УИД 52RS0009-01-2022-001497-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27.06.2022г Арзамасский городской суд Нижегородской области
в составе судьи Соловьевой А.Ю.,
при помощнике судьи Беззаметновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Росяевой Натальи Владимировны к ООО "МСК-НТ" о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Росяева Н.В. обратилась в суд с иском к ООО «МСК-НТ» о защите прав потребителей. В обоснование требований указано, что согласно квитанциям начислена плата за оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов за 2019г в размере 1462,5 руб (уплачено), 1193,92 руб (не уплачено), пени 521,01 руб. Коммунальные услуги ей не оказывались, какого-либо договора с ответчиком не заключала. Согласно сообщению ООО «МСК-НТ» типовой договор размещен в сети «Интернет». Однако данным ресурсом не пользуется и пользоваться не умеет. Каким-либо иным способом информация до нее не доведена. В связи с нарушении прав испытывает нравственные страдания, является пенсионером, испытывает проблемы со здоровьем. Компенсацию морального вреда оценивает в 10000 руб. Просит обязать ООО «МСК-НТ» произвести перерасчет задолженность за пользование твердыми отходами и пеней за период с 2020г, взыскать с ООО «МСК-НТ» уплаченные денежные средства в размере 1462,5 руб, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб, судебные расходы в размере 915,9 руб.
В судебном заседании истец Росяева Н.В., ее представитель адвокат Храмов К.В. (по ордеру) исковые требования поддержали.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «МСК-НТ» Романова А.П. (по доверенности) исковые требования не признала, пояснила, что услуги оказывались, доказательств оказания услуг ненадлежащего качества в материалах дела не имеется.
Представитель третьего лица Администрации Чернухинского сельсовета Арзамасского района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав пояснения участников процесса, проверив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 ФЗ от 24.06.1998г N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998г N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998г N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", частью 9 статьи 155 ЖК РФ самостоятельное содержание имущества собственником в отношении сбора и вывоза твердых бытовых отходов, за исключением крупногабаритных отходов, невозможно и должно производиться в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Законом N 89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...") на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
В соответствии с п. 4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г N 3 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В соответствии с п. 5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г N 3 выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 2002 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие: нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Установлено, что Росяева Н.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В указанном жилом доме на регистрационном учете состоит Росяева Н.В.
ООО «МСК-НТ» на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зонах деятельности №№7,8 (г. Арзамас и Арзамасский район Нижегородской области).
За 2019г по адресу: <адрес>, за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начислено к оплате 1462,5 руб.
10.12.2020г Росяевой Н.В. оплачено по квитанции за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами 1462,5 руб.
В настоящее время за Росяевой Н.В. числится задолженность в размере 1193,92 руб, пени 521,01 руб, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Росяева Н.В. обратилась с заявлением к ООО «МСК-НТ» о перерасчете за вывоз мусора по адресу: <адрес>, так как договор между ними не заключен, услуги не оказываются, контейнерная площадка отсутствует.
Письмом №05-1516/22Н от 30.03.2022г ООО «МСК-НТ» в удовлетворении заявления Росяевой Н.В. отказано.
Т.о. между сторонами заключен публичный договор на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора. Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами и текст типового договора размещен региональным оператором ООО «МСК-НТ» на официальном сайте в сети «интернет», что стороной истца не оспаривалось.
В соответствии с действующим законодательством сбор, временное хранение отходов производства и потребления, образующихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно в специально оборудованных для этих целей местах на собственных территориях. Вывоз отходов осуществляют специализированные предприятия в соответствии с заключенными договорами и имеющими необходимые лицензии на осуществление данной деятельности.
Выданная 23.06.2022г Администрацией Чернухинского сельсовета Арзамасского района Нижегородской области справка о том, что Росяевой Н.В. с 01.01.2019г по н.в. услуги по вывозу ТКО не предоставлялась, т.к. не организована в ближайшем расстоянии 100 м площадка дл сбора ТКО правового значения для разрешения настоящего дела не имеет.
Положения законодательства не устанавливают требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, где уже невозможно соблюсти названное расстояние, а содержат требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания.
Из пояснений сторон по делу следует, что по адресу: <адрес>, около автобусной остановки (пересечение с <адрес>) размещена контейнерная площадка по сбору твердых коммунальных отходов.
Представленные в материалы дела Росяевой Н.В. фотографии контейнерной площадки основанием для перерасчета платы за коммунальную услугу не является, поскольку по фотографиям невозможно определить место нахождения изображенной на фотографии контейнерной площадки, а также продолжительность ненадлежащего представления или непредставления данной коммунальной услуги.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, предусматривают возможность расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении либо исходя из общей площади жилого помещения в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 148(30) Правил N 354).
Услуга по вывозу твердых коммунальных отходов является коммунальной и ее оказание гражданам осуществляется в рамках публичного договора.
Согласно пункту 148(25) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Проанализировав собранные по делу доказательства, взятые в их совокупности, учитывая, что поскольку доказательства некачественного предоставляемой истцу услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в материалах дела отсутствуют, истцом таких доказательств не представлено, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о перерасчете задолженности за пользование твердыми отходами и пеней за период с 2020г, взыскании с ООО «МСК-НТ» уплаченных денежных средств в размере 1462,5 руб.
Поскольку требование о компенсации морального вреда в размере 10000 руб является производным от основного требования о перерасчете оплаты за обращение за ТКО, в его удовлетворении также стоит отказать.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении исковых требований, оснований для взыскания судебных расходов по делу также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Росяевой Наталье Владимировне (паспорт №) к ООО "МСК-НТ" (ИНН 7734699480) о защите прав потребителей отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Ю. Соловьева
Мотивированное решение изготовлено 04.07.2022 г.