Решение по делу № 33-5093/2018 от 08.02.2018

Санкт-Петербургский городской суд

рег. №: 33-5093/2018 Судья: Мазнева Т.А

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 3 апреля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

Председательствующего Луковицкой Т.А.

судей Вологдиной Т.И., Мирошниковой Е.Н.,

    

при секретаре Богуненко Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Петроградского района Санкт-Петербурга на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 30 октября 2017 года по гражданскому делу №2-3348/20217 по иску Румянцевой Н. Г. к администрации Петроградского района Санкт-Петербурга о признании нуждающейся в жилом помещении.

Заслушав доклад судьи Луковицкой Т.А., пояснения истца Румянцевой Н.Г.Комаковой Т.В.(ордер А1678377№327 от 01.06.2017), полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Румянцева Н.Г. обратилась в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Петроградского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, обязать Администрацию Петроградского района Санкт-Петербурга принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 30 октября 2017 года исковые требования Румянцевой Н.Г. удовлетворены. Суд признал Румянцеву Н.Г. нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, обязав администрацию Петроградского района Санкт-Петербурга принять Румянцеву Н.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Не согласившись с решением суда, ответчик администрация Петроградского района Санкт-Петербурга подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Истец Румянцева Н.Г., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в заседание судебной коллегии не явились, направив в суд в порядке статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации своего представителя.

Ответчик администрация Петроградского района Санкт-Петербурга, третье лицо Румянцева Т.Н., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие не заявляли.

При указанных обстоятельствах в силу положений части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца и её представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно п. 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурга" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, следующих категорий: граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга; многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей; ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий; инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей, реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, признаются нуждающимися в жилых помещениях и принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах. При наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности обшей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Из материалов дела усматривается, что Румянцева Н.Г. зарегистрирована по месту жительства в комнате размером 17,60 кв. метров четырехкомнатной коммунальной квартиры по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, собственником которой является дочь истца Румянцева Т.Н. (в размере 176/780 доли), которая также зарегистрирована в указанном жилом помещении. Истец имеет регистрацию в указанном жилом помещении с 17.12.2010 года, Румянцева Т.Н. - с 10.02.1997 года. Право собственности на вышеуказанное помещение возникло у Румянцевой Т.Н. на основании договора дарения 176/780 долей квартиры от 30.03.2007 года.

Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу истец жилых помещений на праве собственности в Санкт-Петербурге не имеет (л.д. 23).

1 декабря 2016 года Румянцева Т.Н. (дочь истца, действующая на основании выданной Румянцевой Н.Г. доверенности) обратилась в администрацию Петроградского района Санкт-Петербурга с заявлением о признании Румянцевой Н.Г. нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Рассмотрев данное заявление, ответчик ответил отказом.

Основанием к отказу ответчик указал на занятие Румянцевой Т.Н. и Румянцевой Н.Г. комнаты размером 17,60 кв. метров четырехкомнатной коммунальной квартиры по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, а также наличие в собственности Румянцевой Т.Н. на основании договора купли-продажи от 2 апреля 1999 года отдельной двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес> общей площадью 43,12 кв. метров.Возражая против удовлетворения иска, ответчик дополнительно указал, что жилищная обеспеченность истца с учетом отдельной квартиры, находящейся в собственности дочери истца, составляет 34,15 кв. метров, что превышает учетную норму, в связи с чем, оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не имеется.

Руководствуясь положениями указанных выше правовых норм, а также положениями статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что юридически значимым по настоящему делу обстоятельством является вопрос о том, является ли Румянцева Н.Г. членом семьи Румянцевой Т.Н.

Оценив представленные сторонами доказательства, в том числе справку УУП 43 отдела полиции УМВД России по Петроградскому району Санкт-Петербурга, показания третьего лица Румянцевой Т.Н., допрошенных судом свидетелей, и учтя разъяснения пунктов 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд пришел к выводу о том, что представленные доказательства являются достаточными для установления факта отсутствия семейных отношений между истцом и Румянцевой Т.Н.

Исходя из того обстоятельства, что занимая комнату площадью 17.60 кв.м в четырехкомнатной коммунальной квартире общей площадью 111.60 кв.м и жилой площадью 78,00 кв.м, на долю Румянцевой Н.Г. приходится 12,59 кв. м, что менее учетной нормы, определенной ст.3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в связи с неправомерностью отказа ответчика в постановке Румянцевой Н.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Судебная коллегия, полагая заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика, не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном применении судом норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих правовое значение для правильного рассмотрения настоящего спора.

Как видно из существа иска и из пояснений стороны истца в судебном заседании, предъявление настоящего иска обусловлено намерением истца реализовать свое жилищное право быть поставленным на жилищный учет и получить жилое помещение по договору социального найма на состав семьи 1 человек без учета дочери, с которой истец зарегистрирована в одном жилом помещении, принадлежащем Румянцевой Т.Н. на праве собственности, но с которой истец не живет одной семьей.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно разъяснениям пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Таким образом, истец в силу закона является членом семьи Румянцевой Т.Н., которая зарегистрировала Румянцеву Н.Г. в принадлежащей ей на праве собственности, комнате размером 17,60 кв. метров четырехкомнатной коммунальной квартиры по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в качестве члена семьи – матери.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым дополнительно учесть, что из материалов дела следует, что именно Румянцева Т.Н. неоднократно обращалась в различные органы государственной власти, действуя в интересах своей матери Румянцевой Н.Г., для предоставления последней жилого помещения. Так заявление от 1 декабря 2016 года в адрес администрации Петроградского района Санкт-Петербурга подано Румянцевой Т.Н. от имени и в интересах Румянцевой Н.Г.

Вопреки выводам суда первой инстанции, само по себе наличие конфликтных отношений между истцом и её дочерью Румянцевой Т.Н. не свидетельствует о прекращении между ними семейных отношений. Спор о составе семьи между Румянцевыми отсутствует, Румянцева Т.Н. с иском к Румянцевой Н.Г. о признании её бывшим членом семьи собственника жилого помещения с целью определения порядка пользования жилым помещением или в целях определения порядка несения расходов по оплате за жилищно-коммунальные услуги не обращалась.

При таких обстоятельствах ссылка суда на часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснения, содержащиеся в абз. 2 п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» несостоятельна, поскольку вопрос о признании истца бывшим членом семьи собственника жилого помещения Румянцевой Т.Н. не является предметом настоящего гражданского спора между Румянцевой Н.Г. и администрацией Петроградского района Санкт-Петербурга.

Учитывая изложенное, выводы суда об установлении факта отсутствия семейных отношений между истцом и Румянцевой Т.Н., не могут быть признаны обоснованными и законными, а принятое судом решение подлежит отмене в силу положений части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием по делу нового решения.

Принимая во внимание, что учитывая в соответствии с положениями части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, принадлежащую Румянцевой Т.Н., членом семьи которой является истец, на праве собственности отдельную двухкомнатную квартиру, жилищная обеспеченность истца составляет 34,15 кв. м., судебная коллегия считает необходимым в удовлетворении исковых требований Румянцевой Н.Г. к администрации Петроградского района Санкт-Петербурга о признании нуждающейся в жилом помещении, об обязании принять Румянцеву Н.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении – отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 30 октября 2017 года – отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Румянцевой Н. Г. к администрации Петроградского района Санкт-Петербурга о признании нуждающейся в жилом помещении, об обязании принять Румянцеву Н. Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении – отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-5093/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Румянцева Н.Г.
Ответчики
Администрация Петроградского р-на
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Луковицкая Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
06.03.2018Судебное заседание
03.04.2018Судебное заседание
20.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2018Передано в экспедицию
08.08.2020Судебное заседание
08.08.2020Судебное заседание
08.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее