№ 2а-1711/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2018 года г. Вологда
Вологодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Гвоздевой Н.В.,
при секретаре Мосягиной К.Н.,
с участием административного истца Смирновой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирновой Л.В, к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, выраженного в распоряжении № 1587 от 18 июня 2018 года и в распоряжении № 2038 от 26 июля 2018 года,
у с т а н о в и л:
Смирнова Л.В. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. На протяжении длительного времени она пользуется земельным участком, который выходит за пределы принадлежащего ей земельного участка. Дополнительный участок огорожен капитальным забором, на нем находятся многолетние насаждения. В заключении соглашения о перераспределении земельного участка Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района ей было отказано. Данный отказ нарушает ее права как пользователя земельного участка.
Просит суд признать незаконными решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Смирнова Л.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Считает, что имеет право на перераспределение земель, государственная собственность на которые не разграничена, непосредственно примыкающих к её участку, поскольку она пользуется этой землей длительное время.
Представитель административного ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что Смирнова Л.В. ранее обращалась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района с заявлением о заключении соглашения о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером №, в результате перераспределения земель был образован земельный участок с кадастровым номером №. Факт повторного обращения Смирновой Л.В. с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № свидетельствует о злоупотреблении правом с ее стороны, связанном с намерением образовать новый участок путем присоединения государственных земель к площади первоначального земельного участка с кадастровым номером №.
Заслушав доводы административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания положений статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае доказательств наличия совокупности обязательных вышеприведенных условий ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В судебном заседании установлено, что Смирнова Л.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Данный земельный участок был образован в результате перераспределения принадлежащего Смирновой Л.В. земельного участка с кадастровым номером № и земель неразграниченной государственной собственности на основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района № 377 от 21 февраля 2018 года и в соответствии с межевым планом от 2 марта 2018 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.06.2018 Смирнова Л. В. обращается в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью <данные изъяты> кв.м.
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района № 1587 от 18 июня 2018 года в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, административному истцу было отказано.
Несмотря на это, 02.07.2018 Смирнова Л. В. снова обращается в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского района с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в котором просит утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью <данные изъяты> кв.м.
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района № 2038 от 26 июля 2018 года в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, административному истцу было отказано.
Причиной отказа в обоих случаях послужило то обстоятельство, что заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ, и поскольку на данной территории возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым земельным участкам.
Положения земельного законодательства Российской Федерации, устанавливая возможность перераспределения земель и (или) земельных участков для граждан, которым принадлежат земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, призваны способствовать решению проблем оформления так называемых прирезок или излишков земель, как фактически используемых гражданами, так и в случае, когда земельный участок не запользован, но для целей предоставления не может быть сформирован как самостоятельный без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
До появления на законодательном уровне механизма перераспределения земель и земельных участков для целей изменения местоположения границ и увеличения площади земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, граждане испрашивали такие «прирезки» в качестве дополнения к существующим земельным участкам. Вместе с тем, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 10.02.2015 № 18-КГ14-178, подобные «прирезки» должны были предоставляться на общих основаниях в случае, если можно было сформировать самостоятельный земельный участок, в том числе для дальнейшего предоставления на торгах.
Указанная позиция законодательно закреплена и в подпункте 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса.
Из вышеизложенного усматривается, что при рассмотрении обращений Смирновой Л. В. от 04.06.2018 и 02.07.2018, Комитет сослался на подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, как на одно из оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Представительного Собрания Вологодского муниципального района № 340 от 28 апреля 2015 года, минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства составляет 400 кв.м.
21.02.2018 распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района № 377 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м., из земель, государственная собственность на которые не разграничена, являющегося смежным с земельным участком административного истца площадью <данные изъяты> кв.м.
Таким образом, принадлежащий административному истцу изначально земельный участок увеличился на 399 кв.м. за счет земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предложенной к утверждению истцом в июне 2018 года, принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером № предполагалось увеличить на 399 кв.м. за счет земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности, а согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предложенной к утверждению в июле 2018 года, - на 299 кв. м.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении правом со стороны Смирновой Л. В., которая под видом перераспределения земельных участков фактически имела намерение образовать новый земельный участок путем присоединения к принадлежащему ей на праве собственности исходному земельному участку с кадастровым номером № земель, государственная собственность на которые не разграничена, из которых мог быть сформирован самостоятельный земельный участок для предоставления его на торгах.
С учетом приведенных выше норм, у административного ответчика имелись основания, предусмотренные подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в заключении соглашения о перераспределении принадлежащего Смирновой Л. В. земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского района в заключении соглашения о перераспределении земельного участка соответствует требованиям земельного законодательства и является обоснованным.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Смирновой Л.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ № 1587 ░░ 18 ░░░░ 2018 ░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ № 2038 ░░ 26 ░░░░ 2018 ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.10.2018.