57RS0023-01-2021-002175-31
Дело № 2-1746/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2021 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,
при секретаре Парфененко Е.В.,
помощник судьи Носова И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Полякова А.В. к Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла о признании незаконным расторжения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций,
установил:
Поляков А.В. обратился с иском в суд к Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла о признании незаконным расторжения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГ в адрес истца направлено уведомление, из которого следовало, что ответчик расторгает с ним договор №*** от ДД.ММ.ГГ на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с ДД.ММ.ГГ на основании пункта 2.2.3 указанного договора.
Ссылаясь на то, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции аннулировано не было, задолженности по арендным платежам он имеет, а нарушений размещения рекламной конструкции истец не обнаружил, просит суд признать незаконным расторжение договора от ДД.ММ.ГГ №*** на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с ДД.ММ.ГГ со стороны Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла в одностороннем порядке, а договор от ДД.ММ.ГГ №*** на установку и эксплуатацию рекламной конструкций не расторгнутым.
В судебное заседании истец Поляков А.В. не явился, его представители по доверенности Булгакова И.А. и Клейменов К.С., исковые требования поддержали полностью, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла по доверенности Тишина Е.В. в судебном заседании иск не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражений на иск.
Представители третьего лица – Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области по доверенности Каримов Р.Р. и Киреева Д.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражений на иск.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
При указанных обстоятельствах суд, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся.
Как предусмотрено статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании пункта 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Общественные отношения в сфере распространения рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).
Статья 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента (часть 4 статьи 19 Закона о рекламе).
Частью 5 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций (часть 5.8 статьи 19 Закона о рекламе).
В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 17 статьи 19 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 18 статьи 19 Закона о рекламе органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается:
1) в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;
2) в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;
3) в случае, если рекламная конструкция не установлена в течение года со дня выдачи разрешения или со дня демонтажа рекламной конструкции ее владельцем в период действия разрешения;
4) в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы;
5) в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) в случае нарушения требований, установленных частью 9.3 настоящей статьи.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГ по результатам аукциона между Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла и Поляковым А.В. был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции №***, согласно пункту 1 которого Управление муниципального имущества и Полякову А.В. возможность установить на земельном участке с кадастровым номером №***, расположенном по адресу: <...>, на пересечении с <...> (нечетная сторона, первая конструкция), и эксплуатировать отдельно стоящую одностороннюю рекламную конструкцию «билборд» с размером информационного поля (3х6 м.) согласно Схеме размещения рекламных конструкций на территории города Орла (№№*** в Адресной программе), соответствующую техническим требованиям, предъявляемым к объектам данного типа, нормам действующего законодательства и условиям договора.
Пунктами 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4 договора сторона 2 приняла на себя обязательства:
- получить в течение двух месяцев с момента заключения договора разрешение на установку рекламной конструкции в порядке, предусмотренном действующим законодательством,
- установить рекламную конструкцию после получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в установленном порядке,
- использовать рекламную конструкцию в соответствии с проектом и разрешительной документацией.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе стороны 1 без возмещения расходов, понесенных стороной 2, в случае размещения рекламной конструкции, не соответствующей условиям, определенным в схеме размещения рекламных конструкций (тип, вид, размер, место установки конструкции).
Таким образом, при согласовании предмета договора стороны установили, что рекламная конструкция устанавливается согласно Схеме размещения рекламных конструкций на территории города Орла и должна соответствовать техническим требованиям, предъявляемым к объектам данного типа, нормам действующего законодательства и условиям договора (пункт 1 договора).
При этом Схемой размещения рекламных конструкций на территории города Орла на момент заключения договора было определено место №***б для размещения рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования «Город Орел» по типу и виду «билборд», размером 3.0 х 6,0 м, щитовая реклама.
ДД.ММ.ГГ в Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области поступило заявление Полякова А.В. на получение разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, содержащее следующие характеристики рекламной конструкции:
- размер рекламной конструкции: 3 x 6 м,
- количество сторон рекламной конструкции: 2,
- общая площадь информационного поля рекламной конструкции: 36 кв. м,
- без подсвета.
К заявлению была приложена проектная документация, подготовленная <данные изъяты> №***, не содержащая технические условия возможности подключения к электросетям, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции №*** от ДД.ММ.ГГ, фотопривязка, схема расположения рекламной конструкции, копия платежного поручения.
ДД.ММ.ГГ Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области было выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции №*** со следующими характеристиками:
- тип рекламной конструкции: «билборд»,
- размер рекламной конструкции: 3 x 6 м,
- количество сторон рекламной конструкции: двусторонняя,
- общая площадь информационного поля рекламной конструкции: 36 кв. м, а также с указанием на размещение рекламной конструкции в соответствии с договором №*** от ДД.ММ.ГГ, проектной документацией <данные изъяты> и согласованным эскизным проектом.
На основании договора купли – продажи рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГ Поляков А.В. приобрел у индивидуального предпринимателя ФИО9 рекламную конструкцию со следующими техническими параметрами:
- размер планшета 3 м. х 6 м.;
- высота стойки 7 м.;
- размер фундамента 1,2 м. х 3 м.х 0,6 м.;
- комплектность: бетонный блок, металлическая опора, металлический планшет размером 3 м. на 6 м. обшитый фанерой.
Как следует из актов обследования места расположения рекламной конструкции, представленный стороной ответчика от ДД.ММ.ГГ от ДД.ММ.ГГ, что по адресу: <...> согласно месту №***, эксплуатируется рекламная конструкция «светодиодный экран» вместо щитовой рекламы «билборд».
Аналогичные обстоятельства выявлены судом в выездной судебном заседании, в ходе которого установлено, что одна сторона информационного поля рекламной конструкции представляет собой электронное табло с динамической сменой изображения, а вторая сторона – рекламный постер.
Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла письмом от ДД.ММ.ГГ уведомило Полякова А.В. о расторжении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции №*** от ДД.ММ.ГГ в одностороннем порядке с ДД.ММ.ГГ по основанию, предусмотренному пунктом 2.2.3 договора и об аннулировании в дальнейшем разрешения на спорную рекламную конструкцию.
Как пояснила представитель ответчика в судебном заседании указание даты расторжения договора с ДД.ММ.ГГ является технической ошибкой и в действительности месяцем расторжения договора является апрель.
На основании указанного уведомления Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области принято решение об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции, выданного Полякову А.В.
Полагая, что ответчик незаконно принято решение о расторжении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГ, Поляков А.В. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Как указали представители истца, установленная рекламная конструкция не противоречит договору от ДД.ММ.ГГ и схеме расположения рекламной конструкции, поскольку, по сути, является «билбордом» с установленным на нем электронным табло с динамической сменой изображения, оборудованной встроенной светодиодной панелью.
По мнению ответчика, такая конструкция не соответствует типу и виду рекламной конструкции определенному схемой является расположения рекламной конструкции, так как «светодиодным экраном», а не «билбордом».
Нормативных требований к рекламной конструкции как «билборд», запрещающих либо исключающих применение светодиодной подсветки, не содержится.
Вместе с тем, характеристики типа и вида рекламной конструкции таких как «билборд» и «светодиодный экран» усматриваются из Схемы размещения рекламных конструкций на территории г. Орла, утвержденной постановлением администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ №*** (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), в том числе из графической ее части.
Так, стороной истца в материалы дела представлены графическая схема расположения рекламной конструкции, являющаяся приложением к спорному договору, где место размещения поименовано как 819б и соответствует обозначению рекламный щит 3х6 м., для светодиодного экрана в свою очередь предусмотрены численное наименование со значком «э» и отдельное условное обозначение – светодиодный экран.
Кроме того, как следует из объяснений, допрошенного в судебном заседании специалиста ФИО10, цена первоначального предложения для рекламных конструкций «билборд» и «светодиодный экран» различная, и является большей для «светодиодного экрана», что отражено в конкурсной документации и наравне с различным обозначением в схеме размещения оценивается потенциальными участниками аукциона.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о допущенных истцом нарушений условий договора, поскольку согласно схемы размещения рекламных конструкций, такие рекламные конструкции как «билборд» и «светодиодный экран» имеются различные условные обозначения и наименования, а в представленном истцом заявлении и проектной документации отсутствовали условия подключения к электросетям, что, по мнению суда, свидетельствует о несоответствии конструкции условиям, определенным в Схеме размещения рекламных конструкций и как следствие основанием для одностороннего отказа от договора, в соответствии с пунктом 2.2.3 договора.
Доводы стороны истца о неправильном исчислении срока, с которого договор от ДД.ММ.ГГ №*** считается расторгнутым, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку требований об изменении даты расторжения договора истцом не заявлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Полякова А.В. к Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла о признании незаконным расторжения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда, которое будет изготовлено 30 сентября 2021 г.
Судья Е.Е. Бардина
Решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2021 г.