Судья Максимова О.В. Дело № 33-13185/2020
А-2.092
24RS0007-01-2020-000059-82
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 декабря 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.,
судей Охременко О.В., Сударьковой Е.В.,
при помощнике судьи Наумовой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,
гражданское дело по иску Чуковой Елены Петровны к начальнику Территориального отделения Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по Богучанскому району Красноярского края Колесовой Марине Михайловне, Территориальному отделению Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по Богучанскому району Красноярского края, Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании отказа в получении компенсации платы за электрическую энергию незаконным, признании права на получение компенсации платы за электрическую энергию,
по апелляционной жалобе истца Чуковой Е.П.,
на решение Богучанского районного суда Красноярского края от 30 сентября 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Чуковой Елены Петровны к начальнику Территориального отделения Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по Богучанскому району Красноярского края Колесовой Марине Михайловне, Территориальному отделению Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по Богучанскому району Красноярского края, Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании отказа в получении компенсации платы за электрическую энергию, изложенного в уведомлении №70 от 20.01.2020, незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения – принять решение о предоставлении компенсации платы за электрическую энергию исходя из даты подачи заявления, с расчетом размера компенсации (на примере в 5 000 кВт общего объема электрической энергии, потребленной в занимаемом работниками жилом помещении в месяц), взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей отказать в полном объеме».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чукова Е.П. обратилась в суд с иском к начальнику Территориального отделения Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по Богучанскому району Красноярского края Колесовой М.М. о признании отказа в получении компенсации платы за электрическую энергию незаконным, признании права на получение компенсации платы за электрическую энергию.
Требования мотивированы тем, что 24.12.2019 она обратилась с заявлением о предоставлении денежных выплат, компенсирующих расходы на оплату электроэнергии, затраченной на отопление жилого помещения.
20.01.2020 ответчиком вынесено решением об отказе в предоставлении компенсации в связи с отсутствием права на получение компенсаций, поскольку в техническом паспорте жилого помещения по адресу: <адрес> отсутствуют сведения о технологическом присоединении электроотопительной и (или) электронагревательной установки для целей горячего водоснабжения.
Считает указанное решение незаконным, так как право на получение компенсации у нее возникло с момента вступления Закона от 10.06.2010 № 10-4691 в законную силу, она является педагогическим работником в МКОУ Богучанская школа № 2, представила специалисту УСЗН полный перечень документов, подтверждающих законность эксплуатации электроотопительной установки.
Получив отказ в предоставлении компенсации, она испытывала нравственные страдания, сильные переживания.
Просила признать решение за исх. № 70 от 20.01.2020 об отказе в предоставлении компенсации незаконным, обязать ответчика устранить допущенные нарушения – в срок до 3 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении компенсации, исходя из даты подачи заявления, с расчетом размера компенсации, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Определениями Богучанского районного суда Красноярского края от 25.01.2020, 23.07.2020 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Территориальное отделение Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по Богучанскому району Красноярского края, Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения».
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Чукова Е.П. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях представитель территориального отделения по Богучанскому району Паль О.Э. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
На территории Красноярского края меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам в сельской местности установлены Законом Красноярского края от 10.06.2010 № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)». Для педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельской местности, установлены меры социальной поддержки в форме денежных выплат в размере 100 процентов оплаты тепловой энергии, в том числе приобретения твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, или платы за электрическую энергию, потребляемую в целях отопления при проживании в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, исходя из объема потребленной на отопление жилого помещения электрической энергии, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на отопление жилого помещения, утверждаемой Правительством края (ст. 3).
Предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер.
В силу ст. 4 указанного Закона от 10.06.2010 № 10-4691 для предоставления денежных выплат, указанных в настоящем Законе, педагогический работник или его законный представитель представляет в краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» (уполномоченная организация) по месту постоянного жительства либо в краевое государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»:
а) заявление о предоставлении денежных выплат с указанием способа направления уведомления о принятом решении (по электронной почте или на бумажном носителе);
б) копию документа, удостоверяющего личность;
б.1) документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на бумажном носителе или в форме электронного документа (при наличии такой регистрации).
в) справку с места работы, подтверждающую трудовые отношения с образовательной организацией, с указанием занимаемой должности;
г) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования педагогическим работником жилым помещением;
д) копии пенсионного удостоверения и трудовой книжки - для педагогического работника, проживающего в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), последним местом работы которого до выхода на пенсию была образовательная организация в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), имеющего общий стаж по основному месту работы в образовательных организациях в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), за исключением федеральных государственных образовательных организаций, не менее 10 лет;
е) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении денежных выплат, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
ж) копию соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг - для педагогических работников, имеющих задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
На основании ст. 5 указанного Закона от 10.06.2010 № 10-4691 уполномоченная организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и документов, указанных в статье 4 настоящего Закона, принимает решение о предоставлении компенсаций или об отказе в их предоставлении, рассчитывает размер компенсаций.
Уведомление о предоставлении компенсаций или об отказе в их предоставлении направляется педагогическому работнику или его законному представителю уполномоченной организацией в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения способом, указанным в заявлении. В уведомлении об отказе в предоставлении компенсаций указываются основания принятия решения и порядок его обжалования.
Основаниями для отказа в предоставлении компенсаций являются:
а) отсутствие права на получение компенсаций на день принятия уполномоченной организацией решения;
б) представление не в полном объеме документов, указанных в статье 4 настоящего Закона и включенных в перечень документов, определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
При этом в силу ст. 2 Закона Красноярского края от 10.06.2010 № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» под педагогическим работником для целей настоящего Закона понимается педагогический работник краевой государственной или муниципальной образовательной организации, работающий и проживающий в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), для которого работа в краевой государственной или муниципальной образовательной организации является основным местом работы, а также педагогический работник, проживающий в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), последним местом работы которого до выхода на пенсию была образовательная организация в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), имеющий общий стаж по основному месту работы в образовательных организациях в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), за исключением федеральных государственных образовательных организаций, не менее 10 лет; под оплатой отопления - плата за тепловую энергию, в том числе приобретение твердого топлива и транспортные услуги для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и при наличии печного отопления или плата за электрическую энергию, потребляемую в целях отопления при проживании в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками.
Следовательно, для получения мер социальной поддержки в форме денежных выплат в размере 100 процентов оплаты электрической энергии педагогическому работнику в силу Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-469 необходимо одновременно соответствовать следующим условиям: работать в должности педагогического работника краевого государственного или муниципального образовательного учреждения по основному месту работы; проживать в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа); проживать в доме, оборудованном в установленном порядке электроотопительными установками.
Таким образом, право на получение мер социальной поддержки в форме денежных выплат в размере 100 процентов оплаты электрической энергии возникает у педагогического работника только при обязательном условии, что он проживает в доме, оборудованном в установленном порядке электроотопительными установками.
В силу п. 7 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго РФ 24.11.1992, на подключение электронагревательных приборов к сетям энергосистемы должно быть получено разрешение в соответствии с настоящей Инструкцией (разд. 1-6).
На основании полученного разрешения, которое является лишь принципиальным согласием на применение электронагревательных приборов, должны быть получены технические условия в соответствующем производственном объединении энергетики и электрификации Минтопэнерго РФ (согласно порядку оформления ТУ, изложенному в «Правилах пользования электрической энергией»).
Электромонтажные работы на присоединение электронагревательных приборов следует выполнять в строгом соответствии с проектом, предварительно согласованным с энергонадзором соответствующей энергосистемы в части выполнения разд. 6 и организации учета электроэнергии.
Присоединение электрокотлов и других электронагревательных приборов, требующих увеличения трансформаторной мощности, производится по техническим условиям энергоснабжающей организации.
Электрокотлы и другие электронагревательные приборы, установленные без соответствующего согласования к сетям энергосистем подключать запрещается.
Пунктом 1.6 указанной Инструкции определено, что настоящей Инструкцией должны руководствоваться все потребители электроэнергии, применяющие электронагревательные приборы независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Согласно п. 34 Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 (ред. от 21.12.2018) «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (вместе с «Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)») для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
Наличие электроотопительных установок в жилых домах при отсутствии централизованного теплоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками, и подтверждается органами местного самоуправления, отвечающими за согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, при наличии централизованного теплоснабжения не является основанием для применения указанной величины социальной нормы.
В силу ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Указанные положения распространяются также на индивидуальные жилые дома.
Согласно п.п. 3.16, 9.1 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 года № 37, на поэтажном плане жилого помещения вычерчиваются в масштабе в соответствии с размерами на абрисах, в том числе, печи, кухонные очаги, котлы отопления и т.п. В Разделе III. Описание зданий и сооружений технического паспорта домовладения указываются, помимо прочего, отопительные печи и кухонные очаги - наличие и площадь облицовки изразцами, штукатурка, разновидность очага (газовый, электрический, на твердом топливе), отопление - источник поступления тепла: от ТЭЦ, промышленной котельной, квартальной, групповой или местной котельной, АГВ, индивидуального котла заводского изготовления или котла, вмонтированного в отопительную печь.
Разрешая заявленные Чуковой Е.П. требования к начальнику ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Богучанскому району Красноярского края Колесовой М.М., ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Богучанскому району Красноярского края, Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании отказа в получении компенсации платы за электрическую энергию незаконным, признании права на получение компенсации платы за электрическую энергию, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным материалам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Чукова Е.П., работающая учителем в МКОУ Богучанская школа № 2 с 02.02.2009 по настоящее время, совместно проживает с супругом ЧВА. в жилом доме площадью 98,2 кв.м. Право собственности на жилое помещение за ЧВИ зарегистрировано в установленном порядке, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права <данные изъяты>
Как видно из технического паспорта по данным последней технической инвентаризации на 19.07.1997, указанный жилой дом (собственник ФВИ..) имеет площадь <данные изъяты>, имеет печное отопление, по состоянию на 16.08.1991 – местное водяное отопление; центральное отопление от ТЭЦ, групповой и районной котельной, отопление от АГВ, индивидуальных отопительных установок (котлов) отсутствует.
Согласно заявлению от 01.07.2010 Чукова Е.П. с указанной даты являлась получателем компенсации за твердое топливо.
24.12.2019 истец обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Богучанского района Красноярского края с заявлением на получение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, в котором указала, что проживает в жилом помещении, имеющем электроотопление. К указанному заявлению истцом приложены следующие документы: копия паспорта, справка МКОУ Богучанская школа №2 о трудоустройстве от 24.12.2019, страховое свидетельство, свидетельство о государственной регистрации права от 24.10.2006 на квартиру по адресу: <адрес> выписка № из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от 27.09.2006 с поэтажным планом и экспликацией к нему, платежный документ за ноябрь 2019 года за коммунальную услугу – электроснабжение, в котором указаны сведения о размере социальной нормы потребления в жилом помещении – 400 кВт/ч, счет-квитанция за декабрь 2019 года по оплате за холодное водоснабжение с чеком к ней, акт сверки № № расчетов по электроэнергии от 23.12.2019, где указано, что видом кухонной плиты является электроотопительная установка, количество зарегистрированных в жилом доме – 3 человека.
Управление социальной защиты населения администрации Богучанского района Красноярского края ликвидировано 22.01.2020, о чем внесены соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Уведомлением от 20.01.2020 № 70 Чуковой Е.П. Территориальным отделением Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по Богучанскому району Красноярского края, за подписью начальника Колесовой М.М., отказано в предоставлении компенсации платы за электрическую энергию, потребляемую в целях отопления при проживании в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, поскольку в представленном техническом паспорте жилого помещения по адресу: <адрес>, отсутствуют сведения о технологическом присоединении электроотопительной и (или) электронагревательной установки для целей горячего водоснабжения; документы о назначении компенсации платы за электрическую энергию в отношении Чуковой Е.П. были возвращены.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Е.П. о признании отказа в получении компенсации платы за электрическую энергию незаконным, признании права на получение компенсации платы за электрическую энергию, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что жилой дом истца не был оборудован электроотопительными приборами, установленными в законном порядке, на момент подачи заявления ответчикам, как и не оборудован ими в настоящее время, работы по оборудованию не проводились, акты об осуществлении технологического присоединения, о разграничении эксплуатационной ответственности с ресурсоснабжающей организацией не составлялись, данные в технический паспорт об оборудовании жилого дома электроотопительной установкой (электрокотлом) не вносились, в связи с чем, право у истца на компенсацию платы за электрическую энергию, потребляемую в целях отопления при проживании в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, отсутствует.
При этом суд правильно отметил, что наличие акта сверки электроэнергии от 23.12.2019 ПАО «Красноярскэнергосбыт», платежной квитанции за ноябрь 2019 года за электроэнергию с указанием предоставления абоненту социальной нормы потребления в размере 400 кВт/ч не являются документами, подтверждающими оборудование жилого дома в установленном порядке электроотопительной установкой. Более того, согласно пояснениям представителя ПАО «Красноярскэнергосбыт», указанная социальная норма потребления в размере 400 кВт/ч была предоставлена не истцу и ее семье, а предыдущему собственнику жилого дома, и перешла на нового абонента без проверки законности оснований ее предоставления.
Ссылка истца в подтверждение законности установки электрического котла на акт проверки измерительного комплекса электроэнергии от 27.11.2019 № 788, составленный работниками АО «КрасЭКо», коллегией не принимается, поскольку проверке подлежали приборы учета, законность подключения электрического котла (12 кВт) не проверялась, лишь зафиксирован факт его наличия. Кроме того, указанный акт в КГКУ «Управление социальной защиты населения» истцом 24.12.2019 представлен не был, к заявлению не приложен.
Доводы жалобы о том, что момент обращения истцом был представлен весь пакет документов, подтверждающих подключение в установленном порядке электроотопительной установки, являются несостоятельными, поскольку в предоставлении компенсации истцу отказано не по причине представления не в полном объеме документов, указанных в статье 4 настоящего Закона, а в связи с отсутствием права на получение компенсации на день принятия уполномоченной организацией решения.
При этом решение об отказе в предоставлении компенсации платы за электрическую энергию, потребляемую в целях отопления при проживании в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, изложенное в уведомлении от 20.01.2020 года за № 70, вынесено уполномоченным на это должностным лицом, порядок рассмотрения заявления истца соблюден, действия ответчиков не противоречат требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований Чуковой Е.П. о признании решения от 20.01.2020 об отказе в предоставлении компенсации незаконным, возложении обязанности на ответчика устранить допущенные нарушения – в срок до 3 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении компенсации, исходя из даты подачи заявления, с расчетом размера компенсации (на примере в 5 000 кВт общего объема электрической энергии, потребленной в занимаемом работниками жилом помещении в месяц).
Не подлежат в связи с этим удовлетворению и исковые требования истца о компенсации морального вреда, поскольку истцом не доказан факт нарушения действиями ответчиков ее личных неимущественных прав либо принадлежащих ей других нематериальных благ.
Доводы заявителя жалобы о том, что Чуковой Е.П. было подано административное исковое заявление, которое подлежало рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ, основаны на неправильном толковании норм процессуального права, регулирующего спорные правоотношения.
По смыслу ст. 1 КАС РФ административные споры обусловлены отношениями власти и подчинения. В данном случае заявленные требования, связанные с реализацией прав Чуковой Е.П. на предоставление компенсации оплаты за электрическую энергию с исследованием вопроса о праве истца на получение социальной услуги, не могут рассматриваться в порядке производства по административным делам, возникающим из публичных правоотношений, по правилам, предусмотренным главой 22 КАС РФ, а подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства,
Доводы апелляционной жалобы Чуковой Е.П. не ставят под сомнение вынесенное судом решение, так как аналогичны ее доводам, которые были предметом исследования и оценки суда с соблюдением правил ст. ст. 12, 55, 67 ГПК РФ. По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, при этом не опровергают правильности выводов суда.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Богучанского районного суда Красноярского края от 30 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чуковой Е.П. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: