Дело №21-472/2016
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
02 июня 2016 года гор. Хабаровск
Судья Хабаровского краевого суда Савватеева А.А., рассмотрев жалобу защитника АО «Ургалуголь» Бельской Е.А. на решение судьи Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 18.04.2016 по жалобе на постановление и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе (и.о. главного государственного санитарного врача по Верхнебуреинскому району) от 17.03.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении АО «Ургалуголь»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе (и.о. главного государственного санитарного врача по Верхнебуреинскому району) Хоменко А.А. от 17.03.2016 № открытое акционерное общество «Ургалуголь» (Далее Общество) привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 123-124).
Решением судьи Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 18.04.2016 постановление должностного лица изменено.
Защитник Общества Бельская Е.А. обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой указывает на незаконность и необоснованность решения районного судьи и просит его отменить.
Жалоба рассмотрена в отсутствие законного представителя юридического лица, должностного лица Хоменко А.А., извещенных о дне, месте и времени судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлявших.
Защитник Общества Бельская Е.А. в судебном заседании жалобу поддержала в полном объеме.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Бельскую Е.А., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что в рамках проверки обращения гражданина о загрязнении дымом и сажей атмосферного воздуха жилой зоны п. Чегдомын должностным лицом Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе 03.02.2016 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Ургалуголь». При проведении административного расследования должностным лицом Роспотребнадзора установлено, что обществом при осуществлении деятельности по адресу: п. Чегдомын Верхнебуреинского района Хабаровского края допущены нарушения обязательных требований ст. 20, 32 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.1, 2.2, 2.3 СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.п. «б» п. 2.4, п.п. «а» п.4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". А именно не соблюдаются предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в жилых помещениях жилых домов, находящихся в зоне влияния источника выбросов в атмосферу - котельной № 2 ОАО «Ургалуголь» п. Чегдомын, обнаружено превышение максимальных разовых ПДК по ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимая концентрация (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» концентрации взвешенных веществ в воздухе: в жилом помещении жилого дома № 15 по ул. Фестивальной п. Чегдомын превышение ПДК в 1,3 раза; в жилом помещении квартиры № 2 жилого дома № 4 по ул. Дорожной п. Чегдомын – в 1,96 раза. Кроме этого не проводится производственный лабораторный контроль за состоянием атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны от источника загрязнения атмосферного воздуха – котельной №2 ОАО «Ургалуголь», в том числе среднесуточные концентрации.
Решением судьи Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 18.04.2016 постановление должностного лица изменено, исключено из постановления указание на нарушение ОАО «Ургалуголь» требований п. 2.1, 2.2, 2.3 СанПин 2.1.6.1032-01.2.1.6 «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» и гигиенического норматива ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест». В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения, в том числе юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно п.,п. 5.1, 5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта. Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке.
В силу пунктов 2.1, 2.4, 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" производственный контроль проводится юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Производственный контроль включает в себя, кроме прочего, осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности общества является добыча каменного угля подземным способом.
Для осуществления своей деятельности общество эксплуатирует, в том числе, промплощадку №2, расположенную за чертой п. Чегдомын, с прилегающими к ней объектам. На территории промплощадки имеется котельная №2, топливом для которой служит уголь (л.д.28).
Таким образом, общество имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (что в жалобе не оспаривается), и в силу указанных нормативных актов обязано обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха, в том числе на границе санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п.2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Пунктом 7.1.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что для котельных, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов.
Из материалов дела следует, что генеральным директором Общества Добровольским А.И. 20.01.2012 утвержден проект обоснования расчетной санитарно-защитной зоны (л.д.24-48).
Должностным лицом, а в последующем и судьей районного суда установлено, что производственный контроль предельно-допустимых выбросов (ПДВ) Обществом осуществляется не на границе санитарно-защитной зоны, а за её пределами по контрольным точкам ул. Амурской и ул. Стаханова, что также не оспаривается в жалобе.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе, а впоследствии и судьей первой инстанции сделан обоснованный вывод о доказанности нарушения, допущенного Обществом в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
Выводы судьи районного суда основываются на достоверных доказательствах, которые полно оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и изложены в решении суда, как и положения нормативных актов, нарушенных Обществом. Оснований не согласиться с выводами судьи не усматриваю, поскольку решение суда основано на всестороннем, полном и объективном исследовании материалов дела, всем доводам судом дана надлежащая оценка. В связи с чем, аналогичные доводы, содержащиеся в жалобе, являются несостоятельными, не влекут за собой отмену решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену оспариваемых актов, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено.
Наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ, предусмотренном санкцией ст.6.3 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения и конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Оснований для отмены законного и обоснованного судебного решения не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 18.04.2016 по жалобе на постановление и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе (и.о. главного государственного санитарного врача по Верхнебуреинскому району) от 17.03.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении АО «Ургалуголь» оставить без изменения, а жалобу защитника Общества Бельской Е.А. - без удовлетворения.
Судья Хабаровского краевого суда А.А.Савватеева