Решение по делу № 2а-246/2020 от 13.10.2020

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес>

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты> суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Водяниковой М.И.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора <адрес> Колесовой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Межевитиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Удобенский сельсовет» <адрес> о признании бездействия незаконным и обязывании устранить нарушения действующего законодательства в сфере противодействия коррупции,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к административному ответчику Администрации МО «Удобенский сельсовет» <адрес> о признании бездействия незаконным и обязывании устранить нарушения действующего законодательства в сфере противодействия коррупции.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> требований законодательства в сфере противодействия коррупции, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции» и Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку ответчиком, как органом местного самоуправления, вопреки утвержденному в сельсовете плану мероприятий по противодействию коррупции, принятые администрацией Удобенского сельсовета муниципальные правовые акты в сфере противодействия коррупции на официальном сайте ответчика не размещены. Не размещение данных муниципальных правовых актов на сайте ответчика способствует возникновению коррупционных рисков, препятствует реализации политики государства в сфере противодействия коррупции, нарушает принципы гласности, прозрачности, открытости и доступности информации о деятельности муниципального образования. Указанные обстоятельства свидетельствует о бездействии ответчика по выполнению обязанностей, установленных действующим законодательством. Поэтому просит признать незаконным бездействие администрации МО «Удобенский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте муниципального образования муниципальных правовых актов, принятых в сфере противодействия коррупции, а именно: постановлений Администрации Удобенского сельсовета <адрес> и решений Собрания депутатов Удобенского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений, установив срок в 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Колесова И.С. поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям и просила удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Удобенский сельсовет» <адрес> не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно заявлению исполняющий обязанности главы администрации ФИО3 ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие, указывая на отсутствие возражений относительно заявленных прокурором требований.

Согласно ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела.

С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ответчика администрации МО «Удобенский сельсовет» <адрес>, поскольку указанным лицом доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, а его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

Выслушав помощника прокурора Колесову И.С., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения городского поселения относит осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения (пункт 38 части 1 статьи 14 Закона).

Конституцией РФ гарантировано, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст.ст. 24, 29).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу положений Федерального закона от 25.12.2008г. -Ф3 «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов, органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления (ч. 7 ст. 7).

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции) (п. «а» ч. 2 ст. 1).

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, среди которых публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п. 3 ст. 3).

Реализация принципа открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления реализуется посредством размещения на официальном сайте муниципального образования нормативных правовых актов в соответствии с п.п. «а» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается, в том числе размещением органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

Согласно ст. 10 указанного Федерального закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.Судом установлено, что МО «Удобенский сельсовет» <адрес> согласно Устава, имеет статус сельского поселения.

Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к ведению местного самоуправления относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, то есть вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей жителей муниципального образования.

Реализация данных прав обеспечивается, в том числе, выполнением требований вышеприведенного законодательства.

Вместе с тем, по делу установлено, что административным ответчиком не в полной мере выполняются возложенные на него обязанности.

Так, из материалов административного дела следует, что постановлением Администрации Удобенского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден План мероприятий по противодействию коррупции в Администрации, пунктом 8.1 которого предусмотрена обязанность администрации в течение всего периода по ведению специального подраздела официального сайта органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», отражающего вопросы противодействия коррупции, а также осуществление контроля за размещением информации и документации по данному направлению в указанном подразделе.

Администрацией Удобенского сельсовета <адрес>, как органом местного самоуправления, а также Собранием депутатов Удобенского сельсовета принимались муниципальные правовые акты в сфере противодействия коррупции, в том числе:

-постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений»;

-постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о предоставлении лицом, поступающим на работу на должность руководителя муниципального учреждения, а также руководителем муниципального учреждения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

-постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке сообщения муниципальными служащими Администрации Удобенского сельсовета <адрес> о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов»;

-решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке проведения мониторинга муниципальных правовых актов Собрания депутатов Удобенского сельсовета <адрес>»;

-постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке получения муниципальными служащими Администрации Удобенского сельсовета <адрес> разрешения на участие на безвозмездной основе в управлении отдельными некоммерческими организациями»;

-постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов».

