Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«06» февраля 2017 года с.Кунашак
Кунашакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Насыровой Д.М.
при секретаре Гаповой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Каримова Р.Г. к Совету депутатов Кунашакского сельского поселения, администрации Кунашакского сельского поселения о признании незаконными и отмене решений совета депутатов Кунашакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №, по иску Кидралеева Д.Н. к Совету депутатов Кунашакского сельского поселения, администрации Кунашакского сельского поселения о признании незаконными и отмене решений совета депутатов Кунашакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №, по встречному иску председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения Хусаиновой Ю.А. к администрации Кунашакского сельского поселения, Главе МО «Кунашакское сельское поселение» об отмене п. 3 распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности опубликования решений совета депутатов Кунашакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №
У С Т А Н О В И Л:
Каримов Р.Г. обратился в суд с административным иском к Совету депутатов Кунашакского сельского поселения, администрации Кунашакского сельского поселения о признании незаконными решений Совета депутатов Кунашакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О заявлении Х, председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения», от ДД.ММ.ГГГГ № «О выборах председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения», от ДД.ММ.ГГГГ № «О заявлении Ю, заместителя председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения», от ДД.ММ.ГГГГ № «О выборах заместителя Кунашакского сельского поселения», от ДД.ММ.ГГГГ № «О выборах заместителя председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения», с учетом дополнения административного иска, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он был избран депутатом Совета депутатов Кунашакского сельского поселения по избирательному округу № и приступил к своим обязанностям. Воспользовавшись своим правом, предусмотренным п.6 ст. 23 Устава Кунашакского сельского поселения, он ознакомился с принятыми Советом депутатов документами заседания от ДД.ММ.ГГГГ. В результате ознакомления, им были выявлены нарушения норм действующего законодательства, а именно, что оспариваемые им решения приняты в нарушение законодательства, а именно подписаны неправомочным лицом, а именно Главой Кунашакского сельского поселения, что повлекло неправомерному назначению Хусаиновой Ю.А. на должность председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения, в полномочия которого входит, в том числе подписание все принятых решений Совета депутатов. Считает, что документы, за которые он голосовал или будет голосовать в будущем, будут подписываться Хусаиновой Ю.А., и на его взгляд указанные решения будут не легитимными.
Кидралеев Д.Н. обратился в суд с административным иском к Совету депутатов Кунашакского сельского поселения, администрации Кунашакского сельского поселения о признании незаконными решений Совета депутатов Кунашакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Озаявлении Х, председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения», от ДД.ММ.ГГГГ № «О выборах председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения», от ДД.ММ.ГГГГ № «О заявлении Ю, заместителя председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения», от ДД.ММ.ГГГГ № «О выборах заместителя Кунашакского сельского поселения», от ДД.ММ.ГГГГ № «О выборах заместителя председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения», указав в обоснование административного иска, что в нарушение Регламента Совета депутатов Кунашакского сельского поселения, указанные вопросы не были включены в повестку заседания Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ как самостоятельные вопросы, а были скрыты по своему содержанию и сути под обозначением «п. 5 Разное» и не были известны депутатам до начала их рассмотрения. В нарушение п.2 ст. 15,16 Регламента, данные вопросы не были предварительно рассмотрены на заседании постоянной(мандатной) комиссии Совета депутатов. Проекты указанных решений не были внесены с необходимыми материалами. Считает, что такие вопросы как избрание председателя Совета депутатов и избрание заместителя председателя Совета депутатов, должны были быть включены в повестку дня как первостепенные. Кроме того, протокол заседания Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ оформлен ненадлежащим образом, так как на данном заседании Хусаинова Ю.А., протокольно была избрана секретарем заседания совета депутатов. После сложения полномочий председателем Совета депутатов Х, председателем Совета депутатов была избрана Хусаинова Ю.А., новый секретарь собрания избран не был. Хусаиновой Ю.А. продолжила вести собрание в качестве председательствующего. Совмещение секретаря заседания и председателя Совета депутатов не предусмотрено действующим Регламентом. Протокол заседания от ДД.ММ.ГГГГ был подписан председателем Х, который на момент подписания протокола был освобожден от обязанностей председателя, и подписан секретарем Хусаиновой Ю.А., которая была избрана председателем Совета депутатов. Кроме того, в протоколе имеются неточности по результатам голосования при избрании Хусаиновой Ю.А., депутат М проголосовал против, а в протоколе отражено о единогласном голосовании. Оспариваемые им решения приняты в нарушение законодательства, а именно подписаны неправомочным лицом, а именно Главой Кунашакского сельского поселения, что повлекло неправомерному назначению Хусаиновой Ю.А. на должность председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения, в полномочия которого входит, в том числе подписание всех принятых решений Совета депутатов. Считает, что документы, за которые он голосовал или будет голосовать в будущем, будут подписываться Хусаиновой Ю.А., и на его взгляд указанные решения будут не легитимными. О нарушениях процедуры принятия вышеуказанных решений ему стало известно после заседания совета депутатов, а о подписании решений ненадлежащим лицом на заседании совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ. Его неоднократные предложения о пересмотре решений в повестку дня не включались. Просит восстановить срок обращения с административным исковым заявлением в суд.
Определением Кунашакского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение административных дел по административным искам Каримова Р.Г., Кидралеева Д.Н. объединены в одно производство.
Административный ответчик – председатель Совета депутатов Кунашакского сельского поселения Хусаинова Ю.А. обратилась со встречным административным иском к Главе Кунашакского сельского поселения, администрации Кунашакского сельского поселения, с учетом уточнения в судебном заседании, об отмене п.3 распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отзыве подписи на Решениях Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано «обнародование и опубликование решений №,№,№, № от ДД.ММ.ГГГГ приостановить до приведения их в правовой статус», о возложении обязанности на Главу Кунашакского сельского поселения, опубликовать Решения Совета депутатов Кунашакского сельского поселения №,№,№, № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанные легитимным органом в информационно-аналитической газете Кунашакского района «Кунашакские вести», указав в обоснование, что Главой Кунашакского сельского поселения издано оспариваемое распоряжение. Она неоднократно обращалась с просьбой об опубликовании данных решений, подписанных легитимным органом, но это не привело к результатам. Ранее, данные решения были размещены на сайте администрации Кунашакского сельского поселения, но затем каким-то образом отозваны. Считает, что в связи с отсутствием публикации указанных решений, они не имеют юридической силы. Данные решения в соответствии с п. 3 ст. 20 Устава Кунашакского сельского поселения и п. 1 ст. 47 Реглмаента Совета депутатов Кунашакского сельского поселения должны быть опубликованы.
В судебном заседании административные истцы Каримов Р.Г. и Кидралеев Д.Н. административные иски поддержали, по указанным в них основаниям.
Представители административного ответчика – Совета депутатов Кунашакского сельского поселения – председатель Совета депутатов Хусаинова Ю.А. и представитель Совета депутатов по доверенности Низамутдинов М.Б. с доводами административных исков не согласны, считают, что принятые решения законны, приняты в соответствии с Уставом Кунашакского сельского поселения и Регламентом Совета депутатов. Считает, что в судебном заседании не установлены нарушение прав административных истцов. Доводы встречного иска поддержали, считают, что в силу законодательства, оспариваемые административными истцами решения Совета депутатов, должны быть опубликованы.
Представитель административного ответчика – администрации Кунашакского сельского поселения по доверенности Багаутдинова В.Ш. исковые требования административных истцов признала, считая их обоснованными и законными. В удовлетворении встречного иска просит отказать, указав что оспариваемые решения Совета депутатов не подлежат опубликованию, так как не носят нормативного характера.
Заинтересованное лицо, ответчик по встречному административному иску – Глава Кунашакского сельского поселения – Ибрагимов А.Р. с административными требования Каримова Р.Г. и Кидралеева Д.Н. согласен, встречный административный иск не признает, считает, что отсутствуют основания для его удовлетворения.
Заинтересованное лицо – Халиков Р.М. с требованиями административных исков не согласен, считает, что оспариваемые решения приняты в соответствии с Уставом сельского поселения и Регламентом Совета депутатов Кунашакского сельского поселения.
Заинтересованное лицо – Юсупова Р.К. с доводами административных исков не согласна, считает, что принятые Советом депутатов решения от ДД.ММ.ГГГГ законны и обоснованны.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, видеозапись, приходит к выводу о необходимости отклонения административных исков и встречного административного иска.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прошло 7 заседание совета депутатов Кунашакского сельского поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно и нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1).
Согласно статье 95 Кодекса административного судопроизводства РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Решением Совета депутатов Кунашакского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворена просьба депутата Халикова Р.М, он освобожден от обязанностей председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения.
Решением Совета депутатов Кунашакского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, председателем Совета депутатов Кунашакского сельского поселения избрана депутат по избирательному округу № Хусаинова Ю.А.
Решением Совета депутатов Кунашакского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворена просьба депутата Юсуповой Р.К., она освобождена от обязанностей заместителя председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения.
Решением Совета депутаток Кунашакского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, заместителем председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения, избран депутат по избирательному округу № Халиков Р.М.
Согласно протоколу заседания Совета депутатов Кунашакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, на указанном заседании присутствовали 10 депутатов из 11, отсутствовал депутат по 1 округу, который сложил свои полномочия. Так же из указанного протокола следует, что административный истец Кидралеев Д.Н. присутствовал при проведении указанного заседания.
Из повестки указанного заседания, следует, что были рассмотрены 5 вопросов, в том числе вопрос № – разное.
Из пункта 5.2 повестки следует, что решение о рассмотрении заявления председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения Халикова Р.М. было принято большинством голосов, проголосовали за – 9 депутатов, против – 1 депутат.
Из п.5.3 повестки заседания следует, что за рассмотрение вопроса о выборах нового председателя Совета депутатов проголосовали за – 8, против – 1 и 1 – воздержался.
Были выдвинуты две кандидатуры на должность председателя Совета депутатов – Хусаинова Ю.А. и Мансуров Х.Х., который подал самоотвод.
Согласно протоколу, выборы председателя проходили путем открытого голосования, за кандидатуру Хусаиновой Ю.А. проголосовали все депутаты единогласно.
Из п.5.4 повестки заседания следует, что было рассмотрено заявление заместителя председателя Совета депутатов Юсуповой Р.К. об освобождении от обязанностей заместителя председателя Совета депутатов. Проголосовали по данному вопросу: за – 6 депутатов, против – 3, воздержался – 1.
Из п.5.5 повестки заседания следует, что был рассмотрен вопрос избрания нового заместителя председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения. Была предложена кандидатура Халикова Р.М., за которого, путем открытого голосования, проголосовали: за – 8, воздержались – 2.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, а действия таких органов незаконными при одновременном их несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" правовую основу местного самоуправления наряду с нормативно правовыми актами федерального уровня составляют уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно ст. 34. Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п. 14 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Согласно ст. 43 Закона в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Согласно абзацу 3 п.4 Положения о муниципальных правовых актах Кунашакского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Кунашакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, муниципальный правовой акт Кунашакского сельского поселения, не имеющий нормативного характера – муниципальный правовой акт, изданный уполномоченным органом местного самоуправления либо должностным лицом местного самоуправления, адресованный ограниченному кругу лиц и устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности данных лиц.
Согласно п.67 Положения муниципальные правовые акты вступают в силу со дня подписания, если иное не установлено в самом муниципальном правовом акте.
В силу п. 68 указанного Положения, муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования.
В судебном заседании не установлены уважительные причины, послужившие основанием для пропуска срока обращения в суд административному истцу Кидралееву Д.Н.
При этом суд учитывает, что о принятых решениях административному истцу Кидралееву Д.Н. стало известно в день их принятия, а именно ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств о невозможности оспорить указанные решения в установленный законом срок, не представлены. Доводы ходатайства о принимаемых мерах по пересмотру принятых решений, не могут являться основанием для восстановления срока. В связи с чем суд считает необходимым отказать административному истцу Кидралееву Д.Н. в связи с пропуском срока обращения в суд.
Судом не могут быть приняты доводы административного иска о нарушении прав принятием оспариваемых в административных исковых заявлениях решений от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом суд учитывает, что административный истец Каримов Р.Г. был избран депутатом Совета депутатов Кунашакского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, на момент принятия оспариваемых решений депутатом по Кунашакскому сельскому поселению не являлся.
Рассмотрение оспариваемых вопросов при проведении заседания Совета депутатов Кунашакского сельского поселения без предварительного их включения в повестку дня, не может быть признано нарушающим права административного истца.
Права депутата Совета депутатов Кунашакского сельского поселения оговорены в п. 9 ст. 22 Устава Кунашакского сельского поселения.
При этом суд учитывает, что участвующие при рассмотрении оспариваемых в административных исковых заявлениях вопросах, депутаты высказали свое мнение путем участия в голосовании, что отражено в протоколе заседания Совета депутатов Кунашакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом не могут быть приняты доводы административного иска о незаконности принятых решений № и № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с их подписанием не уполномоченным лицом, а именно Главой Кунашакского сельского поселения.
Действия по подписанию главой муниципального образования муниципального правового акта представительного органа муниципального образования, не имеющего нормативного характера, подписание которого указанным лицом не является необходимым условием его принятия, сами по себе не имеют характера властного волеизъявления, не влекут нарушения прав и свобод граждан и организаций и не создают препятствий к их осуществлению, в силу чего не могут быть предметом самостоятельного оспаривания.
Доводы о нарушении процедуры ведения заседания Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, а именно не избрание нового секретаря, подписание его бывшим председателем Совета депутатов Халиковым Р.М., не свидетельствует о нарушении прав административных истцов и незаконности принятых правовых актов на указанном заседании Совета депутатов.
Так же суд считает подлежащими отклонению доводы встречного административного искового заявления об отмене п. 3 распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности опубликования решений совета депутатов Кунашакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №.
Указанное постановление не содержит каких-либо правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, не является нормативным актом, и не подлежало обязательной публикации, что согласуется требованиями Положения о муниципальных правовых актах Кунашакского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Кунашакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Издание оспариваемого распоряжения не свидетельствует о признании решений совета депутатов Кунашакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, № противоречащими законодательству и не имеющими юридической силы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-176,179,180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых заявлений Каримова Р.Г., Кидралеева Д.Н. к Совету депутатов Кунашакского сельского поселения, администрации Кунашакского сельского поселения о признании незаконными и отмене решений совета депутатов Кунашакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, № – отказать.
В удовлетворении встречного административного иска председателя Совета депутатов Кунашакского сельского поселения Хусаиновой Ю.А. к администрации Кунашакского сельского поселения, Главе МО «Кунашакское сельское» об отмене п. 3 распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности опубликования решений совета депутатов Кунашакского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, № – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда, путем подачи жалобы в Кунашакский районный суд.
Председательствующий Д.М. Насырова