Решение по делу № 33-96/2017 от 16.01.2017

Судья <...>

Дело № 33-96/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 февраля 2017 года                                                                          г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Тараника В.Ю., Кукшиновой О.М.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе РФ в лице Минфина РФ на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 05 декабря 2016 г., которым постановлено:

Иск Бовкуша А. И., Бовкуш Е. А., Бовкуша Р. А., ООО «Стройэлитцентр» к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств - удовлетворить.

Взыскать с ООО за счет средств федерального бюджета в пользу ООО «Стройэлитцентр» денежные средства в размере <...> по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от <...> № <...>, выданному Бовкушу А. И., в соответствии с договором купли-продажи квартиры от <...> путем перечисления на расчетный счет ООО «Стройэлитцентр» № <...>, открытый <...>

Заслушав доклад судьи Тараника В.Ю., пояснения представителя истцов Бовкуша А.И., Бовкуш Е.А., Бовкуша Р.А. Кутько Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Бовкуш А.И., Бовкуш Е.А., Бовкуш Р.А. обратились в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании денежных средств.

Требования мотивировали тем, что они включены в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году. <...> Бовкушу А.И. выдан сертификат № <...> о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного на сумму <...>.

<...> между ними и ООО «Стройэлитцентр» заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <...>, в соответствии с которым оплата производится по указанному сертификату за счет средств федерального бюджета.

В связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета денежные средства продавцу до настоящего времени не перечислены.

Просили взыскать с РФ в лице Минфина РФ за счет средств федерального бюджета денежные средства в размере <...> по сертификату № <...> от <...> о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения в соответствии с договором купли-продажи квартиры от <...> путем перечисления на расчетный счет                               продавца ООО «Стройэлитцентр».

Определением судьи от 09.11.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Еврейская автономная область в лице финансового управления Правительства ЕАО, Управление архитектуры и строительства правительства ЕАО, изменен процессуальный статус ООО «Стройэлитцентр» на соистца.

В своем заявлении ООО «Стройэлитцентр» просило взыскать с РФ в лице Минфина РФ денежные средства в размере               <...> на основании сертификата, выданного Бовкушу А.И., обязать РФ в лице Минфина РФ перечислить указанную сумму за счет средств федерального бюджета на лицевой счет продавца ООО «Стройэлитцентр».

В судебном заседании представитель истцов Бовкуша А.И., Бовкуш Е.А., Бовкуша Р.А. Кутько Н.А. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.

Представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ Цепляева Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель третьего лица ОГКУ «МФЦ» Галушин В.С. в судебном заседании указал на обоснованность заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица комитета социальной защиты населения правительства ЕАО Александрова Н.В. полагала заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица <...> в лице финансового управления Правительства ЕАО Владимиров Д.С. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Истцы Бовкуш А.И., Бовкуш Е.А., Бовкуш Р.А., представитель истца ООО «Стройэлитцентр», представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и управления архитектуры и строительства правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Минфин РФ просило решение суда отменить в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что Еврейской автономной области неоднократно предоставлялись денежные средства в виде межбюджетных трансфертов для оказания государственной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением. Однако ввиду бездействия ОГКУ «МФЦ» денежные средства на приобретение жилого помещения истцам выплачены не были.

Ссылаясь на целевую программу «Жилище на 2011-2015 годы», указало, что поскольку мероприятия по предоставлению спорных мер социальной поддержки завершены в 2014 году, то в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.

В апелляционной инстанции представитель истцов Бовкуша А.И., Бовкуш Е.А., Бовкуша Р.А. Кутько Н.А. с требованием и доводами апелляционной жалобы не согласилась.

Истцы Бовкуш А.И., Бовкуш Е.А., Бовкуш Р.А., представитель соистца ООО «Стройэлитцентр», представитель ответчика РФ в лице Минфина России, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, ЕАО в лице финансового управления правительства ЕАО, управления архитектуры и строительства правительства ЕАО, КСЗН правительства ЕАО, ОГКУ «МФЦ» в апелляционную инстанцию не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лица, участвующего в апелляционной инстанции, судебная коллегия пришла к следующему.

Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007         № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории ЕАО в 2013 году произошла чрезвычайная ситуация межрегионального характера.

Из материалов дела следует, что истцы Бовкуш А.И., Бовкуш Е.А., Бовкуш Р.А. имеют право на меру государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения общей площадью <...> взамен утраченного в результате крупномасштабного наводнения 2013 года. <...> Бовкушу А.И. выдан сертификат о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилья № <...>.

<...> между ООО «Стройэлитцентр» и Бовкуш А.И., Бовкуш Е.А., Бовкуш Р.А. заключен договор купли-продажи квартиры, согласно которому они приобрели в собственность квартиру, расположенную по адресу: <...>, за <...>. Данный договор прошел государственную регистрацию в Управлении Росреестра по ЕАО.

Согласно п. 4 указанного договора сумма в размере <...> оплачивается покупателем по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от <...> № <...>, выданному на имя Бовкуша А.И. за счет средств федерального бюджета, как гражданина, у которого жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, повреждено в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, и признано в установленном порядке непригодным для проживания. Перечисление денежных средств по сертификату осуществляется ОГКУ «МФЦ в ЕАО» на расчетный счет продавца - № <...> открытого в <...> в течение 17 рабочих дней со дня предоставления покупателем настоящего договора, прошедшего государственную регистрацию.

До судебного заседания соистец ООО «Стройэлитцентр» представил заявление, в котором просил взысканные денежные средства по указанному договору купли-продажи перечислить на счет ООО «Стройэлитцентр» № <...>, открытый в <...>

<...> Бовкушу А.И. выдано свидетельство о государственной регистрации права на указанный объект недвижимости, согласно которому Бовкуш Е.А., Бовкуш Р.А. также являются участниками общей долевой собственности (доля в праве <...> у каждого).

Истец Бовкуш А.И. обратился с заявлением в ОГКУ «МФЦ в ЕАО» для перечисления денежных средств по сертификату на расчетный счет продавца по договору купли-продажи от <...>

Судом установлено, что денежные средства на расчетный счет продавца не перечислены.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В связи с крупномасштабным наводнением в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом РФ принят Указ от 31 августа 2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», которым Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Частью 1 ст. 3 Закона ЕАО от 17 марта 2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» предусмотрено, что меры государственной поддержки гражданину, являющемуся собственником жилого помещения, которое признано утраченным, предоставляются по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения либо предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья.

Согласно подп. «а» п. 1 ст. 5 указанного Закона ЕАО при предоставлении мер государственной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены, учитываются в формах предоставления жилья и предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья норматив общей площади жилого помещения 33 кв.м - для одиноко проживающего гражданина, 42 кв.м - на семью из 2 человек и по 18 кв.м на 1 человека при численности членов семьи 3 и более человека.

В силу подп. «б» п. 1 указанной статьи при предоставлении выплаты денежных средств на строительство стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения составляет 30 000 рублей.

Постановлением правительства ЕАО от 21 октября 2013 № 539-пп утверждён Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного, согласно пунктам 19 и 25 которого ОГКУ «МФЦ» на основании списков и документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, формирует дело гражданина и производит расчёт выплаты. Выдача сертификата, подтверждающего право на предоставление выплаты, осуществляется в пределах выделенных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для реализации меры социальной поддержки. Выплата предоставляется получателю в безналичной форме путём перечисления денежных средств на счёт продавца жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведённому в приложении № 4 к указанной Программе.

В соответствии с п. 11 Правил предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении трансфертов.

Следовательно, Минстрой РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в виде иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

В соответствии со статьёй 74 Бюджетного кодекса РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.

Таким образом, Минфин РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Минстроя РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

От имени казны Российской Федерации в качестве представителя ответчика выступает Министерство финансов РФ.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об их удовлетворении, и обоснованно возложил обязанность по перечислению денежных средств по сертификату Бовкуша А.И. на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов.

Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют материалам дела, судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу.

Доводы жалобы о наличии в бюджете Еврейской автономной области денежных средств, выделенных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1354 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года», а также о неправомерном не перечислении денежных средств по сертификату ОГКУ «МФЦ», подлежат отклонению, поскольку действие данного постановления на истцов не распространяется, так как они признаны пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения не на основании судебного решения, в связи с чем перечисление денежных средств по упомянутому договору купли-продажи квартиры на основании указанного постановления невозможно.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и не видит оснований для его отмены или изменения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 05 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу РФ в лице Минфина РФ - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-96/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "Стройэлитцентр"
Бовкуш Р.А.
Бовкуш а.И.
Бовкуш Е.А.
Ответчики
УФК по ЕАО
РФ в лице Минфина РФ
Другие
ЕАО в лице финансового управления правительства ЕАО
ОГКУ МФЦ по ЕАО
Комитет социальной защиты населения Правительства ЕАО
Кутько Н.А.
Управление архитектуры и строительства Правительства ЕАО
Министерство строительства и ЖКХ РФ
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Тараник Владислав Юрьевич
Дело на сайте суда
os.brb.sudrf.ru
10.02.2017Судебное заседание
20.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее