Дата выдачи:______________2019
Дата вступления в законную силу:___________________2019
Срок предъявления к исполнению: 2 года
Дело № 5-276/2020
25RS0001-01-2020-002133-70
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
18 июня 2020 года г. Владивосток
Судья Ленинского районного суда г.Владивостока Приморского края Н.А. Ярошева, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
должностного лица – заместителя главы администрации г.Владивостока Белова Игоря Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ФИО5, проживающего по адресу: <адрес>,
привлекаемого к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
согласно постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.03.2020, прокуратурой г.Владивостока проведена проверка по поручению прокуратуры Приморского края по доводам публикации "Застройщик пытается высудить у мэрии право на строительство 23-этажной высотки во Владивостоке", по результатам проверки 08.05.2019 главе г.Владивостока принесен протест на выданное администрацией г.Владивостока разрешение на строительство от 09.07.2018, 10.06.2019 в прокуратуру г.Владивостока поступила информация о рассмотрении протеста, из которой следует, что УГА администрации г.Владивостока направлен запрос, ответ направлен неуполномоченным на рассмотрение протеста должностным лицом, 02.07.2019 прокуратурой г.Владивостока вышеуказанный протест возвращен главе г.Владивостока с требованием о повторном его рассмотрении, требование поступило в администрацию г.Владивостока 08.07.2019, рассмотрение протеста состоялось в администрации г.Владивостока при заместителе главы г.Владивостока Белове И.А. только 06.08.2019, о результатах рассмотрения сообщено прокурору г.Владивостока 11.09.2019 ответом от 09.09.2019, согласно должностной инструкции Белова И.А. на него возложено общее руководство деятельностью УГА г.Владивостока, к его полномочиям отнесены вопросы выдачи либо отмены ранее выданных администрацией города разрешений на строительство, таким образом, в действиях Белова И.А. содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, дата совершения административного правонарушения 26.05.2019 и 17.07.2019.
Белов И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания был уведомлен надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания либо о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступали, причины неявки суду неизвестны.
Защитник Белова И.А., действующая на основании ордера Бойко О.Л., в судебном заседании просила прекратить производство по делу в отношении Белова И.А. по доводам и основаниям, изложенным в возражениях, поскольку Белов И.А. не издавал оспариваемый в протесте акт, ему протест прокурора, а также какие-либо требования прокурором г.Владивостока не направлялись, т.е. Белов И.А. не является субъектом правонарушения. 02.07.2019 прокурором главе г.Владивостока был направлен не протест, а письмо, которое не является протестом, т.к. оно носит рекомендательный характер и не содержит требование о сроке его рассмотрения. Таким образом, событие административного правонарушения, состоящее в нерассмотрении протеста прокурора в десятидневный срок, отсутствует. Кроме того, 06.06.2019 за подписью Белова И.А. был направлен ответ в прокуратуру г.Владивостока, в котором сообщено о рассмотрении протеста и отсутствии оснований к отмене разрешения на строительство от 09.07.2018. Также полагает, что в данном случае у заместителя прокурора отсутствовали основания и полномочия на возбуждение дела об административном правонарушении с отношении Белова И.А., нарушены порядок и сроки вынесения постановления. Просит производство по делу об административном правонарушении в отношении Белова И.А. прекратить на основании п.п.1,2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Представитель прокуратуры г.Владивостока - помощник прокурора Краснов М.И. в судебном заседании пояснил, что материалами дела подтверждается факт совершения правонарушения и вина в его совершении указанного должностного лица. Дополнительно пояснил, что рассмотрение требования прокуратуры г.Владивостока от 02.07.2019, полученное администрацией г.Владивостока 08.07.2019, осуществлено заместителем главы г.Владивостока Беловым И.А. в нарушение 10-дневного срока 06.08.2019, ответ на указанное требование направлен Беловым И.А. только 09.09.2019, т.е. на 64-й день исполнения требований прокурора. Срок, к которому Белов И.А. должен был дать ответ на требование прокурора от 02.07.2019, истек 17.07.2019, при таких обстоятельствах срок привлечения Белова И.А. к административной ответственности на настоящее время не истек.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.17.7 КоАП РФ, судья должен выяснять законность требования, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства. Таким образом, требование следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Полномочия прокурора закреплены в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Прокуратура Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре РФ" осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре РФ" при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 6, 24 Федерального закона "О прокуратуре РФ" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.
Согласно части 1 ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 08.05.2019 прокурором г.Владивостока в адрес главы г.Владивостока был принесен протест, поступивший в администрацию г.Владивостока 16.05.2019, из которого следует, что 09.07.2018 администрацией г.Владивостока ООО "Владстройзаказчик" было выдано разрешение на строительство объекта "Многоквартирный дом в западной части квартала в г.Владивостоке" по адресу: <адрес>, со сроком действия до 09.07.2021, поскольку указанное разрешение выдано с нарушением норм градостроительного законодательства, оно подлежит отмене, в связи с чем, на главу г.Владивостока возложена обязанность рассмотреть протест в течение 10 дней с момента его поступления, отменить разрешение на строительство от 09.07.2018, о времени и месте рассмотрения протеста уведомить прокуратуру г.Владивостока, о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить прокурора в письменной форме.
Согласно ч.2 ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
10.06.2019 в прокуратуру г.Владивостока поступил ответ администрации г.Владивостока "о предоставлении информации на протест", из которого следует, что протест от 08.05.2019 на разрешение на строительство от 09.07.2018 рассмотрен 24.05.2019 с участием представителя прокуратуры г.Владивостока, УГА сделан запрос в департамент градостроительства Приморского края о предоставлении позиции по вопросу законности выдачи ООО "Владстройзаказчик" разрешения на строительство, направлена копия ответа департамента градостроительства Приморского края, согласно которого в действиях органа местного самоуправления администрации г.Владивостока при выдаче разрешения ООО "Владстройзаказчик" на строительство многоквартирного жилого дома нарушении законодательства не установлено.
Предусмотренный ст.23 указанного ФЗ срок рассмотрения протеста прокурора начал исчисляться с 16.05.2019 - с момента вручения протеста прокурора администрации г.Владивостока и истек 26.05.2019, в указанный срок - до 26.05.2019 включительно протест прокурора рассмотрен не был, следовательно, событие административного правонарушения наступило 27.05.2019.
Дело об административном правонарушении было возбуждено прокуратурой г.Владивостока 17.03.2020, поступило в Ленинский районный суд г.Владивостока 23.04.2020.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание должностным лицом, органом, судом, рассматривающим дело об административном правонарушении, условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Из анализа норм КоАП РФ следует, что извещение участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, жалобы на постановление признается надлежащим, если оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено. Надлежащее извещение подразумевает, что извещение должно быть направлено лицу, привлекаемому к административной ответственности, с таким расчетом, чтобы это лицо имело достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд, орган или к должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Определением от 30.04.2020 рассмотрение дела было назначено на 25.05.2020 в 10.00, Белов И.А. уведомлялся о времени и месте рассмотрения дела по месту работы, поскольку сведения о месте жительства либо месте регистрации должностного лица в постановлении отсутствовали, также как отсутствовали сведения о дате и месте рождения Белова И.А., что лишало суд возможности направить запрос в ОАСР УМВД по ПК.
Из сообщения администрации г.Владивостока от 15.05.2020 следует, что Белов И.А. более не является сотрудником администрации г.Владивостока, в связи с чем, рассмотрение дела было отложено и назначено на 18.06.2020 в 10.00, на прокуратуру г.Владивостока возложена обязанность предоставить сведения о месте жительства Белова И.А.
Таким образом, установленный частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения к административной ответственности, подлежащий исчислению с 27.05.2019, на момент рассмотрения дела судом истек.
Как установлено ранее, протест прокурора г.Владивостока от 08.05.2019 был получен администрацией г.Владивостока 16.05.2020, следовательно, подлежал рассмотрению уполномоченным лицом в установленный законом срок, нерассмотрение протеста образует состав правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.
При этом суд признает обоснованным довод защитника Белова И.А. о том, что направленное прокурором г.Владивостока главе г.Владивостока письмо от 02.07.2019, не является протестом прокурора, в понимании положений ФЗ "О прокуратуре РФ", подлежащим безусловному исполнению в установленный срок, поскольку не содержит какого-либо требования, не возлагает обязанность рассмотреть его в установленный срок. Кроме того, в данном письме прокурором г.Владивостока указано на то, что 10.06.2019 в прокуратуру г.Владивостока поступила информация о результатах рассмотрения протеста.
Из системного анализа положений ФЗ "О прокуратуре РФ" следует, что требования, протесты, представления вносятся прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит рассмотрению ими, а в случае несогласия меры прокурорского реагирования реализуются путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения в суд.
В связи с чем, доводы представителя прокуратуры г.Владивостока о том, что поскольку протест не был рассмотрен надлежащим образом и ответ на протест подписан неуполномоченным лицом, в связи с чем, данный протест 02.07.2019 был возвращен на повторное рассмотрение, повторное рассмотрение протеста состоялось при заместителе главы г.Владивостока Белове И.А. только 06.08.2019, следовательно, правонарушение совершено Беловым И.А. 17.07.2019, являются несостоятельными.
Согласно ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Белова И.А. срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении, в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.17.7 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.6 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░