РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд города Волгограда
в составе председательствующего судьи Мурашкиной И.А.,
при секретаре Мельниковой Л.А.,
с участием истца Новикова Д.Н.,
представителя ответчика Мишутина Н.Д.,
17 июля 2024 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новикова ФИО5 к ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Новиков Д.Н. обратилось в суд с иском к ответчику ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», в обоснование требований указано, что решением суда удовлетворены его исковые требования к ответчику о признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, в связи с чем просит взыскать компенсацию морального вреда в сумме 30000 руб.
В судебном заседании истец Новиков Д.Н. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Мишутин Н.Д. в судебном заседании исковые требования признал частично, просил уменьшить размер компенсации до разумных пределов.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 12.01.2024г. частично удовлетворены исковые требования Новикова Д.Н. к ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», признан незаконным и отменен приказ № от 02.11.2023г. о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора (л.д. 5-8).
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 17.04.2024г. решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 12.01.2024г. оставлено без изменения (л.д. 9-14).
Порядок и условия возмещения морального вреда работнику определены статьей 237 Трудового кодекса РФ, согласно которой моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В Трудовом кодексе РФ не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством (статьи 151, 1101 ГК РФ).
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд может также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (статья 1101 ГК РФ).
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» приведены разъяснения о том, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствия нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении (пункт 25 названного постановления).
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 25 постановления № 33).
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер и степень умаления таких прав и благ, интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда; последствия причинения потерпевшему страданий. При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 27 постановления № 33).
Сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания или сгладить их остроту. Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении (абз. второй и третий пункта 30 постановления № 33).
Суду при определении компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (ст. 37 Конституции РФ) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др. (абзац первый п. 47 постановления № 33).
В абзаце четвертом пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» указано, что размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению следует, что работник имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.
Судами первой и апелляционной инстанции был установлен факт нарушения работодателем трудовых прав Новикова Д.Н., приказ о его привлечении к дисциплинарной ответственности был признан незаконным и отменен, в связи с чем он имеет право на компенсацию морального вреда.
С учетом характера нарушенных прав истца, принципа разумности и справедливости, суд считает, что заявленная ко взысканию сумма завышена и считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Новикова ФИО6 (паспорт <данные изъяты>) к ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» (ИНН №, ОГРН №) о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» в пользу Новикова ФИО7 компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований Новикову ФИО8 отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд города Волгограда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено машинописным текстом 22 июля 2024 года.
Председательствующий: И.А. Мурашкина