Дело № 2-670/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2018 года город Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области, в составе:

председательствующего судьи Чирковой В.В.,

при секретаре Говоруха А.В.,

с участием представителей истца по доверенности Баева И.В.,

Ивановой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданские дела по исковому заявлению Тюриной Марины Равильевны к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, администрации муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

установил:

истец Тюрина М.Р. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании права собственности на комнату в квартире по праву приватизации.

В обоснование заявленных требований указала, проживает и зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес> на основании ордера № 11 от 10 февраля 2004 года, выданного администрацией МО Оренбургский район Оренбургской области на основании распоряжения № 249-р от 02 февраля 2004 года.

Истцу в соответствии с Постановлением администрации МО Оренбургский район Оренбургской области № 2914-п от 26 июня 2008 года разрешено приватизировать служебную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации МО Оренбургский район Оренбургской области № 3302-п от 18 июля 2008 в вышеуказанное постановление внесены изменения, а именно изменен п. 1 постановления, в связи с чем Тюриной М.Р. было разрешено приватизировать служебную комнату , площадью 22 кв.м., расположенную в квартире по адресу: <адрес>.

На поэтажном плане квартиры данная комната указана за , общей площадью 21,6 кв.м.

Истец обратилась в администрацию МО Оренбургского района с заявлением о бесплатной передаче в собственность вышеуказанной комнаты.

Уведомлением администрации МО Оренбургского района Оренбургской области № 1/259 от 30 января 2018 года истцу отказано в оформлении документов на передачу комнаты в собственность в связи с тем, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> реестре муниципального имущества муниципального образования Оренбургский район отсутствует.

Просит признать за ней право собственности на комнату , площадью 22 кв.м., расположенную в квартире по адресу: <адрес>.

В ходе разбирательства по делу истцом исковые требования уточнены. Просит признать за Тюриной М.Р. право на передачу ей в собственность на комнату , площадью 21,6 кв.м., расположенную в квартире по адресу: <адрес>.

В судебное заседание истец Тюрина М.Р. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена, ходатайств и заявлений не представила.

В судебном заседании представители истца Баев И.В. и Иванова М.И., действующие на основании доверенности от 29 сентября 2017 года исковые требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении Тюриной М.Р.

Администрация МО Оренбургский район Оренбургской области о месте и времени судебного заседания извещены, своего представителя не направили, ходатайств и заявлений не представили. Согласно представленного ранее отзыва, против удовлетворения исковых требований не возражают.

Администрация МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, привлеченные к участию в деле в качестве ответчика протокольным определением, о дате и времени судебного заседания извещены, в судебное заседание не явились, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие. Из представленного отзыва следует, что администрация МО Подгородне-Покровский сельсовет возражает против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что спорная квартира не принадлежит администрации МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района.

Третьи лица Тюрина Н.Б., Муртазин А.Р. о месте и времени судебного заседания извещены, в него не явились, ходатайств и заявлений не представили.

Суд, выслушав представителей истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав показания свидетелей, приходит к следующему:

Статьей 35 Конституции Российской Федерации гарантировано, гражданин вправе иметь имущество в собственности.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими; свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (часть 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Материалами дела установлено, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 13 марта 2003 года собственником двухэтажного жилого дома с подвалом литер А, полезной площадью 1029 кв.м., жилой площадью 388,6 кв.м. по адресу: <адрес> является администрация МО Оренбургский район Оренбургский области (л.д.95).

Как следует из копии дела правоустанавливающих документов на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, является коммунальной квартирой и имеет три жилые комнаты:

Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

В судебном заседании установлено, что комната в служебном помещении (в квартире) в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, была предоставлена на основании распоряжения администрации МО Оренбургский район № 249-р от 02 февраля 2004 года Тюриной М.Р. вместе с сыном МАР и дочерью ТНБ, о чем 10 февраля 2004 года выдан ордер №1 (л.д.5).

В жилом помещении зарегистрирована и проживает истец Тюрина М.Р., ее дочь ТНБ(л.д.8).

Указанные обстоятельства также подтверждаются копией лицевого счета № 8, выпиской из похозяйственной книги № 75 (л.д.19).

Постановлением администрации МО Оренбургский район № 2914-п от 26 июня 2008 года Тюриной М.Р. разрешено приватизировать служебную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, МП «Услуги» заключить договор на передачу квартиры (дома) в собственность граждан с Тюриной М.Р. (л.д.5).

Постановлением администрации МО Оренбургский район № 3302-п от 18 июля 2008 года в постановление № 2914-п от 26 июня 2008 года внесены изменения и п. 1 постановления изложен в следующей редакции: «разрешить Тюриной М.Р. приватизировать служебную комнату , площадью 22 кв.м., расположенную в квартире по адресу: <адрес>» (л.д.6)

По смыслу статьи 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Из сообщений ГУП «Облжилкомхоз» (л.д.21), Управления жилищной политики администрации города Оренбурга (л.д.46) следует, что сведения об участии истца Тюриной М.Р в приватизации отсутствуют.

По техническому паспорту на квартиру, комнату, помещение в жилом доме, расположенного по адресу: <адрес> состоит из трех отдельно расположенных комнат площадью 21,6 кв.м. (), 14,4 ()и 27,8().

Квартира постановлена на кадастровый учет, о чем 31 октября 2011 года внесен в государственный кадастр недвижимости кадастровый номер: присвоен , что следует из выписки из ЕГРН от 28 февраля 2018 года(л.д.23-27).

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Таким образом, право истца на приватизацию спорной жилой комнаты подтверждено совокупностью представленных суду доказательств.

Тюрина М.Р. 10 января 2018 года обратилась в администрацию МО Оренбургский район Оренбургской области с заявлением о бесплатной передаче в собственной вышеуказанной комнаты.

По результатам рассмотрения заявления Тюриной М.Р. было отказано в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно, поскольку жилая квартира, расположенная по адресу: <адрес> реестре муниципального имущества муниципального образования Оренбургский район отсутствует (л.д.9).

Также, Тюрина М.Р. обратилась с заявлением о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно в администрацию Подгородне – Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, где ей было отказано, поскольку жилой дом не включен в реестр муниципальной собственности, рекомендовано решить вопрос в судебном порядке.

Нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, проживавших в данных жилых помещениях, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» аварийные жилые помещения не подлежат приватизации.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения.

Доводы администрации о том, что спорное помещение не может быть предоставлено истцу в собственность бесплатно в связи с отсутствием спорной квартиры в реестре муниципальной собственности, не могут служить основанием к отказу в приватизации занимаемого жилого помещения, указанное само по себе не служит препятствием к возникновению у гражданина права пользования данным жилым помещением, истец неправомерных действий при предоставлении ей жилья не допустила. Из свидетельства о государственной регистрации права 56-00 №470506 от 13 марта 2003 года установлено, право собственности зарегистрировано за администрацией МО Оренбургский район. Передача жилого дома в муниципальную собственность администрации МО Подгородне – Покровский сельсовет Оренбургского района, документально не подтверждена. При это, вины истца в том, что органы местного самоуправления не разрешили вопрос передачи жилого фонда в соответствии с требованиями закона, нет.

Кроме того, дом, в котором расположена спорная квартира, в установленном законом порядке не признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, в силу положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», спорная квартира подлежит приватизации.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в редакции Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 года № 11 с изменениями от 02 июля 2009 года указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на котором законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» от 13 октября 1997 года № 1301 устанавливает, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые и иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Таким образом, истец не может реализовать право на получение занимаемого жилого помещения в собственность по независящим от неё причинам, тогда как право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Учитывая, что отказ истцу в приватизации жилого помещения приведет к нарушению её конституционных прав, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 21,6 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░:

2-670/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Тюрина Марина Равильевна
Тюрина М.Р.
Ответчики
Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области
Администрация МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области
Другие
Муртазин Альберт Ринатович
Иванова М.И.
Тюрина Надежда Борисовна
Тюрина Н.Б.
Баев Игорь Владимирович
Баев И.В.
Иванова Мария Игоревна
Муртазин А.Р.
Суд
Оренбургский районный суд Оренбургской области
Дело на сайте суда
orenburgsky.orb.sudrf.ru
13.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2018Передача материалов судье
16.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2018Подготовка дела (собеседование)
13.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2018Судебное заседание
11.04.2018Судебное заседание
10.05.2018Судебное заседание
30.05.2018Судебное заседание
01.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.05.2020Передача материалов судье
01.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.05.2020Подготовка дела (собеседование)
01.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.05.2020Дело оформлено
01.05.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее