Дело № 2-5510-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 ноября 2018 года г. Чита
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Копеистовой О.Н.,
при секретаре Астафьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полинтова С.К. к Администрации городского округа «город Чита» о возмещении ущерба, причиненного наводнением,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. ДД.ММ.ГГГГ в результате произошедшей чрезвычайной ситуации в связи с подъемом уровня рек Чита и Ингода на территории городского округа «город Чита», произошло наводнение, в результате которого пострадали объекты жизнеобеспечения, в том числе жилой дом истца, находящийся по адресу: <адрес>. Администрацией городского округа «город Чита» было произведено обследование в составе комиссии и выдано заключение, которым дом признан пригодным для проживания, но требующим капитального ремонта. Так как истец, его жена и дочь признаны пострадавшими от наводнения, им была выплачена единовременная материальная социальная помощь в размере <данные изъяты>, но данную компенсацию истец не получал. Проживать в доме без капитального ремонта не представляется возможным, вода при затоплении стояла более метра и не уходила более месяца, в доме сырость, развивается грибок, плесень, требуется санитарная обработка, замена дверей, некоторых досок пола, просушка, 50% облицовки плитки подлежит замене, требуется замена обоев, демонтаж дощатых покрытий, смена венцов, частичный ремонт фундамента и отмостки, ремонт креплений лаг и стульев пола, замена обшивки подвала, смена облицовочных панелей. Согласно заключению экспертизы, стоимость причиненного ущерба составила <данные изъяты>, данную сумму истец просит взыскать с Администрации городского округа «город Чита».
Определением от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по финансам Администрации городского округа «город Чита».
В судебное заседание истец Полинтов С.К. не явился, направил своего представителя Мищенко Н.Ф., действующую на основании доверенности, которая исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа «город Чита», третьего лицо Комитета по финансам Администрации городского округа «город Чита» Петрик А.В. исковые требования не признал, пояснил, что истец получил компенсацию, причинно – следственной связи между наступившим ущербом и действиями ответчика не имеется.
Представитель третьего лица Комитета по финансам Администрации городского округа «город Чита» Волкова Т.Н., направила пояснения, в которых исковые требования не признала, полагала, что произошедшее событие вызвано неблагоприятными погодными условиями, не является следствием каких-либо действий ответчика, причинение ущерба относится к категории случайного повреждения имущества, риск которого несет сам собственник.
Представитель третьего лица Министерства финансов Забайкальского края Каменева Л.В. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, направила пояснения.
Представитель третьего лица УМВД России по Забайкальскому краю Писаренко Е.В. в судебное заседание не явилась, ранее направила отзыв на исковое заявление, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Третьи лица Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Главное Управление МЧС России по Забайкальскому краю, Правительство Забайкальского края, в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. п. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 названного Закона органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона; участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и иные.
Часть 1 статьи 24 указанного Закона определено, что финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Пунктом 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено что, исходя из классификации чрезвычайной ситуации, ликвидация чрезвычайной ситуации муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.
Судом установлено, что Полинтову С.К. принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> и жилой дом, расположенный на данном участке.
В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что земельный участок по адресу: <адрес> и расположенный на нем жилой дом попали в зону подтопления в связи с паводком, вызванном сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Актом обследования утраченного имущества от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по адресу: <адрес>, вследствие затопления имущество утрачено полностью.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее -чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт «г,д» пункта 2 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до <данные изъяты> на человека, но не более <данные изъяты> на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - <данные изъяты> на человека, за полностью утраченное имущество - <данные изъяты> на человека).
Согласно письма и.о. Министра труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 30.10.2018г., в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110, администрацией городского округа «город Чита» Полинтов С.К., Полинтова Г.П., Полинтова Ю.С. включены в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (10 000 рублей на человека) и в список на выплату финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости (100 000 рублей на человека). Единовременная материальная помощь перечислена Полинтову С.К., Полинтовой Г.П., Полинтовой Ю.С. на почтовое отделение связи 20.07.2018г в полном объеме. Финансовая помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости перечислена Полинтову С.К., Полинтовой Г.П., Полинтовой Ю.С. на почтовое отделение связи 15.08.2018 года в полном объеме.
Из представленного стороной истца акта экспертного исследования ООО «Забайкальская краевая лаборатория судебных экспертиз» от 20.08.2018г. следует, что стоимость ремонтно-восстановительных работ дома истца составляет <данные изъяты>.
В силу ст. 1064 ГК РФ причиненный личности или имуществу гражданина вред подлежит возмещению в полном объеме лишь лицом, причинившим вред.
Оснований для возмещения ущерба, наступившего в результате чрезвычайной ситуации без вины ответчика в полном размере за счет средств бюджета, законом не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что администрацией города были предприняты возможные и необходимые меры в соответствии с Федеральным законом № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Кроме того, истцом не представлено документов, свидетельствующих об определенном техническом состоянии его жилого дома до возникновения чрезвычайной ситуации, а также доказательств о наличии причинной связи между повреждениями дома и произошедшим подтоплением, не представлены доказательства причинной связи между действиями или бездействиями ответчика и причинением ущерба.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии доказательств вины ответчика в причинении материального вреда истцу в результате затопления в 2018 году.
По смыслу ст. 1064 ГК РФ обязанность возмещения вреда предусмотрена лишь лицом причинившим вред, в то время как вины ответчика в причинении ущерба не доказано, произошедшие затопления являются природным катаклизмом (стихийным бедствием). Прямых противоправных действий со стороны ответчика в отношении истца и его имущества не установлено.
Таким образом, предусмотренных договором или законом оснований для возложения ответственности за причинение ущерба на администрацию городского округа «город Чита» не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░