Решение по делу № 2-577/2021 от 09.09.2021

Дело № 2-577/2021

43RS0011-01-2021-000845-60

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кирс                         05 октября 2021 г.

Верхнекамский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Сунцовой О.В., при секретаре судебного заседания Шемота Е.М, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верхнекамского районного суда гражданское дело по иску прокурора Верхнекамского района Кировской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКУ Администрация Верхнекамского района Кировской области о возложении обязанности организовать проведение мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Верхнекамского района обратился с вышеуказанным иском в суд, в обоснование указав, что прокуратурой Верхнекамского района в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка соблюдения администрацией Верхнекамского района требований законодательства в сфере организации отлова безнадзорных животных, в ходе которой выявлены нарушения. Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются ФЗ от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что муниципальному образованию Верхнекамский муниципальный район Кировской области предоставлена субсидия на выполнение указанных отдельных государственных полномочий в ДД.ММ.ГГГГ году в размере <данные изъяты> тыс. руб. Вместе с тем, несмотря на то, что на момент проверки в ОМВД России по Верхнекамскому району в текущем году уже поступило <данные изъяты> сообщения о нападении на граждан безнадзорных собак, должных мер по организации проведения мероприятий по отлову безнадзорных домашних животных путем заключения соответствующего договора на оказание услуг не принято. Бездействие администрации Верхнекамского района создает реальную угрозу безопасности граждан, в том числе жизни и здоровью несовершеннолетних. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе Верхнекамского района внесено представление, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены. Просит суд обязать МКУ Администрация Верхнекамского района Кировской области организовать проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования Верхнекамский муниципальный район Кировской области, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 статьи 18 ФЗ от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В судебном заседании заместитель прокурора Верхнекамского района Кузнецов И.И. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика МКУ Администрация Верхнекамского района Кировской области, действую на основании доверенности, Гребельникова А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения. Согласно части 2 указанной статьи, органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Согласно пунктам 49, 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, решение вопросов осуществления полномочий в области организации мероприятий в области обращения с животными без владельцев отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона № 52-ФЗ «О животном мире», Закона Российской Федерации № 4979-1 «О ветеринарии», Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ГК РФ, иных законов и принимаемых в соответствии с ними подзаконных актов, в том числе Санитарных правил СП 3.1.7.2627-10, Ветеринарных правил ВП 3.1.096-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 13. Бешенство», утвержденных Госкомсанэпиднадзором России 31.05.1996 и Минсельхозпродом России 18.06.1996.

В силу части 6 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» животное без владельца – животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.

Системный анализ указанного законодательства дает основания для вывода о том, что безнадзорные животные – это потерявшиеся, сбежавшие, брошенные или иным образом оставшиеся без попечения людей домашние животные.

Статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно пункту 1 статьи 29 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Пунктом 4.8 вышеуказанных Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

Согласно пункту 9.5 СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей» регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 1, 3 Закона Кировской области от 18.06.2014 № 416-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями Кировской области в области обращения с животными в части организаций деятельности по обращению с животными без владельцев», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области на неограниченный срок наделяются отдельными государственными полномочиями Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных районов и городских округов.

При осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления имеют право: на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет субвенций, дополнительно использовать на эти цели собственные финансовые средства и материальные ресурсы в порядке, определяемом уставами образований.

Согласно Уставу Верхнекамского района Кировской области (л.д.39-56), данное муниципальное образование осуществляет переданные ему федеральными или областными законами отдельные государственные полномочия за счет субвенций, предоставляемых из средств федерального или областного бюджета. Районная Дума может принять решения об использовании собственных материальных ресурсов и денежных средств для осуществления отдельных государственных полномочий (статья 9 Устава).

Таким образом, администрация Верхнекамского района должна надлежащим образом осуществлять на территории муниципального образования в рамках полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации и Кировской области, отдельные государственные полномочия по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Как установлено судом и следует из материалов дела, возложенные указанными нормативными правовыми актами обязанности по выполнению переданного государственного полномочия Кировской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак, ответчиком не исполняются.

Из представленных материалов следует, что в течение ДД.ММ.ГГГГ года в ОМВД России по Верхнекамскому району зарегистрировано <данные изъяты> сообщений о нападениях безнадзорных (бездомных) животных на людей (л.д.31-32), количество лиц, обратившихся в Верхнекамское ОСМП за оказанием медицинской помощи в связи с укусом безнадзорных (бездомных) животных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> человек (л.д.33), в КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ» на ДД.ММ.ГГГГ за истекший период ДД.ММ.ГГГГ года за медицинской помощью в связи с укусами безнадзорных (бездомных) животных обратились <данные изъяты> пациента, из них <данные изъяты> детей (л.д.34).

В материалах дела имеется справка о результатах проверки соблюдения законодательства в сфере организации отлова безнадзорных животных от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что старшим помощником прокурора Верхнекамского района проведена проверка исполнения администрацией Верхнекамского района законодательства в сфере организации отлова безнадзорных животных. В ходе проверки установлено, что муниципальному образованию Верхнекамский муниципальный район Кировской области предоставлена субсидия на выполнение указанных отдельных государственных полномочий в ДД.ММ.ГГГГ году в размере <данные изъяты> рублей. Несмотря на то, что за истекший период ДД.ММ.ГГГГ года в ОМВД России по Верхнекамскому району поступило <данные изъяты> сообщения о фактах нападения на граждан безнадзорных собак, в том числе несовершеннолетних, до настоящего времени не принято должных мер по организации проведения мероприятий по отлову безнадзорных домашних животных путем заключения соответствующего договора на оказание услуг (л.д.5-6).

ДД.ММ.ГГГГ главе Верхнекамского района Кировской области Олину А.В. внесено представление об устранении нарушений закона в сфере организации отлова безнадзорных животных (л.д.7-9).

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ главы Верхнекамского района Олина А.В. на представление в ДД.ММ.ГГГГ году было подписано соглашение с управлением ветеринарии Кировской области, КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок» и главами <данные изъяты> районов о проведении совместного аукциона. Совместный аукцион был объявлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11).

Доводы представителя ответчика о том, что администрация Верхнекамского района приняла все меры для выполнения данной обязанности, а именно: заключила соглашение с управлением ветеринарии Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ о проведении совместного аукциона, который ДД.ММ.ГГГГ признан несостоявшимся в связи с отсутствием поданных заявок от участников торгов; принято решение о проведении повторного совместного аукциона; действует муниципальная программа «Обеспечение безопасности и жизнедеятельности населения», в рамках которой реализуется мероприятие «Охрана окружающей среды», включающее в себя отлов безнадзорных животных с финансированием <данные изъяты> рублей, не являются для суда определяющими, поскольку мероприятия по отлову безнадзорных животных администрацией Верхнекамского района в течение 2021 года фактически не проводились. При этом суд учитывает, что в силу вышеприведенных правовых норм ответчик вправе собственные финансовые средства и материальные ресурсы для организации мероприятий по исполнению требований Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в целях повышения материальной заинтересованности специализированных организаций и индивидуальных предпринимателей к участию в аукционах на заключение муниципальных контрактов по отлову безнадзорных животных.

Учитывая вышеизложенное, исковое заявления прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 206 ГПК РФ суд определяет срок, в течении которого ответчик обязан исполнить решение по делу, учитывая фактические обстоятельства, необходимость проведения соответствующих мероприятий, исходя из требований разумности и исполнимости – до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Верхнекамского района Кировской области удовлетворить.

Обязать МКУ Администрация Верхнекамского района Кировской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования Верхнекамский муниципальный район Кировской области, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в мотивированном виде с подачей жалобы через Верхнекамский районный суд Кировской области.

Судья О.В.Сунцова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-577/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Верхнекамского района
Ответчики
МКУ Администрация Верхнекамского района
Суд
Верхнекамский районный суд Кировской области
Судья
Сунцова О.В.
Дело на сайте суда
verhnekamsky.kir.sudrf.ru
09.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2021Передача материалов судье
09.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2021Судебное заседание
07.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее