Решение по делу № 33а-8295/2018 от 09.07.2018

Дело № 33- 8295-2018

Судья Снегирева Е.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 29 августа 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.

судей Овчинниковой Н.А., Поповой Н.В.,

при секретаре Рогатневой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Минеевой Татьяны Ивановны на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 17 мая 2018 года, которым постановлено:

Административный иск Минеевой Татьяны Ивановны к Комитету по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения – оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения административного истца Минеевой Т.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица ТСН «ОСТ «Маяк» - Кудрова А.Н.,не возражающего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Минеева Т.И. обратилась в суд с административным иском об оспаривании решения Комитета по управлению имуществом администрации Чернушинского городского поселения об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка.

В обоснование требований указала, что является членом товарищества собственников недвижимости «Объединенное садоводческое товарищество «Маяк» (далее – ТСН «ОСТ «Маяк») структурное подразделение «***», за ней закреплен участок с условным номером **, площадью 476 кв.м. Земельный участок площадью 4,0 га, в состав которого входил испрашиваемый земельный участок, предоставлен на основании решения Исполнительного комитета Чернушинского районного Совета народных депутатов № 135 от 16.0.1982 Чернушинской ПМК-8 под коллективный сад. Она обратилась в Комитет по управлению имуществом администрации Чернушинского городского поселения с просьбой о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, площадью 476 кв.м. для ведения огородничества, приложив к заявлению копию заключения правления ТСН «ОСТ «Маяк» от 25.09.2017 о членстве в кооперативе. Письмом от 21.11.2017 № 01-10/405-ш ей было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что по данным Комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения испрашиваемый земельный участок является вновь образуемым (отсутствуют документы об отводе), а также назначение земельного участка – «ведение огородничества» противоречит правилам предоставления земельного участка без торгов. С отказом Комитета по управлению имуществом администрации Чернушинского городского поселения в предоставлении земельного участка в собственность не согласна, поскольку считает, что испрашиваемый земельный участок не является вновь образуемым, так как сформирован из земель, предоставленных ранее для ведения садоводства (огородничества). Указывала, что в качестве документа, подтверждающего расположение испрашиваемого земельного участка, ответчику была предоставлена выписка из ЕГРН от 12.10.2017 № ** по земельному участку с кадастровым номером **; в качестве документа, устанавливающего распределение земельных участков в ТСН «ОСТ «Маяк» ответчику было представлено заключение правления от 25.09.2017. Ссылалась на то, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, не ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Земельный участок используется членами ТСН «ОСТ «Маяк» с момента предоставления 16.06.1986 по назначению – под существующие сады, не изымался, не был изъят из оборота, право пользования не прекращалось. Отказ ответчика в предоставлении ей земельного участка в собственность является неправомерным, поскольку противоречит положениям Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ). На основании изложенного просила признать отказ Комитета по управлению имуществом администрации Чернушинского городского поселения в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка от 22.11.2017 № 01-10/405-ш незаконным, возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть ее заявление о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Минеева Т.И., указывая на необоснованность и незаконность решения, поскольку фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что имеются предусмотренные п.2.7 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ правовые основания для предоставления ей земельного участка в собственность бесплатно. Не согласна с выводами суда первой инстанции о том, что основанием для отказа в предоставлении ей земельного участка в собственность является то обстоятельство, что ТСН «ОСТ «Маяк» образован только в 2015 году. То обстоятельство, что ТСН «ОСТ «Маяк» не является правопреемником с.т. «***» не является основанием для отказа в предоставлении ей земельного участка в собственность.

В судебном заседании административный истец Минеева Т.И. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить.

Представитель заинтересованного лица ТСН «ОСТ «Маяк» - Кудров А.Н. выразил согласие с доводами апелляционной жалобы административного истца.

Административный ответчик Комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения представил заявление о рассмотрении апелляционной жалобы Минеевой Т.И. в его отсутствие.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения судебная коллегия находит его подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Чернушинского районного Совета народных депутатов об отводе земельного участка от 16.06.1982 № 135 Чернушинской передвижной механизированной колонне № ** объединения «***» (Чернушинская ПМК-**) из земель государственного запаса предоставлен земельный участок площадью 2,8 га под коллективный сад (л.д.36). Протокол заседания исполнительного комитета № 10 от 16.06.1982 (л.д.84-85).

Решением Исполнительного комитета Чернушинского районного Совета народных депутатов от 21.09.1989 № 157 по ходатайству Чернушинской ПМК-** предоставлен для расширения и обустройства коллективного сада агропромышленного объединения земельный участок государственного запаса площадью 2 га (л.д.37).

На основании решения администрации г. Чернушки от 08.04.1992 № 28 правлению коллективного сада «***» Пермдорстрой выданы свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № **, **, согласно которым коллективному саду бесплатно в собственность предоставлен земельный участок площадью 11012 кв.м. и 45543 кв.м., в бессрочное (постоянное) пользование – 14000 кв.м. и 5513 кв.м. (л.д.236).

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица 25.12.2015 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица – товарищества собственников недвижимости «Объединенное садоводческое товарищество «Маяк» (л.д.53).

Согласно п. 1.2 Устава ТСН «ОСТ «Маяк» товарищество образовано на тех земельных массивах, которые ранее входили в состав садоводческих-огороднических объединений граждан, организованных на территории Чернушинского городского поселения с 1992 года, но не прошедших государственную регистрацию, в числе которых садовое товарищество «***» (Пермдорстрой) (л.д.95).

Согласно письму отдела градостроительного планирования и архитектуры администрации Чернушинского муниципального района от 09.11.2017 № 500 в информационной системе градостроительной деятельности администрации Чернушинского муниципального района отсутствуют сведения о наличии свидетельств на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей на земельный участок для сада огорода, расположенного по адресу: Пермский край, Чернушинский район, п. ****, садоводческое товарищество «***», на имя Минеевой Т.И. (л.д.65).

Постановлением администрации Чернушинского городского поселения от 02.06.2017 № 526 утвержден проект планировки территории структурного подразделения ТСН «ОСТ «Маяк», расположенного по адресу: садоводческое товарищество «***», г. Чернушка, Пермский край, категория земель: земли населенных пунктов. Указанный проект планировки согласован со структурным подразделением «***» (***) решением общего собрания от 20.11.2016 и с ТСН «ОСТ «Маяк» решением правления от 20.11.2016 (л.д.143-144).

Постановлением администрации Чернушинского городского поселения от 23.08.2017 № 866 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: структурное подразделение «***», г. Чернушка, Чернушинский район, Пермский край, вид разрешенного использования: «ведение огородничества», категория земель: земли населенных пунктов, территориальная зона: зона садовых участков, согласно которой структурное подразделение «***» состоит из 28 поставленных на кадастровый учет земельных участков (л.д.146-151).

В представленном административным истцом межевом плане от 04.10.2017 имеется заключение кадастрового инженера, в котором указано, что земельный участок, расположенный по адресу: Пермский край, Чернушинский район, г. Чернушка, структурное подразделение «***», участок № **, образован на основании постановления администрации Чернушинского городского поселения от 23.08.2017 № 866, местоположение земельного участка соответствует проекту планировки территории структурного подразделения «Мелиоратор». Площадь и конфигурация уточняемого земельного участка соответствует проекту планировки территории (л.д.138).

Согласно заключению правления ТСН «ОСТ «Маяк» от 25.09.2017 Минеева Т.И. является членом ТСН «ОСТ «Маяк» и за ней закреплен земельный участок с условным номером ** площадью 476 кв.м. Участок не заброшен, фактически используется гражданином для садоводства, задолженности по членским взносам и другим платежам нет (л.д.145).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости 12.10.2017 на кадастровый учет поставлен земельный участок, расположенный по адресу: Пермский край, Чернушинский район, г.Чернушка, структурное подразделение «***», участок № **, площадью 476+/-8 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использовании: ведение огородничества, ему присвоен кадастровый номер ** (л.д.215-225).

23.10.2017 Минеева Т.И. обратилась в Комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: п. Пермдорстрой «***», участок **, площадью 476 кв.м. с кадастровым номером **, для ведения огородничества, приложив к заявлению выписку из ЕГРН от 12.10.2017 в отношении земельного участка с кадастровым номером **, подтверждающую расположение испрашиваемого земельного участка.

Рассмотрев обращение, Комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского муниципального района 22.11.2017 ссылаясь на положения п.2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 –ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», отказал в предоставлении земельного участка. При этом в качестве обстоятельств указывается что в представленных документах отсутствует информация о том, что указанный земельный участок предоставлен именно Минеевой Т.И., что является препятствием для его предоставления. Кроме того, в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ указывают, что назначение спорного земельного участка « ведение огородничества» противоречит правилам предоставления земельных участков без торгов. Ввиду отсутствия правовых норм, изложенных в п.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ рассмотреть обращение положительно не представилось возможным.

По запросу судебной коллегии администрацией Чернушинского городского поселения были представлены сведения по заявлению Минеевой Т.И., в том числе справка коллективного сада «***» от 06.12.2013 №22 о том, что Минеева Т.И. является членом коллективного сада «***» с 03.09.2009 и за ней закреплен участок № ** в размере 0,0465 га, она уплачивает ежегодные взносы в установленном порядке и налоги.

Согласно свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного 04.06.1992 садоводческому товариществу «***» ПМК-**, расположенному в районе п. ****, указанному землепользователю решением от 21.09.1989 № 157 РИК и постановлением № ** от 08.04.1992 администрацией г. Чернушки для садов-огородов предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 2 га.

Согласно ответу на запрос Межрайонной ИФНС России № 18 по Пермскому краю в Едином государственном реестре юридических лиц сведения в отношении садоводческого товарищества «***» отсутствуют.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что ТСН «ОСТ «Маяк» создано после введения в действие Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Минеева Т.И., не обладая правом на земельный участок, была включена в состав членов ТСН «ОСТ «Маяк». Документов, подтверждающих образование испрашиваемого земельного участка из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства ТСН «ОСТ «Маяк» либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, суду не представлено. Не представлено доказательств того, что ТСН «ОСТ «Маяк» является правопреемником садового товарищества «***», административный истец не представила доказательства, подтверждающие предоставление ей земельного участка с номером 29 на территории садового товарищества «***», а также ее членство в садовом товариществе ***. Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным ответчиком законно и обоснованно принято оспариваемое решение.

Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Согласно абзаца 2 п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 36 от 27.09.2016 « О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Изложенное означает, что при оценке правомерности конкретного решения, суд первой инстанции должен исходить из законности оснований в нем приведенных.

В рассматриваемом случае, оценив заявление Минеевой Т.И., не содержащей правовое основание для предоставления земельного участка, Комитет по управлению имуществом и землепользованию отказал ей в предоставлении земельного участка по причине отсутствия информации о том, что спорный земельный участок был предоставлен именно Минеевой Т.И. Кроме того, Комитет по управлению имуществом и землепользованию пришел к выводу о том, что спорный земельный участок не может быть предоставлен без проведения торгов.

Таким образом, законность приведенных оснований и обстоятельств, положенных в основу отказа в предоставлении земельного участка и должна была быть предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции.

В случае, если в качестве правового основания для предоставления земельного участка Минеевой были расценены положения п.2.7 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», на которые имеется ссылка в оспариваемом в решении, уполномоченному органу следовало исходить из наличия установленных законом условий предоставления земельных участков по указанному основанию, к числу которых отсутствие сведений о предоставлении земельного участка непосредственно члену садоводческого ( огороднического) товарищества не отнесено.

Условия и порядок приобретения в собственность земельного участка членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан на момент разрешения настоящего дела судом определяются пунктами 2.7-2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001г.№ 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введенным Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ.

Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001г.№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» устанавливается исчерпывающий перечень условий, при соблюдении которых до 31 декабря 2010 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, в собственность бесплатно:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г.№ 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются :

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);

сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

В силу требований пункта 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г.№ 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Вопреки требованиям закона поданное Минеевой Т.И. заявление о предоставлении земельного участка с точки зрения соблюдения вышеприведенных правовых положений, указанных им в оспариваемом решении, органом местного самоуправления рассмотрено и оценено не было. Отказ обусловлен лишь отсутствием факта предоставления земельного участка Минеевой Т.И., который по смыслу вышеприведенных правовых положений значимым при разрешении ее заявления и не является.

При реализации своих полномочий публичный орган обязан соблюдать гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, недвусмысленности актов органов власти. В рассматриваемом случае, решение уполномоченного органа вышеприведенным требованиям не отвечает, что не было принято во внимание судом первой инстанции.

Кроме того, суждение органа местного самоуправления о том, что земельный участок предоставлению не подлежит без торгов на основании п.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, также не может служить основанием для вывода о законности решения уполномоченного органа ввиду того, что непосредственно заявление Минеевой Т.И. указания на предоставление земельного участка на торгах либо без торгов не содержит. Невозможность проведения торгов по заявлению Минеевой Т.И. не мотивированна.

Таким образом, в отсутствие по существу правовых оснований, четких обстоятельств в обоснование причин отказа в предоставлении земельного участка, оспариваемое решение уполномоченного органа не может быть признано законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

На основании ст.226 КАС Российской Федерации на Комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения следует возложить обязанность по повторному рассмотрению заявления Минеевой Т.И. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером **.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 17 мая 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения от 22.11.2017 года в предоставлении Минеевой Татьяне Ивановне в собственность земельного участка с кадастровым номером **.

Обязать Комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поседения повторно рассмотреть заявление Минеевой Т.И. о предоставлении земельного участка.

Председательствующий

Судьи

33а-8295/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Минеева Татьяна Ивановна
Ответчики
Комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации Чернушинского городского поселения
Другие
Управление Росреестра по Пермскому краю
Вавилов Сергей Викторович
ТСН "ОСТ "МАЯК"
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Суднева Валентина Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее