Дело № 2-5293/2022
УИД (50RS0021-01-2022-002584-71)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2022 года г. Красногорск
Красногорский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Шабановой Т.И.,
при секретаре судебного заседания Романихиной А.М.,
с участием представителя ответчика – губернатора Московской области – Перьминовой А.М., представившей доверенность Исх-3723/01-03 от 14.03.2022, представителя ответчика Министерства жилищной политики Московской области – Шамсутдиновой Э.Х, представившей доверенность № 3 от 10.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ечкалова Сергея Николаевича к Губернатору Московской области, Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным решения на строительство, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к <адрес>, Министерству жилищной политики <адрес> о признании незаконным решения на строительство, возложение обязанности.
В обоснование требований указал, что в период с июля 2019 года по 2020 год по адресу: <адрес>, мкр. 28, <адрес>, построен магазин спортивных товаров «Декатлон». Строительном указанного здания нарушены конституционные права ФИО1 поскольку при приобретении квартиры окна последней выходили на сквер с деревьями, на данный момент перед окнами квартиры воздвигается глухая 22 метровая стена, ухудшилась экологическая обстановка, нанесен моральный ущерб, в окна квартир не проникает солнечный свет, сократился световой день, расстояние от торгового центра до дома составляет менее 50 метров (29 метров). Проектирование здания произведено без учета мнения жителей дома, при утверждении градостроительной документации не проводились публичные слушания.
Просил провести проверку разрешения на строительство, обязать возместить моральный и материальный ущерб причиненный строительством торгового центра, снести торговый центр «Декатлон».
ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель ответчика <адрес> в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях, настаивал на рассмотрении дела по существу.
Представитель ответчика Министерства жилищной политики <адрес> в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, по доводам, изложенным в письменных возражениях, настаивал на рассмотрении дела по существу.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
На основании ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 11 названной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ).
На территории <адрес> в силу положений 8.2 ГрК РФ с учетом ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>», действовавшей в редакции на дату принятия оспариваемого разрешений, с ДД.ММ.ГГГГ данные полномочия перераспределены от органов местного самоуправления органам власти субъекта Российской Федерации и в настоящее время согласно положению о Министерстве, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставление государственных услуг по выдаче разрешений на строительство отнесено к компетенции Министерства.
Выдача разрешения на строительство осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства жилищной политики <адрес> по предоставлению государственной услуги, утвержденным распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ N 20 (далее также - Регламент), действовавшим на дату выдачи оспариваемого разрешения.
Основания отказа в выдаче разрешения на строительство, перечислены в ч. 13 ст. 51 ГрК РФ. К таким основаниям, в частности, относится несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Конкретизация данных оснований содержится в разделе 13 Регламента.
По смыслу ч. 9 ст. 1, п. 3 ч. 2, ч. 6 ст. 30, ч. 1 ст. 36 ГрК РФ правовой режим земельного участка в т.ч. и возможность возведения на нем зданий, строений, сооружений, предельные параметры разрешенного строительства устанавливаются градостроительным регламентом, которые устанавливаются в правилах землепользования и застройки для каждой территориальной зоны.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Министерство жилизной политики <адрес> выдано ООО «Блу Хаус» разрешение на строительство объекта «Магазин спортивных товаров «Декатлон» по адресу: <адрес>, проекзд Полевой, на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0010601.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> выдано заключение № о соответствии построенного, реконструируемого объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащения объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Разрешение на строительство № RU№ выдано Застройщику ДД.ММ.ГГГГ.
Застройщиком было представлено положительное заключение экспертизы проектной документации от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленное ООО «Экспертиза и Консультирование».
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) г.о. <адрес>, утвержденными решением Совета депутатов г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером 50:16:0010601:13 расположен в многофункциональной общественно-деловой зоне (О-1), основной вид разрешенного использования земельного участка – «магазины».
В силу СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, установление санитарно-защитной зоны не требуется.
При выдаче оспариваемого разрешения Министерством в соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ, п. 23.1 Регламента была проведена проверка наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство и проверка соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.
