УИД 48RS0001-01-2022-003752-05 Дело № 2-3840/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2022 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Примакова А.С.,
при секретаре Чумовицкой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Левобережного района г. Липецка в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области о возложении обязанности по обеспечению централизованным водоснабжением,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Левобережного района г. Липецка обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области о возложении обязанности по обеспечению централизованным водоснабжением жилых домов по <адрес>. В обоснование требований истец указал, что в ходе проведенной проверки выявлено отсутствие централизованного водоснабжения № домовладения по <адрес>. По информации ОГУП «Липецкий районный водоканал» для обеспечения водой жителей по <адрес> требуется осуществить строительство сетей водоснабжения ориентировочной протяженностью около 1,1 км., соответствующие мероприятия в план работы на 2022 гг. не включены. По информации Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области по <адрес> возможности технического присоединения к централизованной системе водоснабжения не имеется, в виде того, что объекты водоснабжения: артезианская скважина и водонапорная башня находятся в разрушенном состоянии. Несмотря на обращения ОГУП «Липецкий районный водоканал» о включении работ по обустройству водоснабжения указанной улицы в инвестиционную программу на плановые периоды в орган исполнительной власти, до настоящего времени Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области соответствующие мероприятия в перечень объектов капитального строительства на текущий год не включены, в связи с чем мероприятия по строительству и модернизации объектов водоснабжения не завершены. Просили суд обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области обеспечить централизованное водоснабжение жилых домов по <адрес> в срок до 01.10.2022 года.
В судебном заседании помощник прокурора указала, что не возражает против возложения обязанности по обеспечению централизованного водоснабжения жилых домов в срок до 31.12.2022 года.
Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в судебное заседание не явились, о дне, времени и места рассмотрения извещены своевременно и надлежащим образом.
Представители третьих лиц ОГУП «Липецкий районный водоканал», администрация Липецкого муниципального района Липецкой области не явились, о дне, времени и места рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав в заключении прокурора, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 27, статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В этом случае прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку в силу закона действует в их интересах. Такое требование процессуального закона соблюдено, а основанием для обращения прокурора явилась необходимость осуществления защиты законных прав и интересов граждан в сфере трудовых, иных, в том числе пенсионных и социальных отношений.
На основании ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 554 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и эользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - “Правила).
Согласно п. 2 Правил коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг, а коммунальные услуги - это деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более ю них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с п. 3 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В силу п. 2.7. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 1.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" при размещении жилых зданий предусматривается их обеспечение водоснабжением, канализацией, теплоснабжением, электроснабжением.
Пунктом 8.1.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 установлено, что в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
Пункты 1.2., 1.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из ст. 1 Закона Липецкой области от 26.12.2014 № 357-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области», в соответствии с ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 6.1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осуществляется перераспределение полномочий между органами местного самоуправления Липецкой области и органами государственной власти области.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что на улице <адрес> централизованное водоснабжение не организовано. Согласно ответу ОГУП «Липецкоблводоканал», для обеспечения водой жителей по <адрес> требуется осуществить строительство сетей водоснабжения протяженностью 1,1 км. Соответствующие мероприятия в план работы на 2022 года не включены.
Кроме того, ответ из управления ЖКХ на запрос прокуратуры содержит информацию о том, что возможности технологического присоединения к централизованной системе водоснабжения не имеется, ввиду того. что объекты водоснабжения: артезианская скважина и водонапорная башня находятся в разрушенном состоянии. До настоящего времени соответствующие мероприятия в перечень объектов капитального строительства на текущий год не включены.
Организация водоснабжения на территории Липецкого района находится в ведении Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.
ОГУП «Липецкобл водоканал» является гарантирующим поставщиком в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Лебедянского района Липецкой области.
Согласно ст. 2 Закона Липецкой области от 26.12.2014 № 357-03 к полномочиям органов государственной власти области на неограниченный срок, но не менее срока полномочий Липецкого областного Совета депутатов, отнесены в том числе и полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городского округа г. Елец по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
В связи с принятием Закона Липецкой области от 22.12.2020 №488-03 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Липецкой области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области» с 1 января 2022 года вышеуказанные полномочия будут исполняться органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно письму ОГУП «Липецквоблводоканал» от 25.10.2020 года № 752 генеральный директор обратился в Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области для рассмотрения вопроса о включении строительства сетей водоснабжения на <адрес> в перечень объектов капитального строительства на 2022-2021гг.
Согласно ответа Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области №25-3306 от 22.09.2021 года следует, что перечень объектов капитального строительства на 2021 год сформирован, строительство системы центрального водоснабжения может быть осуществлено администрацией Липецкого района с 2022 года.
Исходя из требований норм ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» пп. 1 ст. 2 Закона Липецкой области от 26.12.2014 года №357-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местно-самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области» организация холодного водоснабжения населения сельского поселения Елизаветино относится к компетенции Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.
В соответствии с п. 2 ст. 2, ч. 9 ст. 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружении, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам. Нецентрализованная система холодного водоснабжения – сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения должно быть организовано нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанные положения закона содержатся и в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года №644.
Вместе с тем, прокурорской проверкой установлено, что до настоящего времени водоснабжение на <адрес> отсутствует и не организовано, что подтверждается материалами проведенной прокуратурой района проверки.
Учитывая, что прокурор обращается в защиту прав граждан, факт нарушения прав граждан на питьевое водоснабжение ответчиком установлен, организация водоснабжения населения <адрес> относится к компетенции Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования, заявленные прокурором Липецкого района Липецкой области, возложив на Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в соответствии с наделенными полномочиями подготовить и утвердить техническое задание на разработку проектной документации по строительству водопровода, обеспечивающего водоснабжение на <адрес>.
Поскольку нарушения законодательства об охране здоровья граждан ответчиком до обращения в суд с настоящим иском не устранены, иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
С учетом положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом мнения лиц, участвующих в деле, а также времени необходимого для устранения нарушений, суд считает возможным установить срок подготовки и утверждения технического задания на разработку проектной документации по строительству водопровода, обеспечивающего водоснабжение, - <адрес> в срок до 31.12.2022.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ 31.12.2022 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ 12.08.2022