условий доступности. Для персонала оборудуется отдельный санузел (кабина). Для обучающихся 5 - 11 классов необходимо оборудовать комнату (кабину) личной гигиены девочек площадью не менее 3,0 м2, оснащенную унитазом, умывальной раковиной, душевым поддоном с гибким шлангом, биде или иным оборудованием, обеспечивающим личную гигиену.
В соответствии с пунктом 1.3. Правил, - при разработке проектной документации в отношении зданий, строений, сооружений, помещений, используемых хозяйствующими субъектами при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее - объекты), должны соблюдаться требования Правил, установленные, в том числе, пунктами 3.4.1 (абзац первый), 3.4.2, 3.4.3 (абзацы первый - третий), 3.4.4, 3.4.5, 3.4.9 - 3.4.13, 3.4.14 (абзацы первый - четвертый, шестой) - в отношении организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,
Объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию, в случае если указанные процессы начались до вступления в силу Правил, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, при условии обеспечения доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
МОУ Павинская СОШ для обозрения в суд представлен Проект школы на 400 мест в районном центре .... Согласно проекту, он разработан в ... в 1958 году. Проектом было предусмотрено строительство двухэтажного здания из красного кирпича площадью на 1 учащегося 3,9 м., (всего на 400 мест) с обустройством уборных типа люфт-клозет с выгребной ямой .... Перекрытия и перегородки школы – деревянные по брусчатым балкам со щитовым накатом. Расчет емкости выгреба 6 кбм/сутки
Каких-либо реконструкций здание МОУ Павинская СОШ с начала шестидесятых г.г. не претерпела, изменений в проектную документацию, касающуюся обустройства туалета внесено не было. Каких-либо расчетов, каким образом может отразиться на конструкциях помещения туалета, выгребной ямы обустройство водо - и энергоемкой сантехники, в материалы дела кем-либо из сторон не представлено. Вместе с тем, согласно письменным пояснениям ответчиков школе необходима замена всей устаревшей водопроводной сети. Такая замена запланирована в ходе капитального ремонта школы в 2025-2026 г.г. (сметный расчет готовится ООО «Проектно-конструкторское бюро «Консоль») (л.д.55).
В настоящее время в туалете для девочек имеются, установленные по СанПиН 2.4.2.2821-10, действовавшему до 01.01. 2021 года, унитазы и раковины по числу учащихся девочек (1 унитаз на 20 девочек и 1 раковина для умывания на 30 девочек), а так же отдельная туалетная кабина для персонала. Площадь имеющегося туалета так же не позволяет ответчику обустроить в туалетной комнате поддон с душем либо душевую кабинку, биде.
В силу изложенного, суд приходит к выводу, что требование п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20 для обязательного обустройства помещений МОУ Павинская СОШ не применимо, а может носить лишь рекомендательный характер, в этой части иск удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, изложенный в пояснениях к иску представителей ответчиков довод о том, что требование иска об оснащении учащихся начальных классов в полном объеме учебной мебелью в соответствии с их ростом, частично исполненное МОУ Павинская СОШ, трудно выполнимо в срок до 1 февраля 2024 года по причине отсутствия в бюджете денежных средств на закупку новой мебели, суд находит не заслуживающим внимания, поскольку в материалах дела не представлены доказательств невозможности полного обеспечения учащихся начальных классов соответствующими их росту стульями и партами (столами), ссылка ответчиков на отсутствие финансирования на эти цели бездоказательна, выполнение требования соответствующего СанПина частично, истцом не оспаривается. Представителем администрации Павинского муниципального района в пояснениях к иску указано на отсутствие возражений по заявленным требованиям, а так же представлены доказательства того, что администрацией денежные средства для исполнения предписаний контролирующих органов выделяются.
Учитывая положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, принимая во внимание все доводы сторон, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении указанных выше требований иска.
Приведенные в иске нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства (кроме нарушения, указанного в п. 4 Предписания, носящего для ответчиков рекомендательный характер) ответчиками не отрицаются. К компетенции основного ответчика относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников МОУ Павинская СОШ.
Как пояснила представитель истца Беша О.Г. в своей позиции по делу от 19.07.2023, и это оставлено без возражений ответчиками, указанные в иске нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности учебного заведения имеют длительный характер, создают угрозу здоровью детей, находящихся на территории образовательного учреждения.
Учитывая вышеизложенные требования законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу о том, что бездействием МОУ Павинская СОШ нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних – учащихся МОУ Павинская СОШ на безопасное для жизни и здоровья пребывание в учебном учреждении, обязанность по приведению в нормативное санитарное состояние зданий и помещений учреждения, а так же по финансированию таких мероприятий, в силу закона лежит на ответчиках.
В соответствии с пп. 19 п. 1 статьи 333.36 главы 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым, судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты госпошлины.
В этой связи у суда имеются все основания для удовлетворения иска Роспотребнадзора.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, должна быть взыскана государственная пошлина по делу пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Принимая во внимание, что истец освобождён от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в интересах неопределённого круга лиц (пп. 13 ч.1 ст.333.36 НК РФ), органы местного самоуправления освобождены от обязанности уплаты госпошлины на основании пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ,- государственная пошлина в по настоящему делу должна быть взыскана с ответчика, не освобождённого от её уплаты в размере, определенном абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Учитывая, что МОУ Павинская СОШ является казенным учреждением, финансируемым за счет муниципального бюджета, суд полагает возможным уменьшить подлежащую взысканию с данного ответчика государственную пошлину до 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Павинская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района ... по гражданскому делу ___, удовлетворить частично.
Возложить на Муниципальное общеобразовательное учреждение Павинская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района ... (ИНН ___, ОГРН ___, юридический адрес: ...) обязанность в срок до 01.02.2024 года:
- организовать и обеспечить в МОУ Павинская СОШ проведение производственного контроля в соответствии с п. 1.8 СП 2.4.3648-20, п. 2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
- выполнить отделку полов материалами без дефектов и повреждений, допускающими проведение влажной обработки и дезинфекции в кабинетах 2 А класса, 4 А класса, в здании по адресу: ..., а так же в кабинетах 1-10 - х классов в здании по адресу: ....в соответствии с п. 2.5.2 СП 2.4.3648-20;
- выполнить отделку стен в здании 1-х классов по адресу: ... без дефектов и повреждений, следов протеканий, материалами, допускающими проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств в соответствии с п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20;
- производственные, складские помещения пищеблока оборудовать локальными вытяжными системами в соответствии с п. 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
- обеспечить образовательное учреждение питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности в соответствии с п. 2.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
- обеспечить учащихся начальных классов недостающей учебной мебелью в объеме 44 парты и 88 стульев в соответствии с п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20.
При недостаточности у Муниципального общеобразовательного учреждения «Павинская средняя общеобразовательная школа» денежных средств, необходимых для выполнения перечисленных мероприятий, обязать администрацию Павинского муниципального района ... (ИНН ___, ОГРН ___, юридический адрес: ...), Районный отдел образования администрации Павинского муниципального района ... (ИНН ___, ОГРН ___, юридический адрес: ...), - обеспечить в установленном порядке финансирование работ с целью их выполнения до 1 февраля 2024 года.
В остальной части требований – отказать.
Взыскать с МОУ Павинская СОШ Павинского муниципального района ... в доход бюджета Павинского муниципального района ... государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Костромской областной суд через Павинский районный суд ....
Судья