Вместе с тем, указанные муниципальные правовые акты на официальном сайте муниципального образования не размещены, что свидетельствует о допущенном административным ответчиком бездействии, так как им не выполняются возложенные на него приведенным выше федеральным законодательством обязанности.

Указанные обстоятельства, не оспариваемые административным ответчиком, нашли свое подтверждение актом прокурорской проверки, осуществленной с участием представителя административного ответчика, как органа местного самоуправления, копиями указанных муниципальных правовых актов, а также скриншотом соответствующей страницы с официального сайта администрации МО «Удобенский сельсовет» (л.д. 8-10, 38-105), свидетельствующими об отсутствии среди размещенных на сайте правовых актах вышеприведенных муниципальных правовых актов.

Данное бездействие административного ответчика является нарушением действующего законодательства, препятствует реализации политики государства в сфере противодействия коррупции, нарушает принципы гласности, прозрачности и доступности информации о деятельности муниципального образования, приводит к нарушению основных принципов противодействия коррупции - публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, создает угрозу возникновения коррупционных рисков, существенно ограничивает права граждан на получение информации о деятельности органов местного самоуправления, а также исключает возможность по объективному информированию населения о реализации органами местного самоуправления своих полномочий.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что до настоящего времени выявленные нарушения административным ответчиком не устранены, представление, внесенное прокурором <адрес>, оставлено без исполнения (л.д. 30-33), суд находит заявленные прокурором <адрес> требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с этим суд считает признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Удобенский сельсовет» <адрес>, выразившееся в не размещении на официальном сайте муниципального образования муниципальных правовых актов, принятых в сфере противодействия коррупции, и обязать ее принять меры к устранению выявленных нарушений и размещению на официальном сайте МО «Удобенский сельсовет» <адрес> «<данные изъяты> муниципальных правовых актов, принятых в сфере противодействия коррупции, а именно: постановлений Администрации Удобенского сельсовета <адрес> и решений Собрания депутатов Удобенского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ .

С учетом конкретных обстоятельств по делу и объема предстоящих к выполнению мероприятий, суд считает заявленный прокурором срок для исполнения решения разумным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Удобенский сельсовет» <адрес>, выразившееся в не размещении на официальном сайте муниципального образования муниципальных правовых актов, принятых в сфере противодействия коррупции.

Обязать администрацию муниципального образования «Удобенский сельсовет» <адрес> в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте муниципального образования «Удобенский сельсовет» <адрес> <данные изъяты>» муниципальные правовые акты, принятые в сфере противодействия коррупции, а именно:

-постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений»;

-постановление Администрации Удобенского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о предоставлении лицом, поступающим на работу на должность руководителя муниципального учреждения, а также руководителем муниципального учреждения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

-постановление Администрации Удобенского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке сообщения муниципальными служащими Администрации Удобенского сельсовета <адрес> о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов»;

-решение Собрания депутатов Удобенского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке проведения мониторинга муниципальных правовых актов Собрания депутатов Удобенского сельсовета <адрес>»;

-постановление Администрации Удобенского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке получения муниципальными служащими Администрации Удобенского сельсовета <адрес> разрешения на участие на безвозмездной основе в управлении отдельными некоммерческими организациями»;

-постановление Администрации Удобенского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов».

Администрации муниципального образования «Удобенский сельсовет» <адрес> сообщить об исполнении решения суда в <данные изъяты> и прокурору <адрес> в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <данные изъяты> суд через <данные изъяты> суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, которое состоится ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья                   М.И. Водяникова

2а-246/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Горшеченского района
Ответчики
Администрация МО "Удобенский сельсовет" Горшеченского района Курской области
Суд
Горшеченский районный суд Курской области
Судья
Водяникова М.И.
Дело на сайте суда
gorshechensky.krs.sudrf.ru
13.10.2020Регистрация административного искового заявления
13.10.2020Передача материалов судье
13.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.11.2020Судебное заседание
05.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее