Дело № 2-231/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2016 года ...
Ворошиловский районный суд ... в составе:
председательствующего судьи Алексеевой О.Г.
с участием помощника прокурора Овсепян А.Г.
при секретаре Дьяконовой Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Донская региональная компания», третьи лица: Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО об обязании установить средства измерения объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с п. 6 плана работы прокуратуры, заданием прокуратуры области, а также обращением Донского бассейнового водного управления проведена проверка исполнения законодательства Новошахтинским производственным отделением ООО «Донская региональная компания» при использовании и охране водных объектов, соблюдения порядка сброса загрязняющих веществ, режима использования водоохранных, санитарно-защитных зон, а также зон санитарной охраны водоисточников. Новошахтинское производственное отделение ООО «Донская региональная компания» предоставляет услуги населению, промышленным предприятиям и организациям городов Новошахтинска, Красного Сулина и прилегающих к ним поселков по водоснабжению и водоотведению, в том числе: забор воды, ее очистку (водоподготовку) на очистных сооружениях водопровода. Новошахтинским производственным отделением ООО «Донская региональная компания» осуществляется использование водного объекта Соколовского водохранилища на основании договора водопользования от ... №. Новошахтинским производственным отделением ООО «Донская региональная компания» осуществляется сброс сточных вод в ... по выпуску № на 191,5 км от устья и в ... по выпуску № на 36 км от устья.
Вместе с тем, техническая возможность установки средств измерений в Новошахтинском производственном отделении ООО «Донская региональная компания» имеется, что подтверждается планом водохозяйственных мероприятий по охране водного объекта, где предусмотрена установка указанных средств измерений, кроме того Донским бассейновым водным управлением методика косвенного учета согласовывалась временно в связи с отсутствием в настоящее время средств измерений. Наличие согласованной методики косвенного учета не освобождает от исполнения возложенных законом обязанностей по установке средств измерений на выпусках сточных вод. Более того, согласно информации Новошахтинского производственного отделения ООО «Донская региональная компания» (Исх. № от ...) найдено техническое решение по организации учета, ведется сбор данных и составляется проектная документация. Ранее, ..., с целью устранения указанных нарушений законов директор Новошахтинского производственного отделения ООО «Донская региональная компания» внесено представление. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения законов Новошахтинским производственным отделением ООО «Донская региональная компания» не устранены, согласно ответу на представление (Исх. № от ...) до настоящего времени учет осуществляется косвенным методом, в дальнейшем планируется установка приборов учета.
Также согласно обращению Донского бассейнового водного управления Исх. № от ...) с целью обеспечения выполнения условий договора водопользования в ... года Новошахтинским производственным отделением ООО «Донская региональная компания» запланировано проведение мероприятий по установке приборов учета на водозаборных сооружениях (2 шт). Срок выполнения водохозяйственного мероприятия с ... года перенесен на ... года, по итогам ... года мероприятие по внедрению системы приборного учета забираемой воды не выполнено.
На основании изложенного, истец просил суд обязать общество с ограниченной ответственностью «Донская региональная компания» устранить нарушения законов Ношахтинским производственным отделением ООО «Донская региональная компания» путем установки средств измерения объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта Соколовского водохранилища, сброса сточных вод в ... и ..., внесенных в Государственный реестр средств измерений.
Представитель истца – помощник прокурора ... Овсепян А.Г., в судебное заседание явился, требования иска поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика - ООО «Донская региональная компания», извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель 3-го лица - Донское бассейновое водное управление, в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором полагает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению, также просил рассмотреть дело в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель 3-го лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО, в судебное заседание не явились, о времени и месте извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав представленные доказательства, обозрев материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с п. 6 плана работы прокуратуры, заданием прокуратуры области, а также обращением Донского бассейнового водного управления проведена проверка исполнения законодательства Новошахтинским производственным отделением ООО «Донская региональная компания» при использовании и охране водных объектов, соблюдения порядка сброса загрязняющих веществ, режима использования водоохранных, санитарно-защитных зон, а также зон санитарной охраны водоисточников.
Новошахтинское производственное отделение ООО «Донская региональная компания» предоставляет услуги населению, промышленным предприятиям и организациям городов Новошахтинска, Красного Сулина и прилегающих к ним поселков по водоснабжению и водоотведению, в том числе: забор воды, ее очистку (водоподготовку) на очистных сооружениях водопровода.
Новошахтинским производственным отделением ООО «Донская региональная компания» осуществляется использование водного объекта Соколовского водохранилища на основании договора водопользования от ... №.
Новошахтинским производственным отделением ООО «Донская региональная компания» осуществляется сброс сточных вод в ... по выпуску № на 191,5 км от устья и в ... по выпуску № на 36 км от устья.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ... № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 14 Федерального закона от ... № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на природопользователей возложена обязанность разработки и проведения мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Мероприятия по охране окружающей среды представляют собой совокупность действий, направленных на охрану и восстановление окружающей среды, на защиту жизни и здоровья человека в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ... № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от ... № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 30 Водного кодекса РФ государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Согласно ч. 8 ст. 30 Водного кодекса РФ порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от ... № утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов (далее - Положение).
В соответствии с п. 8 Положения государственный мониторинг водных объектов организовывается и осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При проведении мониторинга используются сведения, полученные в результате наблюдений, в том числе водопользователями и недропользователями.
Согласно п. 16 Положения водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества; ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами; представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от ... № в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее - Порядок), который определяет последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.
Так, пунктами 3, 6-8 Порядка установлено, что учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений.
Измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств "измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение ст. ст. 30, 39 Водного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона от ... № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 3, 6-8 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного Приказом Минприроды России от ... №, Новошахтинским производственным отделением ООО «Донская региональная компания» учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта Соколовского водохранилища, сброса сточных вод в ... и ... средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, не ведется.
Согласно п. 9 Порядка по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов.
Вместе с тем, техническая возможность установки средств измерений в Новошахтинском производственном отделении ООО «Донская региональная компания» имеется, что подтверждается планом водохозяйственных мероприятий по охране водного объекта, где предусмотрена установка указанных средств измерений, кроме того Донским бассейновым водным управлением методика косвенного учета согласовывалась временно в связи с отсутствием в настоящее время средств измерений. Наличие согласованной методики косвенного учета не освобождает от исполнения возложенных законом обязанностей по установке средств измерений на выпусках сточных вод.
Более того, согласно информации Новошахтинского производственного отделения ООО «Донская региональная компания» (Исх. № от ...) найдено техническое решение по организации учета, ведется сбор данных и составляется проектная документация.
... Ростовским межрайонным природоохранным прокурорм, с целью устранения указанных нарушений законов, в отношении директора Новошахтинского производственного отделения ООО «Донская региональная компания» внесено представление. (л.д. ...)
Вместе с тем, до настоящего времени нарушения законов Новошахтинским производственным отделением ООО «Донская региональная компания» не устранены, согласно ответу на представление (Исх. № от ...) до настоящего времени учет осуществляется косвенным методом, в дальнейшем планируется установка приборов учета.
Также согласно обращению Донского бассейнового водного управления Исх. № от ...) с целью обеспечения выполнения условий договора водопользования в ... года Новошахтинским производственным отделением ООО «Донская региональная компания» запланировано проведение мероприятий по установке приборов учета на водозаборных сооружениях (2 шт). Срок выполнения водохозяйственного мероприятия с ... года перенесен на ..., по итогам ... года мероприятие по внедрению системы приборного учета забираемой воды не выполнено.
Суд критически оценивает доводы представителя ответчика о том, что производство по делу по настоящему исковому заявлению подлежит прекращению, в связи с тем, что определением Арбитражного суда ... от ... в отношении ООО «Донская региональная компания» возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
Исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам возникающим из экологических правоотношений рассматриваются и разрешаются судами общей юрисдикции (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).
Согласно п. 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ... № «О некоторых процессуальных вопросах связанных с рассмотрением дел о банкротстве с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке статьей 71 или 100 Закона.
Однако, настоящий иск предъявлен в суд общей юрисдикции не кредитором лица по денежным обязательств в отношении которого введена процедура, применяемая в деле о банкротстве – наблюдение. Более того, представление об устранении нарушений федерального законодательства Ростовским межрайонным природоохранным прокурором внесено ..., а процедура, применяемая в деле о банкротстве – наблюдение в отношении ООО «Донская региональная компания» введена ....
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательств обратному, ответчиком суду не представлено.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, суд находит исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора об обязании установить средства измерения объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, законными и обоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Донская региональная компания», третьи лица: Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО об обязании установить средства измерения объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Донская региональная компания» устранить нарушения законов Ношахтинским производственным отделением ООО «Донская региональная компания» путем установки средств измерения объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта Соколовского водохранилища, сброса сточных вод в ... и ..., внесенных в Государственный реестр средств измерений.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд ... путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен ....
Судья