Ввиду отсутствия причин для отказа Министерством было выдано оспариваемое в части разрешение на строительство.
Таким образом, оспариваемое разрешение выдано уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры; каких-либо доказательств подтверждающих незаконность действий Министерства жилищной политики <адрес> в материалы дела не представлено.
В силу действующего законодательства при выдаче разрешения на строительство объекта недвижимости проведение публичных слушаний не требуется.
Также не нашел своего подтверждения в ходе судебногоразбирательства утверждение истца о том, что оспариваемым разрешением на строительство нарушены какие – либо его права.
Довод о нарушении инсоляции носит предположительный характер, каких-либо допустимых, относимых доказательств данных обстоятельств в материалы дела не представлено.
Кроме того, в силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 87 анализ соблюдения требований по инсоляции в соседних домах не входит в состав проектной документации, которая подготавливается в целях получения разрешения на строительство. Соответственно у ответчика при выдаче оспариваемого разрешения отсутствовали основания для истребования и проверки проектной документации в отношении объекта «Магазин спортивных товаров «Декатлон» по адресу: <адрес>, проезд полевой.
Следовательно, отсутствует необходимая совокупность (одновременное наличие) двух условий для удовлетворения заявленных требований о признании данного разрешения на строительство незаконным: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) истца.
Таким образом, истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных исковых требований к Министерству жилищной политики <адрес>.
Рассматривая исковые требования заявленные к <адрес>, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8.2 ГрК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов градостроительной деятельности, установленные настоящим кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2. ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Согласно ч. 1.2. ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>» в соответствии с ч. 1.2. ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ перераспределяет полномочия органов местного самоуправления городских округов <адрес> по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти <адрес>. В соответствии со ст. <адрес> №-ОЗ, полномочия указанные в данной статье перераспределяются на неопределенный срок.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 2 Закона №-ОЗ <адрес> или уполномоченные ими исполнительные органы государственной власти <адрес> осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по выдаче разрешения на строительств (внесению изменений, в том числе в связи с необходимостью продления срока действия), прекращению действия разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских округов.
Согласно Положению о Министерстве жилищной политики <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство жилищной политики <адрес> является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <адрес> в отдельных сферах жилищной политики и градостроительной деятельности, за исключением строительства объектов капитального строительства(реконструкции) государственной собственности <адрес>, финансируемых из бюджета <адрес> за счет бюджетных ассигнований но осуществление бюджетных инвестиций, участвующим в реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) объектов недвижимости, а также в обеспечении реализации проектов строительства (реконструкции) объектов нежилого назначения на территории <адрес>.
Пунктом 13.2. Положения о Министерстве жилищной политики предусмотрено, что в период перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>, установленных законами <адрес>, Министерство осуществляет полномочия по выдаче (внесении изменений, в том числе в связи с необходимостью продления срока действия) разрешений на строительств, выдаче (отказ в выдаче) разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений, сельских поселений, городских округов, а также в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территории двух и более поселений (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства).
На основании изложенного <адрес> не является уполномоченным органом (должностным лицом) на выдачу разрешения на строительство.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части сноса торгового центра «Декатлон» суд исходит из того, что в по смыслу ст. 222 ГК РФ отсутствие разрешения на строительство само по себе не является основанием для принятия судом решения о сносе самовольной постройки, если отсутствуют доказательства о том, что она угрожает жизни и здоровью людей.
Вместе с тем, в материалах дела представлено разрешение на строительство указанного здания, а также заключение судебной экспертизы о том, что постройка соответствует строительным нормам и правилам и не угрожает жизни и здоровью людей.
Стороной истца, не представлено достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что спорное строение каким либо образом угрожает жижни и здоровью, кроме того, к участию в деле в качестве ответчиков привлечены истцом Министерство жилищной политики <адрес> и <адрес>, которые являются ненадлежащими ответчиками по исковым требованиям в части сноса здания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ечкалова Сергея Николаевича к Губернатору Московской области, Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным решения на строительство, возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Красногорский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2022 года.
Судья Т.И. Шабанова